Принятие страдания» как фундаментальный принцип трансформации энергии
Напомним, что в рассматриваемой здесь картине любое переживание может осознаваться как некоторое распределение ощущений. Существуют, однако, две стратегии субъективного восприятия переживаний, интуитивно и бессознательно используемые многими людьми.
Первая стратегия содержит действия, которые на первом этапе ведут к усилению переживания, а затем к его трансформации – снижению или исчезновению. Внимательный читатель обнаружит в ней шаги приведенных выше техник трансформации. Эта стратегия сопровождается высоким уровнем интенсивности переживания (на первом этапе) и высоким уровнем осознанности.
Вторая стратегия позволяет воспринимать это же переживание с минимальной интенсивностью , т. е. субъективно как более легкое.
Существенно, что в обоих случаях исходное распределение ощущений, возникающее под воздействием внешних событий, остается неизменным, но порождаемые ими состояния принципиально различны. Это различие достигается выбором конфигурации границ осознания внутренней территории , см. ниже.
Для трансформации энергии уместна именно первая стратегия, т. к. она дает прямой доступ к переживанию энергии. Использование второй стратегии делает трансформацию энергии невозможной, однако именно она бессознательно используется во многих случаях для снижения интенсивности негативных впечатлений и болевых симптомов.
Для иллюстрации обеих стратегий мы рассмотрим восприятие болевого симптома, а затем негативного эпизода. Начнем с болевого симптома.
Первая стратегия включает следующие шаги: расфокусировать внимание, найти ощущения, переживаемые как боль, поместить ощущение «Я» в центр боли и расширить границы осознания . Важно проследить, чтобы внимание было расфокусировано во всей области боли и в ее окрестности. Концентрация направляется на локальное ощущение боли и расширение области расфокусировки (границ осознания ).
Субъективно вся последовательность шагов в целом может восприниматься так, будто мы «впускаем» боль вглубь внутренней территории , «помогая» ей максимально «проявить себя». Это можно также выразить словами «двигаться навстречу боли» .
Можно убедиться, что в результате этих действий интенсивность ощущения боли возрастает, но затем начинаются активные процессы трансформации; боль снижается и исчезает .
Вторая стратегия включает следующие шаги: располагать «Я» в глубине внутренней территории — глубже, чем центр боли и на некотором расстоянии от него. Мысленно создать воображаемую поверхность между «Я» и ощущением боли. Организовать внимание так, чтобы боль оказалась за пределами осознаваемой части внутренней территории . Точное выполнение этих инструкций, особенно последней, ведет к снижению боли. Боль начинает восприниматься как объект внешней территории , расположенный за пределами границ чувственного восприятия (см. раздел 6.4). Стабилизация состояния сопровождается компенсаторным напряжением некоторых зон тела . В случае продолжительной боли это напряжение становится хроническим, однако в субъективном восприятии интенсивность боли несколько снижается.
Другой вариант этой стратегии – вытеснение боли в глубинные зоны внутренней территории , в бессознательное. Для этого выполняются следующие шаги: располагать «Я» в поверхностных зонах внутренней территории — ближе к поверхности, чем центр боли, и на некотором расстоянии от него. Мысленно создать воображаемую поверхность между «Я» и ощущением боли. Организовать внимание так, чтобы боль оказалась в глубине внутренней территории , за пределами осознаваемой части . Далее все происходит так же, как и в предыдущем варианте этой стратегии. Однако теперь компенсаторные телесные напряжения организованы так, то движение вглубь внутренней территорииоказывается труднодоступным или невозможным; устойчивое мышечное напряжение препятствует ему.
Оба варианта второй стратегии могут осуществляться неявно через действия во внешней территории. Это любые способы переключения внимания, способы отвлечься, включая прогулки, развлечения, общение и т. д.
* * *
Аналогичные стратегии могут быть использованы при переживании сильных эмоций или внешнего стресса. Для иллюстрации можно рассмотреть любой внешний эпизод, содержащий момент стресса, и поместить его визуальный образ во внутреннюю территорию. Это может быть чья-то поведенческая реакция или чье-то высказывание, вызывающие сильную эмоцию. Образ должен быть движущимся и звучащим, и по окончании сюжета воспроизводиться вновь; последнее необходимо для устойчивой стабилизации переживания. Теперь мы рассмотрим (как и выше, в случае боли) два типа состояний: в одном из них интенсивность переживания будет максимальной, в другом – минимальной. Начнем с первой стратегии – создания максимальной интенсивности переживания.
Первая стратегия включает следующие внутренние действия (которые повторяют некоторые шаги приведенных выше техник трансформации): расширить границы осознания так, чтобы образ и вызываемые им ощущения оказались внутри этой области; объединить «Я» с ощущением переживания. Образ остается в периферийной части внимания, а «Я» и расширившийся на предыдущих шагах объем ощущения — в центральной. Необходимо раскрыть эту область глубь внутренней территории и одновременно во внешнюю территорию. Теперь легко настроиться на образ таким способом, чтобы интенсивность переживаний стала максимальной и полностью осознанной. Субъективно это переживается так, будто мы «позволяем» и «помогаем» переживанию захватывать значительную часть внутренней территориии смещаться в ее глубинные области .
В результате этих действий интенсивность переживания эмоции возрастает, но затем начинаются активные процессы трансформации; эмоциональное переживание снижается и исчезает .
