Формирование внутренней аксиоматики и ее нарушений

Как уже говорилось, в состоянии деконцентрации внимание спонтанно привлекается к значимым деталям контекста. Совокупность значимых деталей в целом и последовательность их восприятия формируют внутреннюю позицию человека, не всегда логически аргументированную.

Значимые детали и их иерархия, т. е. степень значимости или важности каждой из них, строго индивидуальны.

Например, можно по-разному оценивать перспективы отношений: один человек будет спонтанно обращать внимание на аккуратность одежды, другой на мимические реакции, третий на звучание голоса, четвертый на высказываемые идеи и т. д. За этим процессом стоят не всегда осознаваемые ценностные предпочтения. Они и формируют конкретный выбор. Такой выбор присутствует даже у ребенка, который интуитивно может принимать или не принимать кого-то из окружающих.

Значимые детали оказываются выделенными вследствие двух причин: либо они соответствуют ценностным ориентирам, осознанным или бессознательным, либо связаны с различного рода страхами, запретами и другими искажениями, сформированными в первой половине жизни – в основном, в детском и подростковом возрасте. Ценностные ориентиры мы будем связывать с категорией внутренняя аксиоматика . Страхи, запреты и другие нарушения ценностных ориентиров мы будем рассматривать как искажения внутренней аксиоматики .

Итак, под внутренней аксиоматикойвосприятия понимается неосознаваемые (или частично осознаваемые), некогда принятые или врожденные правила, задающие иерархию восприятия значимых деталей в каждом контексте и определяющие личностную позицию и суждения. Некоторые из значимых деталей воспринимаются осознанно, к другим же внимание привлекается бессознательно. В обоих случаях расстановка акцентов и правила, по которым выделяются значимые детали, задаются с ценностного уровня.

Внутренняя аксиоматика не может быть выражена в виде четких ментальных правил, отдельные аксиомы невербализуемы. Они воспринимаются как смутно ощущаемые тенденции, невыразимые в словах. Например, для одного человека важным может быть конкретное действие, для другого – эмоциональные оттенки отношений, для третьего – правила и четкая структура в происходящем, для четвертого – уникальные творческие решения, философские смыслы и т. д.

Особенности восприятия, обусловленные внутренней аксиоматикой , внешне лишены логики и выглядят как аксиоматические установки: раз и навсегда принятые решения относительно себя, людей и окружающего мира. Эти решения или «правила» восприятия и трактовки воспринятого уникальны для каждого человека и присущи ему изначально.

Их уникальность начинает проявляться в самом раннем возрасте, как только ребенок обретает способность к активному поведению. Она проявлена в его характере, индивидуальных выборах и предпочтениях, склонности обучаться одним навыкам и уклоняться от других. Именно поэтому в духовных традициях детям в раннем возрасте обеспечивается возможность свободного самовыражения. Такая свобода сохраняется в течение первого семилетия жизни, после чего начинается регламентированное обучение, сопровождаемое процессами социальной адаптации.

В первые годы жизни внутренняя аксиоматика , изначально заложенная в тонком плане, т. е. в ценностных предпочтениях, опускается в более плотные области бытия ребенка и начинает выражаться в конкретных действиях и выборах, характере речи, эмоциональных реакциях, телесно-двигательных стереотипах и т. д. В дальнейшем – в подростковом и юношеском возрасте – внутренняя аксиоматика все более конкретизируется, обретая более зрелые и законченные формы.

В неискаженном (подлинном) виде каждая внутренняя аксиома указывает на какие-либо важные особенности внешней реальности, но проявляется мягко и ненавязчиво, предоставляя человеку большую поведенческую свободу. Их можно отождествлять с подлинными ценностями или их аспектами. Им можно сопоставить энергию ци , которая всегда проявляется непредсказуемо и неповторимо.

Любая из внутренних аксиом характеризует человеческие отношения, Она невербализуема, но неявно выделяет те фрагменты внешних сюжетов, которые касаются лидерства и подчинения, доверия и контроля, сотрудничества и соперничества и т. д.

Существенно, что ни одно из этих предпочтений не отрицает другого, пока энергия ци не расколота. Доступными оказываются любые, в том числе полярные варианты поведения, каждый из которых уместен в некотором контексте. Например, один и тот же человек в зависимости от контекста может проявлять либо лидерские тенденции, либо склонность к подчинению. Однако, знание о том, когда и какой вариант предпочесть, ничем не регламентируется. Оно постигается в процессе проживания качества отношений с людьми в разнообразных контекстах.

Таким образом, в неискаженном варианте каждая внутренняя аксиома оставляет большую свободу выбора.

