Техника 8. Осознавание одновременно переживаемых полярных эмоций
В момент проживания одной из полярностей осознать зону наиболее сильного телесного отклика, а затем расфокусировать внимание так, чтобы осознавать также и другие зоны тела. В других зонах можно обнаружить дополнительные ощущения, обычно – более слабые. Каждое из них имеет особую эмоциональную окраску; требуется некоторая тренированность и опыт, чтобы почувствовать ее. Среди этих ощущений следует выбрать те, что соответствуют эмоции, полярной по отношению к исходной; затем перенести внимание в эту зону, но не концентрироваться на ощущении, оставляя его в периферийном внимании. Через короткое время это переживание становится доминирующим. Одновременно вспоминаются соответствующие фрагменты стрессовой ситуации. Например, если исходное переживание (телесное ощущение) это обида, беспокойство, вина…, то в других зонах тела может оказаться раздражение, протест, торжество и т. д.; чем сильнее переживание тупика и безнадежности в одной телесной зоне, тем больше вдохновения и творческой активности (захваченности) может возникнуть в этот же момент в других зонах тела. Все перечисленные шаги могут выполняться достаточно быстро – практически мгновенно, – когда необходимый навык достигнут.
Техника 9. Аннигиляция полярных эмоций
После того как осознаны обе полярные эмоции и найдены соответствующие телесные ощущения, необходимо стабилизировать это состояние. Ощущения обычно находятся в разных зонах тела, достаточно разделенных. Например, янская эмоция может переживаться в области солнечного сплетения, а иньская – в области горла. Необходимо концентрироваться одновременно в обеих зонах – янской и иньской, расфокусируя внимание и расслабляя тело (здесь уместно воспользоваться техникой 17 раздела 17.4). Через некоторое время ощущения приходят в движение, что субъективно переживается как появление энергетических потоков, объединяющих обе зоны. Процесс следует продолжать до полной трансформации – до появления комфорта во всей объединенной области, включающей обе ранее разделенные зоны. Часто это сопровождается появлением приятного тепла. После завершения процесса эпизоды, вызывавшие сильные эмоции, воспринимаются как неактуальные.
Неделание
В этой практике создается новое поведение. В духовных традициях считается, что каждый человек своим привычными способами восприятия создает («делает») тот мир, в котором проходит его жизненный путь. Он возникает в результате неосознанного использования одних и тех же привычных энергетических и поведенческих стереотипов .
Неделаниепредставляет собой окончательную отмену (прекращение «делания») таких привычных стереотипов через создание нового поведения. Его практикуют после того как выполнена трансформация прежних стереотипов. Тогда в том же контексте спонтанно рождается новое, более эффективное поведение, которое трактуется как неделание . Новое поведение должно быть осознано в момент возникновения или впоследствии. Затем это новое поведение должно повториться в том же контексте, где проявлялся старый стереотип, или в другом аналогичном. Это также часть неделания .
Итак, неделание —это новый (уже осознаваемый) способ поведения в сложном (или проблемном) контексте, спонтанно возникающий в результате трансформации и отмены устаревших поведенческих стереотипов .
Эта практика позволяет постепенно создать новую картину мира и новую реальность, в которой нет места прежним заболеваниям и проблемам. Она поддерживает высокий уровень творческой активности, а круг практик в целом может рассматриваться как пошаговая стратегия активизации творческих процессов в различных контекстах. Человек, практикующий неделание , способен находить уникальные решения и создавать новое поведение в каждой конкретной ситуации.
Практика неделания выполняется непосредственно в событийном потоке при повторении (иногда многократном) проблемного контекста.
Существуют также тренинговые формы неделания , выполняемые как заранее подготовленный ритуал, например осуществление какого-либо запланированного варианта поведения или действий; сюда же относятся все виды тренировок, в том числе тренировки в концентрации и расфокусировке, в изменении акцентов восприятия или соотношений фигуры и фона и др.
15.5. Знаки внешнего мира [33]
Как уже сказано, три базовые практики выполняются в определенной последовательности, в соответствии с особыми моментами внешних событий или моментами дня. Эти моменты нельзя предвидеть заранее или задать с помощью правила либо концепции; их можно находить, ориентируясь на особые подсказки, которые возникают в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Мы называем эти подсказки знаками внешнего мира .
