О направлении «Квантовый путь познания» и центре консультирования «Altway»

Марк Яковлевич Пальчик

Реальна ли реальность?

О направлении «Квантовый путь познания» и центре консультирования «Altway» - student2.ru

«Пальчик, Марк Яковлевич Реальна ли реальность. (Главы из книги «Квантовая природа сознания».)»: Новосибирск; 2014

Аннотация

В книге представлены энергетические медитационные практики саморазвития. Эти практики обладают высокой эффективностью и предназначены для решения разнообразных личных и профессиональных задач. В книге приведено несколько десятков интеграционных техник, позволяющих решать проблемы разного уровня.

Предлагаемый подход возник как синтез идей современной квантовой физики и результатов моделирования энергетических практик древних духовных традиций. В этом подходе любая проблема, с которой сталкивается человек, может рассматриваться как следствие искажений и ошибок восприятия, а не объективных особенностей внешнего мира. Медитационные энергетические практики позволяют восстановить подлинное восприятие реальности и увидеть пути решения каждой проблемы, опираясь на возникшее в процессе выполнения практик чувственное (интуитивное) знание сюжета и возможных вариантов его развития. Это открывает доступ к решению масштабных задач, рассчитанных на большой временно й период, что особенно интересно в бизнес-контексте.

В предлагаемом здесь подходе внешняя реальность человека и его бизнес рассматривается как продолжение внутреннего пространства личности. В нем обнаруживаются особые состояния, переживаемые как протест, раздражение, уныние, растерянность, неверие в себя и иные проявления бессилия. Такие состояния не осознаются, но являются частью стратегий мышления, принятия решений и некоторых форм поведения. Субъективно это переживается как внешние «объективные» трудности, но для них всегда существуют внутренние причины. В таком подходе любое неблагоприятное сочетание внешних обстоятельств рассматривается как знак, указывающий на подобные внутренние ограничения.

В книге предлагается уникальная технология «выслеживания» и трансформации упомянутых ограничений. Владея этими технологиями можно создавать все необходимые внутренние изменения, ведущие к решению каждой проблемы без привлечения внешних ресурсов. Таким образом, каждая внешняя трудность помогает познавать себя и расширять свои возможности и границы в таком темпе и масштабе, который необходим для решения актуальных задач. Бизнес и личная жизнь превращается в путь познания и развития.

Марк Пальчик

Реальна ли реальность?

Сведения об авторе

ПАЛЬЧИК Марк Яковлевич. Доктор физико-математических наук. Действительный член Международной Академии Психологических Наук, доктор психологических наук МАПН. Автор монографии в области теоретической физики и двух монографий в области практической психологии. Бизнес-консультант, основатель Центра личностного и бизнес-консультирования «Альтернативный путь». Автор независимого направления в личностном и бизнес-консультировании – Квантовый путь познания.

Благодарности

Я хотел бы поблагодарить Галину Максимович, которая помогла мне написать эту книгу и была главной опорой на всех этапах этой работы.

Я благодарю также Татьяну Михееву за обсуждения и помощь в исследованиях сложных процессов во внутренней территории.

Я благодарю Киру Езерскую за поддержку в моих попытках выразить Невыразимое.

Я благодарю Дину Шапиевскую и Сергея Архангельского за неоценимую помощь в подготовке книги к изданию.

Введение

Особенность современного мира – высокие скорости изменений. Меняются правила и законы, меняются возможности, меняется реальность. Сегодняшний мир настолько нестабилен, что возникает вопрос: действительно ли он так реален, как принято считать? Древние духовные традиции говорят, что это не так. Они говорят, что мир, который мы воспринимаем как подлинный, в большой степени является продуктом нашего восприятия. О невидимости подлинного мира говорится и в христианстве, и в буддизме («видимый мир – иллюзия»), и в других традициях.

Вопрос о том, реален ли мир и чем он является «в действительности» еще недавно мог казаться абстрактным, оторванным от реальности. Но сегодня он становится неотъемлемой частью актуальных проблем, которые встречаются в нашей жизни.

* * *

Наша эффективность и результаты наших действий в высокой степени зависят от веры в реальность того, что мы делаем и чего ожидаем от своих действий. Современный человек обладает магической способностью выстраивать «реальность» в соответствии со своими убеждениями и верой. Эта его способность основана на возросших (в сравнении с прежними веками) концентрации, скорости принятия решений и масштабе восприятия.

