Предвидение будущего как медитация. Стратегия предвидения
Введенное выше понятие разделяемое будущее можно рассматривать как вспомогательное понятие, удобное на промежуточных этапах процесса предвидения; в нем не учтено индивидуальное намерение . Последнее становится все более оформленным с ростом уровня зрелости и вносит заметный вклад в формирование будущего.
* * *
Напомним, что подлинное будущее формируется под воздействием трех сил: намерения Потока, коллективного намерения и индивидуального намерения . Именно оно в дальнейшем будет обозначаться термином [90]будущее.
Важно понимать, что в этой модели будущее не является чем-то раз и навсегда заданным. Оно формируется и перестраивается в процессе взаимодействия человека с намерением Потока . Такое взаимодействие происходит в моменты принятия решений, выбора и активных внешних действий, а также в медитациях – в моменты трансформации различий между ожидаемым и желаемым состояниями .
Это взаимодействие уже обсуждалось выше. Оно происходит следующим образом. Намерение Потока «создает» («предлагает») конкретный вариант будущего[91]. Его можно чувствовать как внутренний импульс. Чтобы это будущее осуществилось, человек должен его «принять», или подтвердить свое право на него. Для этого он должен начать действовать определенным образом, «отвечая» Потоку . Если индивидуальное намерение не совпадает (не объединено) с намерением Потока или не хватает «силы» для адекватного ответа, т. е. действия неточны, то предложенное ранее будущее отменяется, и вместо него «предлагается» новый вариант будущего – вариант, который требует «меньшей силы».
Таким образом, будущее перестраивается каждый раз, когда человек «отвечает» неточными действиями или отказывается (не может или не хочет) это будущее принять. Неточные действия сопровождаются переживанием внутреннего дискомфорта или стресса и корректируются знаками внешнего мира , подробнее об этом – см. ниже. Здесь уместны сессии трансформации, снижающие интенсивность переживаний.
Препятствия и знаки внешнего мира побуждают человека корректировать свой путь. В такой модели предвидение будущегопредставляет собой медитативный процесс, неотделимый от реальных действий .
Этот процесс протекает, в основном, в пятом-шестом слоях, а также в более тонких. Медитация пятого слоя – это ментальное прогнозирование (формально-логическое предвидение ). В нем учитывается как разделяемая реальность , так и индивидуальное намерение . Медитация шестого слоя – это спонтанные действия во внешней территории , инициированные индивидуальным намерением и Потоком .
Обе медитации протекают синхронно, как единый процесс. Теоретически этот синхронный процесс следует дополнить медитацией, протекающей одновременно с ним в более тонких слоях, включая и области бесформенного мира , где происходит согласование или объединение индивидуального намерения и намерения Потока . На практике, однако, эта дополнительная медитация требует высокого уровня осознанности и концентрации, которые достигаются многолетними тренировками. Для практических целей достаточно эпизодических и кратковременных (медитативных) переходов сознания в глубинные области внутренней территории . В эти мгновения доступно многомерное вневременное восприятие Потока , что позволяет корректировать действия в шестом слое.
* * *
Эти шаги представляют собой идеальную стратегию предвидения будущего . Для ее использования необходим высокий уровень осознанности – не ниже уровня взрослого или зрелого человека.
Как и выше (разделы 26.1, 26.2 и 26.3.1), в этой стратегии удобно выделить три типа предвидения: интуитивно-чувственное, формальнологическое , а также целостное предвидение будущего. Последнее представляет собой объединение первых двух. В таком объединении учтены как «Высшая воля», так и индивидуальные интересы (намерение ) плотного плана, который часто представлен «низшим Я», эго, …
Субъективно целостное предвидение может переживаться как внезапно возникшее «знание», имеющее четкую логическую основу.
Оно рождается как тончайшее ощущение и мгновенно опускается на уровень ментальной позиции (конструкции). В этот момент человек может аргументировано отстаивать суждение, опираясь на анализ и логику. Создается впечатление, что его «знание» – это следствие логического расчета. В действительности здесь имеется два практически синхронных и взаимодополняющих процесса предвидения – появление интуитивного «знания» и вслед за ним, почти мгновенно, строгое логическое обоснование. Так организован любой процесс творчества.
Важно осознавать, что это интуитивное «знание» не зависит от логической аргументации и не нуждается в ней. Оно рождается мгновенно и как целое. Не следует рассматривать логические конструкции, явившиеся вслед за ним, как его источник. Скорее они являются «материализацией», т. е. ментальной разверткой этого «знания», и служат ему дополнительной опорой. Обычно люди не осознают этих тонких оттенков своего мышления, переносят акцент на логическую аргументацию, и тогда объектом дискуссий и возможных разногласий оказываются именно логические аргументы, а не само «знание».