Техника 43. Формирование энергетического потока внешнего объекта
1. Занять позицию, из которой комфортно наблюдать за выбранным объектом. Расслабить тело, расфокусировать внимание.
2. Расширить границы осознания так, чтобы он оказался во внутренней территории . Если это предмет интерьера, то мы получим состояние не ниже третьего слоя. Если же это какой-либо природный объект – дерево, скала – то слой может оказаться существенно выше.
3. Расфокусировать внимание во всем объеме осознаваемой области внутренней территории. Осознать ощущение-отклик и его расположение во внутренней территории . Смотреть сквозь выбранный объект , не фокусируясь на нем. Сам объект оказывается в периферийном внимании, а ощущение-отклик — в центральном.
4. Концентрироваться одновременно в трех точках: в точке расположения внешнего объекта, в точке расположения фиксированного «Я» и в точке расположения ощущения-отклика. Раскрывать эти зоны. Одновременно с этим необходимо выполнять шаги техники 14 (раздел 17.2) т. е. расслаблять область внутренней территории , заключенную между ними, расширяя границы осознания (границы «кокона»), выполнять эти действия до полного объединения всех трех точек; этот результат достигается, если расслаблять тело (т. к. все точки имеют телесные проекции).
5. На этом этапе внешний объект субъективно воспринимается так, будто он находится в некоторой точке «где-то глубоко внутри». Возникшее состояние переживается как энергетический поток — множество ощущений, распределенных во всей внутренней территории . Наиболее сильное ощущение совпадает с ощущением внешнего объекта «где-то глубоко внутри». Субъективно оно может переживаться как центр потока(в дальнейшем это название будет использоваться как термин).
6. Стабилизировать это состояние; оно и представляет собой вышеупомянутое «состояние внутренней силы» – опоры, покоя и т. д.
Полученное состояние потока можно удерживать длительное время, оставаясь в контакте с внешним объектом в течение всего периода медитации. Мы будем называть такой энергетический поток внешним потоком, подчеркивая тот факт, что он «создается» внешним объектом (точнее – в присутствии внешнего объекта). Этим мы хотим также подчеркнуть принципиальное отличие такого энергетического потока от потоков, которые рассмотрены в предыдущих разделах и создаются только с помощью концентрации (без участия внешнего мира).
Субъективно внешний энергетический поток может восприниматься как поток субстанции. Люди, склонные к визуализации ощущений, способны «видеть» такие потоки. Подчеркнем, что мы не считаем поток движением субстанции, это всего лишь один из способов его восприятия. Как и прежде термином «энергетический поток» обозначается распределение ощущений и их движение (перераспределение). Эти ощущения постоянно меняются, создавая впечатление движения, поэтому используется термин «поток».
В дальнейшем будут использоваться понятия внешний поток(для обозначения потока, возникшего на шаге 6) и центр внешнего потока(для обозначения его центра). Последовательное выполнение шагов 4–5 будет обозначаться как объединение с внешним объектом. Внешний объект субъективно переживается как источник энергетического потока. В качестве источника можно рассматривать как сам объект, так и точку внутренней территории , в которой он располагается.
Введем также понятие слой внешнего потока . Как уже упоминалось выше, мы оказываемся в разных слоях внутренней территории , настраиваясь на разные объекты внешнего мира. В случае «неодушевленных» внешних объектов слой зависит только от расстояния (чем больше расстояние до объекта, тем выше слой).
В частности, объединяясь с небольшим объектом, находящимся в непосредственной близости, мы оказываемся в третьем слое. Объединение с фрагментом архитектурного сооружения или одиноко стоящим неподалеку деревом переведут сознание в четвертый слой (ему соответствует масштаб городской улицы). Объединение с объектом на противоположном берегу небольшой реки или группой людей переводят сознание в пятый-шестой слои. Объединение с объектами на склоне горы (на расстоянии порядка 1–2 километра) переводит сознание в шестой-седьмой слои. Объединение с объектом на линии горизонта переводит сознание в восьмой слой. Горные пейзажи порождают состояния седьмого-девятого слоев. Находясь на вершине горы и соединяясь с далекими объектами, можно пережить состояние еще более тонких слоев (девятого-десятого). Объединяясь со звездным небом и с отдельными звездами, можно переживать состояния одиннадцатого-двенадцатого слоев.
Все сказанное не относится к произведениям искусства, в которые может быть вложен тонкий смысл, от чего слой также зависит. Подлинные произведения искусства, в особенности, культовые (например, икона), могут переводить сознание в особенно высокие слои, на каком бы расстоянии они ни располагались. Воспринимая произведение искусства, человек смотрит не столько на внешний объект, сколько внутрь себя, «вынужденно» оказываясь в пространстве тонких слоев.
Особую группу внешних потоков образуют потоки стихий. Такие состояния можно получить, объединяясь с открытым огнем (пламенем горящего костра), или водой (гладью озера). Можно также объединиться с небом, землей , массивом леса и т. д. Все эти потоки различны. В даосской традиции рассматриваются пять стихий: огонь, земля, металл, вода, дерево . Каждая из них представлена во внешнем мире материальными явлениями и объектами. Объединяясь с любым из них, можно получить энергетический поток , соответствующий данной стихии. Поток каждой стихии может быть сформирован в разных слоях внутренней территории. Слой потока стихии (слой состояния ) зависит от масштаба объекта и расстояния до него.
Энергетические потоки внешних объектов и потоки стихий могут служить опорой в процессах трансформации проблемных состояний . Для этого необходимо выполнять следующие действия.