В контексте человеческих отношений каждый живет в своей отдельной уникальной реальности, которая заметно отличается от реальности других. В частности, эти различия проявляются в убеждениях. Один скажет: «Никому нельзя доверять», другой: «Все заслуживают доверия». Люди вступают в конфликты, отстаивая свою реальность.

Например, пусть некто живет с убеждением: «мир враждебен». Тогда все его поведение выстраивается в соответствии с этим принципом: незаметно для себя он будет устанавливать словесные, энергетические, поведенческие барьеры между собой и людьми. Он будет пытаться контролировать и подавлять их. Защищаясь от этого давления, люди будут отвечать ему тем же. Вскоре этот человек обнаружит, что люди и «в самом деле» ненадежны и агрессивны, как он и ожидал с самого начала. Об этом явлении говорят как о самореализующихся пророчествах .

* * *

Есть лишь одна область, в которой восприятие всех людей выглядит одинаково – это материальный мир. Предполагается, что здесь действуют объективные законы. Но существует и другой взгляд на это: мир «вещей» есть более плотная – материализованная – форма человеческого бытия и человеческих отношений. Ограничиваясь материальным миром, мы попадаем в область разделяемой реальности (здесь говорят о коллективных «привычках восприятия»; как если бы все люди были обучены одинаково воспринимать). Именно к этой области относятся законы природы.

Абсолютны ли они? Можно ли изменять разделяемую реальность ? Останутся ли законы природы прежними, если все люди изменят свой способ восприятия мира? В духовных традициях считается, что материальный мир столь же условен, как и мир человеческих отношений в приведенном выше примере.

Материальный мир может казаться условным даже в рамках научного подхода. Действительно, современная наука основана на пространственно-временны х описаниях. Пространство и время рассматриваются как объективные и абсолютные категории, а сила гравитации – как эффект искривления пространства-времени. Но что есть пространство и что есть время и как представить их себе?

В традиции говорят, что времени не существует, «мгновение равно вечности» и «вечность присутствует в каждом мгновении». Быть в этом мгновении – значит быть здесь и сейчас в настоящем, одномоментно осознавая прошлое, настоящее и будущее как единое многомерное переживание. Оно может восприниматься как целое только в особо тонких и трудно доступных уровнях сознания. Ниже мы будем обозначать их термином «бесформенный мир».

Пространство и время рождаются как эффекты восприятия при попытках наблюдать этот мир из привычных нам обыденных состояний сознания. Пространственно-временная развертка этого многомерного переживания возникает по мере того, как наше сознание опускается в плотный план (трехмерный мир) из области многомерного «бесформенного мира», где оно пребывает изначально и куда должно вернуться[1]. Таков наш человеческий способ упорядочить многомерное переживание в плотном плане, где мы живем.

Но если пространство и время – эффекты восприятия, то и весь вложенный в них мир так же условен, как и сами эти категории. Это значит, что можно воздействовать на мир «вещей», меняя коллективные «привычки восприятия».

В некоторых традициях утверждается, что мы создаем окружающий мир своим намерением. Говорят также об индивидуальном намерении и коллективном намерении. За коны природы поддерживаются коллективным намерением. Отдельный человек не обладает силой изменить их. Но в мире человеческих отношений индивидуальное намерение становится реальной силой. Иногда это может восприниматься как магическая власть над результатами своих действий и взаимодействий с людьми. В одном и том же сюжете один лидер достигает успеха, другой – нет. Говорят, что индивидуальное намерение или личная сила одного – больше, чем личная сила другого.

До какой степени можно развивать индивидуальное намерение? В духовных традициях считается, что границ не существует. Каждый человек может стать хозяином своей реальности и своей судьбы.

* * *

Кто-то скажет, что это абсурдный вымысел, кого-то подобные идеи тревожат и пугают, но некоторых людей они могут вдохновлять, побуждая брать на себя ответственность за результаты всех своих действий, за победы и неудачи. Современная психология солидарна с духовными традициями в том, что каждый человек является автором своих проблем. Тогда возникает вопрос, может ли он избежать их? В какой степени можно менять свою реальность? Можем ли мы изменять ее так, чтобы будущее выстраивалось в соответствии с нашей мечтой и нашим намерением? В такой постановке вопрос о реальности бытия становится не столь абстрактным.