По определению, знакомявляется каждое внешнее событие , вызывающее негативную или подчеркнуто позитивную внутреннюю реакцию, хотя бы небольшое напряжение или озабоченность. Иногда знаком оказывается короткий фрагмент или одно мгновение текущего события , создающее стресс. Например, чья-то реакция – жест, взгляд или высказывание, неожиданное сообщение, внезапная ассоциация, резкий звук, резкое движение, неожиданное перемещение внешних объектов.
Фрагмент сюжета становится знаком только в том случае, если сопровождается внутренним переживанием, например, реакцией испуга или спонтанной активности. Это может быть растерянность, уныние, тревога, ощущение несостоятельности, захваченность актуальным или предстоящим успехом или что-либо еще.
Примером знака может быть также необычное или враждебное поведение людей, вызвавшее обиду или раздражение.
Самые отчетливые и информативные знаки — телесные симптомы. Они могут быть спонтанные, как «случайная» головная боль, либо закономерные (причинно-обусловленные), как приступ аллергии или астмы.
Знаки присутствуют во всех жизненных контекстах человека, включая бизнес, семью, отношения, болезни, воспитание детей, «случайные» происшествия и т. д. Каждый проживаемый день наполнен знаками . Они исследуются с помощью особых приемов практики выслеживания и помогают полностью осознавать истоки каждой своей трудности, находя эти истоки в самом себе и собственной личной истории .
Каждый знакуказывает на особое внутреннее состояние, которое было сформировано в моменты проживания детских и подростковых стрессов. Это состояниевытеснено в область бессознательного . Когда-то оно могло быть компенсаторным и давало опору, а соответствующий внешний навык выполнял защитную функцию. Однако в новых контекстах и в новых жизненных условиях это состояние превратилось в тормозящее, проблемное, а соответствующий ему внешний навык стал неэффективным и превратился в ограничение.
Например, реакция обиды или гнева могла служить способом привлечь внимание или отстоять позицию, а с формированный когда-то стереотип точно выполнять внешние инструкции мог быть полезен во многих бизнес-контекстах. Однако, такое поведение становится ограничивающим, когда профессиональный или карьерный рост требует перехода на лидерские позиции.
Как уже сказано, каждый знак подлежит выслеживанию. В моменты выслеживания в центре внимания должно быть именно вытесненное проблемное состояние , подчеркнутое знаком. Сам внешний фрагмент или событие (взгляд, жест, движение, резкий звук…), интерпретируемый как знак , достаточно случаен и не имеет значения.
Вытесненное проблемное состояние поддерживает деструктивный внешний стереотип, который не осознается. Субъективно этот стереотип воспринимается как естественное и единственно возможное поведение, т. к. давно стал привычным. Знак следует рассматривать как косвенное предупреждение о том, что этот поведенческий стереотип превратился в устаревший или деструктивный. Для его отмены необходимо трансформировать поддерживающее проблемное состояние . Таким образом, знакуказывает на проблемное состояниеи задает направление энергетической трансформации в конкретных сюжетах настоящего и ожидаемого будущего.
Указанное знаком состояние является неуместным или даже опасным в актуальных контекстах и может оказаться источником внешних сложностей; именно поэтому оно воспринимается как проблемное. Это состояние было вытеснено и не осознавалось, но теперь, под воздействием новых контекстов или нового поворота событий становится активным. Оно начинает проявляться в актуальных сюжетах – сначала как знак , а затем как реальное препятствие в более значимых фрагментах.
Знаки уникальны и индивидуальны. То, что является знаком для одного человека, может не быть знаком для другого. Уникальность знака обусловлена уникальностью и неповторимостью внутренних реакций.
Если игнорировать какой-либо актуальный знак , то вскоре появляется новый знак — более жесткий. Например, мелкое рассогласование внешних сюжетов, вызывающее легкую досаду (первый знак ), может смениться столкновением с чьей-либо жесткой позицией (второй знак ), которая в свою очередь сменяется эмоциональным конфликтом (третий знак ). Еще более плотной версией знака может стать психосоматическое проявление, воспринимаемое как «случайное» обострение заболевания.
В рамках обсуждаемого подхода каждая трудность в бизнесе и личной жизни рассматривается как знак и представляет собой большую ценность, так как содержит не только знание о том, что именно в нас нуждается в немедленных изменениях, но также и энергию для этих изменений. С помощью практики выслеживания можно достигать точного знания о том, на какое из предстоящих актуальных событий указывает знак , и затем подготовиться к ним, выполнив трансформацию восприятия предстоящих трудностей (эта стратегия подробно излагается в книге автора «Квантовая модель эволюции личности»).
