Внешний стресс как следствие искажений внутренней аксиоматики
Неявные правила, диктуемым искажениями внутренней аксиоматики , создают состояния внутреннего конфликта. Такой конфликт может переживаться как противоречие между «хочу» и «должен» (заметим, что он решается по-разному ребенком и взрослым), или, в некоторых ситуациях, как ощущение неразрешимой проблемы.
Каждая подобная сложность сопровождается переживанием стресса. Этот стресс часто не осознается, особенно в тех случаях, когда принимаются вынужденные, хотя и привычные, решения, противоречащие внутренним склонностям. Например, для некоторых людей таким неосознаваемым привычным стрессом может оказаться необходимость следовать жесткому распорядку при выполнении своих деловых обязанностей.
Высокий уровень внешнего стресса и его частые повторения рассматриваются в данной модели как личностная особенность. Она поддерживается индивидуальными стереотипами восприятия и реагирования.
Другими словами, понятие стресса не является чем-то объективным и внешне заданным: то, что для одного человека стресс, для другого может казаться чем-то незначимым и даже не будет замечено. Можно говорить только о субъективном переживании ситуации как стрессовой.
В данной модели стресс рассматривается как системный эффект, возникающий при высоких скоростях внешних событийных потоков.
Обычно стресс развивается по следующему сценарию. Высокие внешние скорости требуют возрастания скорости восприятия и принятия решений. В свою очередь возрастание внутренних скоростей возможно, только если имеется энергетическая подготовленность (уровень тела) и развитая концентрация (уровень духа), позволяющая осознавать более тонкий – возможно, ценностный – план происходящего, и опираться на него. Напомним, что скорости мыслительных процессов возрастают (иногда на несколько порядков) при переходе к тонким слоям. Для тех, кто имеет к ним доступ нет ограничений на скорости восприятия и мышления. Однако, если ценностный и событийный планы восприятия перегружены страхами и недоступны или плохо доступны, то скорость мышления жестко ограничена, и это создает стресс.
Явление стресса в этом подходе связывается с существованием предела повышения скорости восприятия и реагирования. Для каждого человека такой предел индивидуален. Он задается искажениями внутренней аксиоматики — жесткими эмоциональными реакциями и убеждениями, глубинными страхами и опасениями. Любое из таких явлений (искажений ) снижает слой, скорость восприятия и реагирования, а, следовательно, и скорость мышления.
Важно понимать, что каждое искажение можно отнести к определенному слою. При переходе от высоких слоев к более низким скорости всех энергетических процессов снижаются. Таким образом, предел скорости мыслительных процессов тем ниже, чем ниже в иерархии уровней сознания располагается данное искажение внутренней аксиоматики .
В настоящее время предел скорости мышления и восприятия достигается все чаще, т. к. темп жизни существенно ускоряется.
В тех случаях, когда скорость мышления оказывается недостаточной для решения актуальных задач, они становятся источником стресса. Внешние воздействия воспринимаются как чрезмерное давление мира. Субъективно они переживаются с сильной негативной эмоцией и воспринимаются как стресс.
Такое переживание сопровождается усилением хронических телесных напряжений. Последние представляют собой микроскопические мышечные спазмы, которые снижают[20]чувствительность, блокируют движение энергии и замедляют все связанные с этим процессы, включая восприятие и мышление.
Вызванные стрессом мышечные напряжения снижают способность к чувственному восприятию внешней реальности, т. к. снижается способность к расфокусировке внимания[21], а концентрация захватывается тревожащими фрагментами контекста. В результате осознается лишь весьма ограниченное число фрагментов проблемы, часть фрагментов не осознается; восприятие становится неполным, что сопровождается искажениями смысла происходящего. Некоторые проблемы начинают казаться неразрешимыми; в других случаях возникает соблазн прибегнуть к компромиссу, или воспользоваться иным общепринятым приемом. Все эти явления ведут к замедлению или остановке мышления.
В конце концов, человек почувствует себя в тупике, испытывая отчаяние и бессилие. Субъективно это переживается как следствие внешних (объективных) причин.
Таким образом, мы получаем замкнутый цикл: переживание стресса снижает возможности мышления и скорость реакций, что, в свою очередь, усиливает переживание стресса. Иначе говоря, стресс замедляет мышление, а замедление мышления усиливает стресс . В результате формируется устойчивый (ограничивающий) стандарт мышления для данного типа ситуаций.
Как уже упоминалось, в духовных традициях считается, что каждый имеет достаточно силы и ресурсов, чтобы справляться со всеми испытаниями, посылаемыми судьбой (этот же принцип декларируется во многих психологических направлениях.) Однако у человека, не укорененного в традиции, часть энергетических ресурсов может блокироваться на предыдущих этапах жизни. Тогда любое достаточно быстро текущее событие превращается в разрушительный и непреодолимый стресс. В данном подходе оно рассматривается как знак, указывающий на необходимость восстановления требуемого уровня силы, ресурсов и способности к целостному мышлению.