Мир форм и мир бесформенный. Связи между ними
Для обсуждения этих непростых закономерностей восприятия нам потребуется рассматривать два уровня сознания: формально-логическийи интуитивно-чувственный. Первый из них представлен конкретными формами – материальными объектами и их визуальными образами; он будет обозначаться как мир форм. Второй уровень сознания связан с чувственным восприятием бытия и представлен множеством внутренних состояний (не имеющих четкой формы), т. е. переживаниями без образов; он будет обозначаться как бесформенный мир.
Если воспользоваться аналогией из квантовой физики, то первый из них – это мир классических объектов, второй – мир квантовых состояний .
Итак, к миру форммы относим весь материальный мир и содержание нижних восьми слоев внутренней территории [69]. Здесь каждое переживание инициировано некой формой. В нижних слоях – с первого по четвертый – эта форма реализована в виде четких и ярких визуальных образов, выражающих внешнюю реальность. В более тонких слоях – шестом, седьмом и восьмом – образы становятся менее четкими, полупрозрачными или призрачными, и постепенно заменяются визуальными символами , представляющими собой осколки или следы образов реальности[70]. Законы природы и ментальные конструкции, т. е. правила, научные утверждения, четкие высказывания, суждения или убеждения относительно явлений внутренней и внешней территории также относятся к миру форм .
К бесформенному мирумы относим глубинные области внутренней территории , расположенные в восьмом – двенадцатом слоях и обширные области за пределами двенадцатого слоя. Это мир чувственных переживаний бытия, доступных непосредственно, т. е. без использования визуальных образов. Многие звуки также относятся к бесформенному миру . Основные объекты бесформенного мира — это внутренние состояния , переживаемые как ощущения или распределения ощущений. Иногда к бесформенному миру могут быть отнесены состояния шестого-седьмого слоев – такие состояния, в которых можно абстрагироваться от визуальных образов и которые можно переживать только чувственно. Восприятие бесформенного мира возможно из особых (расширенных) состояний сознания; они могут стать устойчиво доступными после длительного периода тренировок и трансформационных сессий.
Строго говоря, область девятого-двенадцатого слоев следовало бы рассматривать как переходную область от мира форм к бесформенному миру . Здесь сосуществуют оба уровня сознания – формально-логический и интуитивно-чувственный . С повышением слоя интуитивно-чувственное переживание внутренних состояний оказывается все более естественным типом мышления и сознания, а визуальные формы (образы) становятся призрачными, лишенными четких границ, быстро меняющимися и почти неуловимыми.
В бесформенном мире содержится знание относительно всех сюжетов и проблем, переживаемых человеком во внешней и внутренней территории . Однако всякое знание здесь представлено в виде внутренних состояний , переживаемых только чувственно. Эти состояния представлены многомерными ощущениями и обладают огромной информационной емкостью.
Можно сказать, что вся жизнь человека есть пространственно-временна я развертка знания , заключенного в таких состояниях . С этой разверткой удобно связать понятие [71]Поток —в значении носитель (или источник) знания. В обыденной реальности ему соответствуют понятия «Высшая воля», Судьба, Рок. Можно также говорить о намерении Потока , понимая под этим намерение , приходящее из бесформенного мира .
Знание бесформенного мира рождается спонтанно в моменты его проживания. Выражающие его ментальные формы и тексты наполнены глубоким смыслом, но этот смысл трудно перенести в область обыденного мышления, сохранив глубину и уникальность. При переходе к обыденным формам сознания тексты теряют объемность и многомерность и превращаются в банальные высказывания. Тонкие смыслы теряются. Иногда знание начинает восприниматься как нечто парадоксальное и таящее в себе опасность, хотя таковым не является.
* * *
Между миром форм и бесформенным миром существует глубокая внутренняя связь. Можно сказать, что вместе они представляют собой выражение (и описание) бытия как единого целостного явления:
Рис. 36. Соотношение между миром форм и бесформенным миром.
В обыденном сознании эта связь выражается в том, что каждое внутреннее переживание ассоциируется с определенным визуальным образом или объектом (сюжетом) материального мира, т. е. формой. Действительно, если создать в своем воображении визуальный образ конкретного сюжета (элемент мира форм), то во внутреннем пространстве появится переживание, с ним связанное. Это переживание можно рассматривать как плотную часть элемента бесформенного мира. Наоборот, при переживании какого-либо состояния тонких слоев – например, восьмого-двенадцатого – в сознании могут ассоциативно возникать визуальные образы определенных сюжетов или людей.
Иначе говоря, мир форм и бесформенный мир отображаются друг на друга: каждый элемент бесформенного мира [72]порождается некоторым фрагментом из мира форм, и наоборот. Эта связь представлена на рисунке 36.
