Конфликты «Я» и внутреннего наблюдателя
При обдумывании конкретной ситуации можно обнаружить разнообразные ощущения – телесные отклики на образы и мысли. Некоторые из этих ощущений связаны со спонтанным «Я», другие – с внутренним наблюдателем. Оба типа откликов могут проявиться в любой части тела. Субъективная классификация подобных ощущений-откликов требует некоторой тренированности.
Как правило, телесные отклики, связанные со спонтанным «Я», более эмоциональны, ассоциируются с ощущением «я хочу» , и расположены на передней стороне тела.
Телесные отклики, касающиеся внутреннего наблюдателя, ассоциируются с ощущением «я должен» и расположены в верхней части спины и в затылке или горле.
В качестве тренировки можно исследовать телесные реакции, произнося поочередно «я хочу» и «я должен». Предварительно следует расфокусировать внимание во всем теле, и направить внутрь. Внимательный наблюдатель обнаружит телесную реакцию на каждую из этих фраз. Большинство людей в первом случае чувствуют реакцию в области солнечного сплетения, груди и горла, а во втором случае – в области верхней части спины, затылка, ключиц, горла, иногда в плечах.
Как уже говорилось, внутренний наблюдатель является представителем (как правило, профанным) высшего начала внутри человека, т. е. принадлежит не ему самому, а более высокой инстанции – эгрегору, социуму, «Духу», …
По этой причине внутренний наблюдатель слабо поддается спонтанным желаниям – произвольным воздействиям, которые инициируются спонтанным «Я». В частности, сложно менять расположение наблюдателя во внутренней территории или характер его оценок.
С точки зрения психологических категорий взаимодействие «Я» и наблюдателя можно рассматривать как взаимодействие детской и взрослой частей личности. С каждой из них можно связать субличность. Детская часть живет во власти спонтанных желаний и представляет иньскую субличность, а взрослая следует чувству долга, являясь янской.
Сталкиваясь с проблемой выбора, каждый может оказаться в состоянии внутреннего конфликта, переживаемого как протест спонтанного «Я» против оценок наблюдателя. Это конфликт между «детской» и «взрослой» субличностями или, другими словами, конфликт между «хочу» и «должен».
Обычно такой конфликт инициирован потерей одной из связей (см. рис. 24, с. 92), и взаимодействие между «Я» и наблюдателем осуществляется по одной из двух схем, изображенных на рисунке 25.
Рис. 25. Схема внутреннего конфликта. Одна из инстанций – «Я» или внутренний наблюдатель – оказывается подавленной.
В обоих случаях процесс мышления заменяется интенсивным внутренним диалогом, который ведется между «Я» и наблюдателем в состоянии конфликта.
В первом из двух представленных на рисунке вариантов преобладает внутренний наблюдатель. Человек с такой внутренней организацией оказывается во власти социальных стандартов. Он ищет опору в «твердых убеждениях» и неосознанно переносит на них всю ответственность за решения. Страх спонтанных проявлений присутствует во многих его решениях и действиях. Часто этот страх слабо осознается, или не осознается вообще. «Я должен» и «нельзя» становятся основными категориями во внутренних диалогах и основными опорами в принятии решений. Человека ведет привычка следовать правилам и явным или неявным запретам. Постоянно присутствующий тайный страх их нарушить постепенно спазмирует мышцы, что снижает эмоциональную чувствительность. Однако тот же страх вынуждает человека развивать концентрацию и волю: собственные желания плохо осознаются и подменяются склонностью к ментальному анализу, требующему концентрации. Спонтанное «Я» ослаблено страхом и потому всегда уступает чувству долга – внутреннему наблюдателю.
Во втором случае преобладает спонтанное «Я». Воля и концентрация оказываются несколько подавленными по сравнению с силой желания. Такого человека ведет захваченность (переживанием, идеей, делом, перспективой и т. д.). Однако внешне это выглядит как сильная концентрация. Например, ребенок, захваченный компьютерной игрой, или взрослый, захваченный спортивной азартной игрой. Собственная концентрация в этом случае не работает. Все внимание захвачено привлекшим его объектом и движется синхронно с ним, будучи полностью управляемым извне. Спонтанное «Я» усилено захваченностью и преобладает над внутренним наблюдателем (чувством долга).
Таким образом, страх и захваченность блокируют взаимодействие «Я» и наблюдателя, порождая внутренние диалоги и конфликты между ними.
Действуя стратегически, такой человек должен посвятить некоторое время телесным практикам, наиболее эффективным в данном случае. Эти практики приведены в главе 20. В нашем подходе они организованы таким образом, чтобы максимально быстро снизить власть любого страха – страха оценок или страха нарушать правила, страха неуспешности, проигрыша в делах, …, а также власть захваченности сильными переживаниями, успехом в делах, карьерой и т. д.