Техника 19. Объединение фиксированного «Я» и внутреннего наблюдателя
1. Расслабить тело и расфокусировать внимание.
2. Раскрыть тело по передней и задней серединным линиям и в других зонах, где есть остаточное напряжение.
3. Найти положение ощущения фиксированного «Я» и положение внутреннего наблюдателя.
4. Концентрируясь на обеих точках, расслаблять тело между ними.
5. Одновременно с шагом 4 расширять границы осознания внутренней территории во всех направлениях (не только в стороны, но и по вертикали), двигаясь также в ее глубинную область.
6. Выполнять шаги 4–5 до тех пор, пока фиксированное «Я» и ощущение наблюдателя объединятся.
7. Стабилизировать это состояние, рассматривая его как рабочее. В дальнейшем точку (или зону) объединения фиксированного «Я» и внутреннего наблюдателя мы будем называть центром осознания .
Шаги 3–6 представляют собой конкретное применение техники 15, см. раздел 17.2. На седьмом шаге мы получим состояние, в котором фиксированное «Я» и внутренний наблюдатель начинают интенсивно взаимодействовать, т. к. оказываются энергетически объединенными. Они образуют систему с двойной связью (см. рис. 24, с. 109).
Формальное объединение «Я» и внутреннего наблюдателя с помощью этой техники сопровождается переходом в шестой слой или глубже и остановкой внутреннего диалога.
Шаги 4–7 можно встраивать в любую технику медитации. В качестве иллюстрации рассмотрим технику трансформации переживаний тонких слоев.
Техника 20. Трансформация глубоких переживаний (шестого слоя и выше)
Сначала выполняются шаги техники 19. Они дополняются следующими действиями:
1. Поместить во внутреннюю территорию визуальный образ проблемы, сохраняя внутреннее состояние, полученное на шаге 7 техники 19.
2. Найти ощущение внутреннего отклика на эту проблему; осознать его пространственное положение.
3. Концентрироваться одновременно в центре осознания и в точке отклика на проблему, «расслабляя» и раскрывая область внутренней территории между ними до тех пор, пока они не объединятся (напомним, что центр осознания – это точка объединения «Я» и наблюдателя).
4. Используя центральное внимание, переместить образ в центр объединенного ощущения, одновременно раздвигая границы внутренней территории, особенно со стороны спины (желательно раскрыть область спины по серединной линии, максимально раздвигая границы). Это действие переносит переживание проблемы в более тонкий слой.
5. Перераспределить внимание таким образом, чтобы образ оказался в периферийном внимании, а ощущение осталось в центральном (это возможно, даже если они находятся в одной точке). Концентрация должна быть направлена на дальнейшие шаги.
6. Раскрывать зону объединенного ощущения до появления потока. Создать поток переживания как в технике 17. На этом этапе «Я», внутренний наблюдатель,объединенное ощущение проблемы и зона раскрытиясовпадают . Это объединенное ощущение многомерно. Ему соответствует новое более глубокое переживание. В этой же зоне (но в периферийном внимании) находится визуальный образ.
7. Сохранять концентрацию на объединенном многомерном ощущении, продолжая раскрывать его до полной трансформации.
Шаги 3 и 4 – еще одно применение техники 15, см. раздел 17.2. Заметим, что эти два шага обеспечивают объединение спонтанного «Я» с центром осознания. Действительно, в каждом осознаваемом процессе трансформации спонтанное «Я» отождествляется с объектом концентрации, оно самопроизвольно привлекается наиболее сильному ощущению переживания и остается объединенным с ним, пока не появится еще более сильное ощущение. Таким образом, на шаге 4 происходит объединение всех трех инстанций – спонтанного ощущения «Я», фиксированного «Я» и внутреннего наблюдателя, а возникающее в результате объединения многомерное ощущение становится объектом концентрации.
На шаге 4 образ вносится внутрь ощущения , им порождаемого. Это действие качественно меняет характер переживания. Если удерживать образ перед собой (как в реальной ситуации:, когда реальный объект находится во внешнем пространстве), то вызванное им переживание субъективно воспринимается как реакция (гнев, обида, …). В тот момент, когда образ вносится внутрь ощущения, происходит изменение качества переживания: новое переживание субъективно воспринимается как одно из собственных ограничений, проявленных в этом сюжете. Например, могут возникнуть переживания собственного бессилия, растерянности, некомпетентности и т. д. Обычно эти переживания обладают большой глубиной и относятся к ценностному или более тонкому уровням.