Таким образом, ориентируясь на знаки внешнего мира, практикующий учится осознавать (выслеживать ) себя. При всем разнообразии (а иногда и драматизме) знаков , они указывают только на уместность и порядок использования энергетических практик.
* * *
В обыденном сознании существует другое (гадательное) истолкование знаков , согласно которому каждый знак несет смысловое содержание, указывая на возможные варианты будущего. Каждому знаку приписывается определенный смысл, независимо от конкретного событийного потока человека. Знак воспринимается как примета. Иногда создается своеобразный словарь знаков, подобный словарю сновидческих символов. Такое истолкование широко распространено.
В нашем подходе, однако, оно неуместно; знаки не требуют содержательных смысловых интерпретаций, хотя и допускают их. Чтобы получить смысловое содержание знака, можно воспользоваться техникой вертикального выслеживания (см. цитируемую выше книгу автора). Суть этого приема в том, чтобы по эмоциональному импульсу, сопровождающему знак , выследить одно из важных предстоящих событий, где именно эта эмоция может создавать сложности. Тогда можно говорить о том, что знак является предупреждением по поводу этого события.
При таком выслеживании один и тот же знак может иметь разное смысловое содержание и указывать на разные события в зависимости от контекста, времени суток, состояния практикующего и других обстоятельств. Подчеркнем, однако, что в нашем подходе такие смысловые интерпретации знаков неактуальны, т. к. акцент переносится на их трансформацию.
* * *
Рассмотрим стратегию осознанного восприятия знаков, которая включает элементы трансформации.
Осознанное отношение к знакам подразумевает осознавание негативно окрашенных внутренних состояний и их частичную трансформацию — иногда непосредственно в событийном потоке.
Далее необходимы следующие внутренние действия. Сначала – выследить знак, т. е. найти внутреннее состояние и энергетический (поведенческий) стереотип , на которые знак указывает. Затем мысленно просматривать актуальные события, как в личных, так и в деловых контекстах, и найти среди них такие сюжеты, где присутствует это же внутреннее состояние .
Обычно каждый из таких актуальных сюжетов имеет продолжение в обозримом будущем. Необходимо представить себе возможные варианты развития событий и выделить среди них «черный сценарий». С «черным сценарием» связана несколько утрированная версия внутреннего состояния , на которое указывает знак . Далее должна быть выполнена полная трансформация этого внутреннего состояния в вероятных вариантах будущих состояний . Таким же способом желательно выследить и трансформировать все варианты этого «черного сценария» в других актуальных контекстах, которые удается вспомнить. Одновременно с ними должны быть трансформированы многие сюжеты личной истории, в которых формировалась склонность к таким внутренним состояниям . Совокупность всех этих шагов будет рассматриваться как полная трансформация знака .
После такой трансформации все негативные варианты будущего корректируются или отменяются, даже если они остались неосознанными или незамеченными, так как трансформировано порождающие их внутреннее состояние и соответствующий ему энергетический (поведенческий) стереотип . Именно по этой причине вместо поиска смысловых интерпретаций знака необходимо перенести акцент внимания на его трансформацию.
Внутренние состояния, указанные знаком, подлежат немедленной трансформации еще и потому, что в сложившемся событийном контексте именно они формируют состояние стресса и имеют склонность к дальнейшему развитию. Как уже сказано, вначале эти состояния проявляются в форме знака — в виде подчеркнутой (а иногда и неадекватной) внутренней реакции на внешне незначимый мелкий сюжет. Затем, по мере нарастания стресса, могут быть повторные знаки более драматичного характера – и, наконец, ошибочное действие и проблема, которая также может восприниматься в виде отдельного знака .
Самые грозные знаки — симптомы заболеваний – свидетельствуют о том, что проблема уже опустилась в самый плотный – телесный – план.
При таком подходе любое заболевание демонстрирует свою психосоматическую природу. В этом случае выслеживание знака (симптомов заболевания) требует дополнительных шагов (техники вертикального выслеживания ): переживая симптом необходимо осознать его эмоциональную окраску, т. е. выследить вытесненное эмоциональное состояние; затем необходимо осознать связанные с ним внешние сюжеты[34].
Обычно внутреннее состояние , отмеченное знаком , плохо осознается еще и потому, что оно сопровождается внешним стрессом, отвлекающим внимание. При таких обстоятельствах складывается тенденция пропускать знаки . Иногда это происходит осознанно, знак стараются скрыть (от себя и других), т. е. «не заметить», вытеснить.