Вторая стратегия порождает состояния минимальной интенсивности переживания. Это достигается с помощью следующих шагов: мысленно создать воображаемую поверхность, отделяющую ощущение «Я» от визуального образа и вызываемого им переживания; организовать внимание таким способом, чтобы визуальный образ оказался за пределами границ осознания. При четком следовании этим инструкциям визуальный образ переводится в разряд внешних объектов, находящихся за пределами границ чувственного восприятия . В сложных случаях, однако, последняя инструкция трудновыполнима и требует высокой концентрации. Если это удается, то переживание практически исчезает. В любом случае перечисленные действия ведут к существенному снижению интенсивности переживания.
Можно добиться стабилизации этого состояния ценой хронического напряжения в тех или иных зонах тела. Обычно именно это и делается бессознательно; внутренний выигрыш состоит в снижении остроты переживания и в возможности спокойного обдумывания ситуации.
Как и в случае боли, возможен другой вариант этой стратегии, в котором переживание вытесняется вглубь внутренней территории , и проблема вытесняется в бессознательное.
Оба варианта второй стратегии также могут быть неявно выражены через внешнюю активность. Как уже упоминалось, сюда относятся любые способы отвлечься, переключить внимание, включая развлечения и другие способы компенсации. Очень часто это интенсивная профессиональная деятельность.
* * *
В рассматриваемом здесь подходе всегда используется именно первая стратегия. Использование второй стратегии, при всех ее кажущихся выгодах, в нашем подходе считается нежелательным, т. к. затрудняет, а чаще всего делает невозможными, процессы трансформации.
В современном мире, однако, многие люди еще в детстве «обучаются» бессознательно следовать второй стратегии, т. к. она снижает болевую симптоматику и силу эмоциональных переживаний в ситуациях стресса. Как правило, это сопровождается иллюзией отсутствия проблем либо их «забыванием».
Различные методы внушения или самовнушения, снижающие силу переживаний, техники положительных аффирмаций, различные способы «настройки» на «уверенность в себе» и «позитивный результат» также неявно содержат эту стратегию. Заметим, что стратегически такие действия ведут к бессилию и проигрышу, т. к. сопровождаются вытеснением боли и страха. Как упоминалось выше, стабилизация состояний, в которых переживание и боль снижены, ведет к хроническим мышечным напряжениям, удерживающим вытесненные страхи в бессознательном. Тактически использование этой стратегии также не выгодно. Оно вынуждает человека находить компромиссные и не очень точные решения под влиянием бессознательных страхов. Кроме того, при неожиданном повороте событий (внезапный стресс) острота вытесненных переживаний восстанавливается. Это может происходить в наиболее неподходящие моменты, отменяя все подготовленные позитивные состояния .
В нашем подходе считается, что именно трансформация сюжетных страхов и болевых симптомов создает значительные преимущества – как тактические, так и стратегические. Действительно, трансформация является необходимым условием создания новых, более эффективных поведенческих стереотипов. Кроме того, она позволяет создавать реальную уверенность и силу вместо внушенных под воздействием «настроек на позитивное», и способствует исцелению текущих и хронических заболеваний.
Как уже говорилось, трансформация возможна только из состояний высокой интенсивности страдания —переживания тяжелых и неприятных ощущений, сопровождающих негативную эмоцию или физическую боль (на фоне максимальной телесной расслабленности) . Поэтому состояние максимальной доступности ощущений боли или эмоции является неотъемлемой частью каждой трансформационной техники.
* * *
Это правило неявно присутствует в духовных традициях. Понятие «высокая интенсивность переживания» передается категорией страдание. Оно всегда присутствует в момент стресса и должно переживаться осознанно. В частности, в буддизме, христианстве и других традициях это правило формулируется как философский или этический принцип. В буддизме считается, что страдание неизбежно присутствует в жизни человека, являясь следствием ошибочных («выученных») стереотипов восприятия, эмоционального реагирования и мышления. Под страданием здесь понимается переживание любого стресса. Человек, готовый к реальному обучению и развитию, обязан принять это положение и научиться осознавать собственное страдание во всей полноте. В противном случае у него нет ни повода к изменениям, ни смысла их осуществлять, т. к. ошибочные стереотипы не будут осознаваться.
В христианстве страдание также рассматривается как особый духовный опыт, посланный свыше. Христианская формула принять страдание подразумевает проживание страдания с полной осознанностью и силой. Если следовать этому правилу буквально, то страдание , будучи осознанным во всей полноте, сначала усиливается. Осознанное его проживание сопровождается смирением – состоянием открытости (в том числе и телесной) и без протеста. Затем, в процессе проживания, страдание существенно снижается и исчезает. Вместо него рождается новое знание — новое видение реальности и новое понимание происходящего. Можно сказать, что такое принятие страдания тождественно рождению нового знания – не ментального, но основанного на глубоком «выстраданном» внутреннем опыте.
Таким образом, принятие страданияможно рассматривать как первый шаг процесса трансформации энергии, а первая из двух приведенных выше стратегий переживания боли и стресса может рассматриваться как стратегия принятия страдания . Она выражает следующий фундаментальный принцип: во внутренней территориивсегда следует двигаться навстречу страданию , добиваясь усиления интенсивности переживания (на фоне полного телесного расслабления ); другими словами, страданиеведет . Вначале интенсивность переживания возрастает, но затем начинает стремительно убывать, полностью исчезая в некоторой точке; одновременно возрастает глубина переживания и становится здесь максимальной. В этой точке, однако, больше нет страдания: переживание воспринимается теперь как новое знание — новое ви дение источника страдания и способов проживания внешних сюжетов.