Целостное восприятие событий и их пространственная развертка
На следующем этапе «спуска» по слоям время и причинно-следственные связи еще более материализуются. В пятом слое происходит разделение целостного сюжета на пространственно разъединенные формы, зарождается пространственная развертка сюжета. При переходе в пятый слой конкретные фрагменты сюжета выделяются как независимые объекты – возникают отдельные «вещи», и каждой из них присваивается «имя». Создается «понятийный аппарат», необходимый для существования четких форм. Затем некоторые из них воспринимаются как причина («объявляются» причиной), другие – как следствие[75].
В пятом слое каузальный поток начинает восприниматься как череда отдельных сюжетных и событийных фрагментов, каждый из которых имеет начало и конец; образуются конкретные формы. Отдельные события дробятся на мелкие фрагменты; в пределе мы получаем чередование моментов времени, или временны х срезов непрерывного потока, каждый срез представляет собой статичную пространственную картину (визуальный «слайд» или «кадр фильма») – содержание «реальности» в данный момент времени[76].
В свою очередь, в каждом из таких временны х срезов производится дробление целостной картины на более мелкие фрагменты – пространственно разделенные «вещи». Оно оформляется в пятом слое, имеет индивидуальный характер, но всегда в рамках разделяемой реальности .
Здесь же формируется и материализуется мир абстрактных идей, касающихся смыслового содержания «реальности», появляются основные категории, необходимые для передачи смыслов. Помимо «вещей» и связей между ними здесь воспринимаются стабильные (одинаковые для многих временны х срезов) качества фрагментов событийного потока, затем им даются названия – например, земля, небо, свет, тьма, день, ночь, и т. д. Обычно они появляются парами, как иньские и янские формы, возникающие в процессе «распада ци» при «спуске» по слоям, и становятся частью разделяемой реальности.
Сознание пятого слоя фрагментарно. Его «вместимость» мала, оно может «вмещать» целый сюжет от начала и до конца, только дробя его на отдельные фрагменты – мыслеформы. Отдельная мысль обычно относится к конкретному мгновению события и включает не весь временной срез (пространственный контекст мгновения), а только конкретный объект, расположенный в определенной части пространства. Если требуется учитывать присутствие других объектов, то это будет последовательность мыслей, переходящих от одного объекта к другому до тех пор, пока весь интересующий нас контекст не будет охвачен. В пятом слое сложно удерживать внимание одновременно на нескольких пространственно-разделенных объектах, обычно для этого требуется сразу несколько мыслей, чтобы вместить их. Так возникает пространственная развертка .
Вследствие этого мышление и восприятие пятого слоя линейны: распределены в большом пространственном объеме (разные «вещи» – в разных пространственных зонах), оперируют логическими связями, соединяющими или разделяющими разные пространственные объекты (если…, то…; либо то, либо это…). Мышление, как и восприятие, громоздко и медлительно в сравнении с возможностями шестого слоя. В одном многомерном ощущении шестого слоя помещается весь пространственный контекст данного мгновения без дробления на отдельные формы («вещи»), тогда как в одном мгновенном ощущении пятого слоя вмещается отдельный пространственный фрагмент (одна «вещь»).
* * *
Итак, восприятие сюжетов бесформенного мира имеет различную структуру в разных слоях.
В восьмом слое целостный сюжетпереживается как локальное многомерное ощущение, неотделимое от наблюдателя.
В седьмом слое наблюдательотделяется и воспринимает локальное многомерное ощущение как внешний объект.
В шестом слое это ощущение разворачивается в виде «материализованного фильма» (каждый кадр «фильма» – это локальное ощущение шестого слоя).
В пятом слое оно представлено как на набор отдельных «материализованных кадров» , каждый кадр содержит несколько пространственно разделенных объектов из мира форм , образующих некий смысловой сюжет данного момента (каждому объекту соответствует отдельное локальное ощущение пятого слоя).
Например, образ человека, входящего в помещение. Смысловое содержание может касаться его намерений; тогда по умолчанию должно быть ясно, в какое помещение и с какой целью он входит. Чтобы передать эти смыслы, в «кадре» будут присутствовать и другие объекты, поддерживающие смысловое содержание; например, определенная мебель, присутствие людей или пустая комната и т. д.
Как уже сказано, в пятом слое обычно «умещается» несколько таких «кадров» – одновременно, либо быстро сменяя друг друга. Разный выбор «кадров» и их комбинаций рождают разные варианты смыслового содержания и временн ой развертки целостного сюжета. Отдельные фрагменты одного «кадра» или разных «кадров» объединены смысловыми и причинно-следственными связями.
При непосредственном восприятии «внешнего» сюжета эти фрагменты выделены тем, что привлекают (захватывают) спонтанное внимание в момент наблюдения. Такое выделение бессознательно; оно задается коллективным бессознательным в соединении с индивидуальной ценностной ориентацией и часто сформировано как бессознательный навык; именно оно определяет как «смысл» происходящего, так и его «причины».
В процессах мышления эти фрагменты представлены визуальными образами. Смысловое объединение отдельных фрагментов (визуальных образов) достигается неявно: нужные образы выделены какой-либо субмодальностью – цветовыми оттенками, или яркостью, или размером, или как-то еще.
Таким образом, на данном этапе восприятие оказывается индивидуально окрашенным (оставаясь при этом в рамках разделяемой реальности ). Разные люди, проживающие единый событийный поток, будут обнаруживать в нем разные варианты мира форм , бессознательно порождая их индивидуальными привычками восприятия. Это демонстрировалось в приведенном выше примере и визуальных метафорах.
* * *
Вернемся к обсуждению «спуска» по слоям. В плотных слоях происходит окончательная «материализация» мира форм . В объеме четвертого слоя может помещаться только один визуальный образ – один «кадр». Здесь образы более яркие, а смысловые оттенки передаются хуже, чем в пятом слое. Как уже сказано, эволюционное и смысловое содержание требует передачи отношений (связей) между отдельными объектами внутри одного «кадра» и в разных «кадрах». Эти отношения не умещаются в четвертом слое. В результате многие причинно-следственные и смысловые связи рвутся, остаются только эмоционально нагруженные. Таким образом, в «кадр» попадают разные детали контекста, не связанные между собой в субъективном восприятии. Находясь в каком-либо из состояний четвертого слоя, человек может дать детальное описание контекста, не осознавая смысла и причинно-следственных связей происходящего.
Наконец, в третьем слое в поле внимания умещается только отдельная деталь происходящего, обычно наиболее значимая эмоционально. Например, лицо человека и его мимическая реакция. Ощущения здесь особенно интенсивны, почти материализованы, а визуальные образы максимально яркие и четки е. Находясь в состояниях третьего слоя, человек способен переживать только захватывающие его эмоции, без понимания смыслов, причин и последствий, которые доступны в четвертом и пятом слоях. В состояниях второго слоя можно осознавать только отдельные (материализованные) детали контекста или ощущения, ими порождаемые.