Во всех случаях игнорирование знака создает предпосылки для формирования ошибочных позиций и действий, делая их более вероятными, и знак начинает опускаться в более плотные слои.
Это происходит следующим образом. Будучи неосознаваемым, переживание формирует, также минуя сознание, неточности во внутренней позиции человека. Последнее ведет к «накоплению» ошибок восприятия или реагирования и продуктов распада ци — энергий инь и ян . Субъективно оно переживается как постепенное нарастание стресса, иногда без явных объективных причин. Конкретный энергетический стереотип и внутреннее состояние , на которые указывает знак , становятся все более стабильными и все чаще повторяются. Наконец, однажды это проявится в каком-то из актуальных событий в форме ошибочного действия, ведущего к реальной проблеме.
Иногда между знаком и возникновением проблемы проходит длительное время. В момент первого появления знака «проблемное» состояние возникает на короткое время, иногда на мгновение. Например, чей-то громкий внезапный возглас, сопровождаемый быстро проходящим испугом. Этого испуга не было бы в отсутствие энергетических предпосылок. Появление испуга указывает на «проблемное» состояние , которое уже сформировано и «ждет своего часа». Постепенно оно нарастает до того момента, когда ведущее к проблеме неточное поведение становится наиболее вероятным. Например, вынужденное согласие, продиктованное неосознаваемым или плохо осознаваемым страхом нарастания конфликта и громких эмоциональных проявлений агрессии.
* * *
Как правило, каждый человек обнаруживает повторяющиеся знаки . Внешне они могут быть различны, но сопровождаются одной и той же типичной для него реакцией. Например, некоторые люди могут проявлять гневливость в разнообразных контекстах, другие – обидчивость или беспокойство… Иногда это могут быть и более тонкие душевные движения, типичные для данного человека. Внешние поводы для подобной реакции могут быть совершенно различны, но все они рассматривается как повторяющийся знак , указывающий на типичную внутреннюю реакцию – один и тот же тип энергетического распада. Например, застревание в автомобильной пробке и «застревание» в разговоре, в движении документов или деловых операциях воспринимается как один и тот же знак, если это сопровождается одинаковым всплеском раздражения.
Такие типичные реакции должны быть трансформированы в первую очередь. Их трансформация и возникающее в результате новое поведение (неделание ), приводят к постепенной отмене знаков данного типа.
Круг практик
Круг практик представляет собой последовательность трех порождающих друг друга элементов[35]: выслеживание – трансформация – неделание , повторяемую вновь и вновь, в соответствии с ходом внешних событий.
Рассмотрим примеры. Допустим, обнаружена и выслежена конкретная жизненная проблема и связанный с ней типичный поведенческий стереотип. Такой проблемой может быть страх публичных выступлений, коммуникативная неуверенность, растерянность в момент принятия решений, частые обострения заболевания или что-нибудь еще. Связанные с этим внешние сюжеты могут быть достаточно разнообразны. Например, эмоциональные конфликты, семейные проблемы, неудачи в деловых переговорах или презентациях, сложности в принятии решений и в управлении – любые фрагменты событий, содержащие стресс и рассматриваемые как знаки внешнего мира .
Предположим, что конкретная проблема – это страх публичных выступлений, обнаруженный при выслеживании неудачной презентации. Выслеживание страха дает практикующему точное знание о распределении телесных напряжений, когда он оказывается в центре внимания людей. Эти напряжения легко воспроизводятся в повторных визуализациях такого сюжета и могут быть подвергнуты трансформации в любой момент после того, как презентация окончена. Трансформация восстанавливает ци , возвращая в событийный контекст ранее вытесненную энергию инь или ян . В результате исчезают все или некоторые из обнаруженных в момент выслеживания напряжений и достигается внутренняя готовность к новому событию данного типа (например, новой презентации).
В новом событии присутствуют примерно те же (или такие же), как и в прежних проблемных эпизодах, люди и обстоятельства. Однако после пройденной подготовки (трансформации страха) практикующий приобретает новое внутреннее состояние и новый взгляд на ситуацию, что и является основанием для неделания . Теперь практикующий непременно будет делать то, что неожиданно для всех – в том числе для него самого, проявляя максимально доступный на сегодняшний день уровень спонтанности и находчивости.
Если в новом событии некоторые из напряжений сохраняются, то все повторяется еще раз: снова выполняется их выслеживание и трансформация , затем новый акт неделания . Иногда основной результат – создание нового поведения – достигается уже в первом цикле практик, а во втором – только уточняется и корректируется в отдельных менее значимых деталях. Иногда результат достигается во втором-третьем цикле или еще позднее, но он обязательно достигается.