Напомним, однако, что образы – однозначны, а ощущения – бесконечнозначны. Каждый образ имеет четкую форму, однозначно передается средствами языка, например, дерево, дом, дорога и т. д. Ощущения же не имеют четких границ и не могут быть однозначно выражены в виде конкретной формы или ментальными средствами. Например, переживая головную боль, можно обнаружить, что она ассоциируется и с недавним разговором, и с каким-то воспоминанием, и с мыслями о будущем, и с другими темами, но ни один из этих сюжетов нельзя рассматривать как главный или единственный ее источник. На рисунке 37. представлено соотношение между визуальными образами внешней реальности и ощущениями. В одну сторону (рис. 37 а) отображение является однозначным: каждый визуальный образ порождает вполне конкретное ощущение; в другую сторону (рис. 37 б) это отображение многозначно или бесконечнозначно: отдельное переживание (ощущение) может быть выражено разными визуальными образами или серией образов.
Рис. 37 а. Каждый образ порождает конкретное ощущение.
Рис. 37 б. Каждое ощущение порождав множество форм – образов и мыслей.
Разные формы могут выражать разные оттенки единого переживания – элемента бесформенного мира.
* * *
Из сказанного следует, что мир формможно рассматривать как упрощенную версию бесформенного мира.Действительно, переживание каждого сюжета внешней реальности распределено во всех слоях; с повышением слоя интенсивность ощущения уменьшается, но его глубина и многомерность – возрастают. Визуальные образы – формы нижних слоев – используются для обозначения материальных объектов и простейших (интенсивных) отношений между ними. Переходя в верхние слои, мы получим переживание более тонких качеств и смысловых оттенков тех же объектов и сюжетов мира форм. Элементы бесформенного мира — это масштабные и «абстрактные» переживания, которые возникают при дальнейшем повышении слоя.
* * *
Каждому внешнему сюжету соответствует множество разных переживаний и смыслов, которые располагаются в разных слоях. Эти переживания образуют иерархическую последовательность. Некоторые ее элементы (из нижних слоев) относятся к миру форм, другие (из верхних слоев) – к бесформенному миру. Они имеют разный уровень сложности, возрастающий с ростом слоя. Переживания из нижних слоев могут быть просты и даже примитивны, тогда как переживания из тонких слоев могут содержать тончайшие оттенки суждений о внутренней реальности и внешнем мире.
Рассмотрим примеры. Предположим, что некто стакивается с внешним препятствием и эмоционально переживает это столкновение. Например, он может чувствовать протест или гнев в третьем-четвертом слоях, растерянность – в пятом слое и ощущение тупика – в шестом; здесь протест третьего слоя – ситуационная и легко проживаемая реакция на какое-то замечание, а тупик в шестом слое – переживание непреодолимых трудностей в важном проекте. В седьмом слое такой человек может испытывать тотальное, но тонко переживаемое уныние по поводу себя или своей карьеры, а в восьмом слое – безнадежность и экзистенциальное одиночество.
Эти состояния есть выражение оттенков единого целостного переживания , хотя и располагаются в разных слоях: более примитивная версия переживания представлена в нижних слоях, выражается языком мира форм и может быть передана в виде ментального описания; его более тонкая и глобальная версия ментально невыразима и может быть отнесена к бесформенному миру . Тонкие смыслы почти непостижимы, они могут содержать интуитивное знание (или суждение) о себе, о внешней реальности, о будущем…
В социальных контекстах часто учитывается только «научная» часть этого знания , которая вмещается в мир форм . Обсуждаются материализованные формы препятствий и конкретных шагов, четкие правила, планы и логические построения. Ментально невыразимая часть знания интуитивно чувствуется, но не обсуждается, т. к. находится за рамками разделяемой реальности .
Способность осознавать интуитивно-чувственную реальность напрямую зависит от уровня зрелости . Как правило, она не осознается или слабо осознается и игнорируется на начальных этапах личностной эволюции. На нижнем уровне, т. е. на уровне подростка или юноши нет возможности выходить за рамки мира форм. Юноша способен создавать ментальные модели и планы, но не имеет чувственного знания , дающего силу действовать. Взрослый это знание имеет, черпая его из бесформенного мира . Точное интуитивное знание относительно конкретных действий и стратегических перспектив, доступное взрослому , может выглядеть для подростка и юноши как чудо или непостижимый талант.
Подобная сила редко дается человеку изначально («по праву рождения») и не встречается в раннем возрасте. Она появляется как результат личностной эволюции. Сложность в том, что в процессе социальной адаптации неосознанно усваивается множество поведенческих правил, которые переживаются как и рациональные запреты и поддерживаются плохо осознаваемыми страхами, также усвоенными при проживании личной истории. Путь в бесформенный мир пролегает через заповедные и «запретные» области, «недоступность» и «запретность» которых поддерживается этими страхами.
Эти же страхи блокируют способность к творческому мышлению и проживанию внешних сюжетов. Становясь на путь внутреннего развития, необходимо быть готовым встретиться с ними и научиться их преодолевать, осознанно проживая все сюжеты деловой и личной жизни. Тогда скорости и стрессы современного мира могут стать опорой на этом пути.