В начале жизни, будучи (биологически) ребенком и подростком, человек еще не готов к такой свободе, делает ошибки и попадает в ситуации стресса. Постепенно под воздействием стресса подлинные аксиомы заменяются более грубой версией – жесткими правилами. На этом этапе подлинные аксиомы редуцируются к жестким поведенческим и ментальным формам и могут быть выражены в виде ограничивающих убеждений и разнообразных запретов.

Об этих жестких формах мы будем говорить как об искажениях внутренней аксиоматики. Эти искажения связаны с распадом энергии ци на полярные компоненты инь и ян , см. рис. 21, и их накоплением в определенных зонах внутренней территории . В результате появляются два жестких полярных типа поведения – иньское и янское, и один из них доминирует во всех контекстах, отрицая остальные.

Например, кто-то может всегда вести себя так, как если бы он следовал принципу «я всегда прав» (янская форма). Другой – может, также всегда, бессознательно выделять уверенных в себе людей, принимая их позицию – «другие знают лучше» (иньская форма). Кто-то еще строит свое поведение на основе доверительных отношений или, наоборот, склонен к контролю и дистанцированию, как если бы он следовал принципу «никому нельзя доверять».

* * *

Как уже сказано, положения изначальной внутренней аксиоматики не могут быть выражены в виде жестких ментальных позиций. Любая ментальная форма раскалывает реальность и связана с распадом энергии ци . Например, утверждение «никому нельзя доверять» подразумевает потенциальное присутствие полярного убеждения: «доверять можно каждому». Если одно из утверждений доминирует в сознании, то другое вытеснено в бессознательное. В этом случае реальность оказывается расколотой на две противостоящие друг другу области. Одна из них соответствует энергии инь , другая – энергии ян.

Предположим, что первое из этих утверждений («никому нельзя доверять») выражает осознаваемую позицию. Тогда именно эта позиция определяет многие выборы. Кроме того, она служит своеобразной защитой от бессознательного желания довериться, что, по мнению носителя данной позиции, является ошибкой независимо от того, как складывается внешняя ситуация.

Присутствие двух полярных позиций, осознаваемой и неосознаваемой, всегда сопровождается внутренним напряжением и неточностью внешних выборов. В каждый момент осознается, как правило, только одна из позиций. У некоторых людей она остается господствующей в течение длительного периода.

У других людей время от времени происходит спонтанный неосознаваемый переход (переворот) в полярное состояние, как показано на рисунке 21, причем в этот момент может потеряться доступ к первой позиции. Внешнее поведение такого человека может выглядеть непоследовательным: декларируя некую позицию, он может поступать прямо противоположным образом. Высказывание делается, например, из иньской энергии, затем происходит спонтанный переворот (см. рис. 21), и поступок осуществляется в янской энергии.

Формирование внутренней аксиоматики и ее нарушений - student2.ru

Рис. 21. Распад внутренней аксиоматики на две противостоящие реальности.

При этом высказывание и поступок разделены во времени; в момент высказывания человек не думает о реальных действиях, а в момент действий не помнит о высказывании.

Если одна из двух позиций присутствует в сознании долго (или постоянно), все поведение человека выглядит противоречивым. Например, на словах он отстаивает уже упомянутую позицию «никому нельзя доверять»; однако на уровне спонтанного невербального поведения (мимика, жесты, интонации…) и поступков, раз за разом демонстрирует необъяснимую доверчивость, что создает проблемы и окончательно убеждает его в верности ментальной позиции. Иногда полярные позиции связываются с разными контекстами. Например, недоверие в личных отношениях и доверительность в деловых, или наоборот.

Полярные позиции можно подвергнуть трансформации, восстанавливая энергию ци.

Формирование внутренней аксиоматики и ее нарушений - student2.ru

Рис. 22. Восстановление изначальной внутренней аксиоматики.

В результате трансформации возникает способность делать более мудрый выбор: иногда доверять, иногда нет, и этот выбор строго индивидуален. Подлинное знание об этом находится в глубине внутренней территории в ее тонких слоях.

Напомним, что для каждого человека это знание является частью внутренней аксиоматики. Оно уникально, присутствует изначально с момента рождения, но в начале жизни не осознается. Затем постепенно развивается, становясь более зрелым и утонченным по мере осознанного проживания различных ситуаций выбора и трансформации неудачного опыта. Взрослому или зрелому человеку знание является в форме интуитивного ощущения. Так проявляется восстановленная энергия ци .

Это знание остается недоступным при наличии четких правил и твердых убеждений. Напомним, что правила и убеждения представляют собой бессознательную защиту – ментальную опору, избавляющую от личной ответственности и связанных с этим рисков. Подобные опоры и защиты относятся к искажениям внутренней аксиоматики. Иногда мы будем в этом же смысле использовать термин картина мира.

Наши рекомендации