Круг практик позволяет сделать такие явления закономерными, постоянно присутствующими в жизни. Важно, что для освоения и использования круга практик необходимо активное участие в жизненных «битвах», сопровождаемых стрессом – т. е., в бизнесе, социальных или семейных проектах. Решение деловых, личных и духовных задач, таким образом, объединяется, что дает практикующему возможность достигать максимального уровня целостности и личной силы.
* * *
Подводя итог, можно сказать, что поводом для подобных медитаций служит любой момент стресса и любая внешняя трудность, т. е. любой внешний знак. Темы и содержание медитаций определяются этим же моментом стресса и аналогичными переживаниями в эпизодах личной истории. Напомним, что в данном подходе все моменты стресса и трудности рассматриваются как следствие энергетического стереотипа, порождающего проблему. Внешне он проявлен в виде неточных действий и является объектом выслеживания.
Сначала с помощью специальных техник выслеживается порождающий проблему энергетический стереотип. Затем выполняется трансформация. Далее необходимо выбрать момент событийного потока, когда создаются условия для повторения стереотипа. Однако теперь, после трансформации, он проживается несколько иначе, по-новому, порождая более адекватное поведение. В этом состоит неделание. Затем круг практик выполняется еще раз.
Рисунок 31. Круг практик – стратегия внутренних изменений и создания нового поведения. Он представляет собой последовательное выполнение практик выслеживания, трансформации и неделания; выслеживание и неделание осуществляется непосредственно в событийном потоке. Круг практик может повторяться несколько раз. Новое поведение создается после каждого цикла, и каждый раз оно снова выслеживается (начало следующего цикла). Если это новое поведение дает желаемый результат, то процесс заканчивается; если же оно требует дополнительной коррекции, то круг повторяется еще раз.
Следуя кругу практик можно двигаться от события к событию, постоянно изменяя себя. Посланные судьбой трудности и испытания воспринимаются как точные указания на характер требуемых изменений.
Существенно, что в таком подходе также «меняется» и внешний мир – в строгом соответствии с внутренними изменениями.
* * *
Важно понимать, что человек, укорененный в традиции, привык на нее опираться и получать защиту, следуя предписанным традицией ритуалам и правилам. Это избавляло его от необходимости принятия многих решений и от постоянных внутренних усилий. От него не требовалось такого уровня скорости и осознанности, который необходим современному человеку. Зависимость от внешних сил и правил традиции воспринималась как естественное, нормальное состояние.
При современных масштабах и скоростях информационных и событийных потоков человек больше не может полностью полагаться на внешние опоры – будь то традиция, наука, авторитетный источник или инструкция. Он обязан взять на себя всю ответственность за принятие многих решений и взаимодействие с внешними силами, получая тем самым независимость и свободу действий. Этой цели и служит круг практик .
В том виде, как он здесь представлен, круг практик — это способ решать жизненные проблемы и развиваться самостоятельно, не опираясь на традицию, учителей или консультантов (но сохраняя и ценя возможность традиционного обучения).
Мы исходим из следующей гипотезы: опора и ведущие подсказки для внутренней работы содержатся прямо в событийном потоке (в каузальном слое), присущем данному человеку. Их нельзя получить, опираясь на какую-либо концепцию – любая концепция (ментальный слой) окажется неполна и неточна в каждом индивидуальном случае. Эти ведущие подсказки представлены знаками внешнего мира .
Дело в том, что источником изначального знания о себе, о том как жить и развиваться, является ценностный уровень данного человека, или даже уровень его миссии. Рождаясь на этих тонких уровнях, знание опускается в более плотные слои, постепенно достигая ментального слоя, где и оформляется в виде личной концепции.
Напомним, однако, что каузальный (шестой) слой, выраженный событийным потоком, находится выше ментального (пятого и четвертого). Событийный поток содержит более тонкое знание, чем любые ментальные конструкции, и является самым адекватным источником знания[36]о себе – из доступных современному человеку, не укорененному в традиции. Это знание о себе приходит из событийного потока через знаки внешнего мира и расшифровывается с помощью трех базовых практик. Оно включает также и знание о том, как применять практики.
Как уже сказано, в данном подходе использование базовых практик неотделимо от активного участия в социальных или деловых проектах. Каждая трудность или тупик в этих проектах становится знаком и, следовательно, основанием для медитации. Решение задач бизнеса и задач собственного развития становится, таким образом, единым многомерным процессом.