Считается, что изменить судьбу можно только изменив себя. Встречая препятствие, человек способен воспринять его по-разному – либо как следствие объективных причин, либо как знак , указывающий на недостаточный уровень внутренней готовности. В первом случае внешний мир переживается как объективная реальность (объективный источник проблем), которую необходимо изменять, что сложно, а часто и невозможно. Во втором случае необходимо изменить собственные стереотипы (изменить себя), совершая внутренние действия – меняя намерение, убеждения, способы восприятия и отношение к вещам. Превратности судьбы в этом случае следует воспринимать как знаки — конкретные указания для внутренних изменений. Такие внутренние изменения ведут к изменениям внешних сюжетов и отмене либо изменению препятствий. Это может выглядеть как обретение «магической власти» над внешней реальностью.

В предлагаемой книге делается попытка обсудить эти имеющие практическую важность вопросы. Появление внешних проблем мы будем связывать с недостаточной силой намерения и устаревшими привычками восприятия. Меняя привычки восприятия, мы меняем себя, меняем порождаемую нами реальность. Мы будем рассматривать принципы и способы этих изменений.

В первых двух частях книги обсуждаются природа и законы внутреннего пространства, а также механизмы формирования привычек восприятия и внешних стратегий. Важнейший вопрос – как обнаружить эти устаревшие привычки и устаревшие стратегии.

В третьей части книги рассматриваются технологии изменения устаревших стратегий (или их отмены) и создания новых. Мы предлагаем здесь пользоваться группой энергетических практик (под условным названием выслеживание, трансформация и неделание ), выполняемых в определенной последовательности. Эти практики служат не только решению актуальных задач, но и стратегическому накоплению личной силы, которая возрастает с развитием концентрации и чувствительности. Здесь мы обсуждаем основные идеи и структуру практик, а также приводим описание разнообразных трансформационных техник – как техник концентрации (основанных на принципах перераспределения внимания) так и телесно-ориентированных техник [2].

Наконец, в четвертой части мы будем рассматривать внешнюю реальность как проекцию внутренней территории человека. В таком подходе время и пространство, так же как и окружающий нас мир, теряют качества объективности и начинают восприниматься как индивидуальное переживание, т. е. интуитивно и чувственно. Опираясь на эти идеи, мы обсудим возможность получать интуитивное знание о будущем и понимание, как и до какой степени можно на него влиять.

Дух и материя

Следуя даосской традиции, мы будем связывать разделение бытия на дух и материю (Шэнь и Цзин ) с поляризационными эффектами Прежденебесной энергии ци — ее разделением на ян и инь и их последующем объединении в Посленебесную ци .

В даосской картине мира считается, что полярным энергиям ян и инь предшествует неполярная, целостная энергия ци , пребывая в которой, дух и материя не отделены друг от друга. Эту энергию называют Прежденебесная Ци.

Считается также, что эта энергия была изначально. Затем она распадается на инь и ян, которые, вступая во взаимодействие, рождают Посленебесную Ци (именно ее обычно имеют в виду, говоря об энергии ци), затем Инь, Ян и Ци («Три Чистых») рождают «мириады вещей»[5].

Важнейшая особенность Посленебесной Ци — поляризованность, которая проявляется как одновременное присутствие двух полярных состояний – инь и ян — в каждом ее «кванте». Именно это отличает ее от неполяризованной Прежденебесной Ци, в которой нет полярных состояний (они рождаются в акте Творения Посленебесной Ци).

О направлении «Квантовый путь познания» и центре консультирования «Altway» - student2.ru

Рис. 1. Энергетическая структура Посленебесной Ци. Ее можно воспринимать как результат взаимодействия полярных энергий инь и ян. Вместе они образуют целостную систему с двойной связью. Эту связь можно представить себе в виде двух энергетических потоков; один из них направлен от инь к ян («от материи к духу»), другой направлен от ян к инь («от духа к материи»).

Существенно, что оба полюса – инь и ян — не могут быть отделены друг от друга («внутри» инь есть ян, а «внутри» ян есть инь). Разделение на инь и ян следует рассматривать как поляризационный эффект (появление выделенного направления) в системе, состоящей из неделимых «квантов» Посленебесной Ци. Результатом таких поляризационных эффектов является «разделение» на духи материю.Категория дух связывается с направлением ян (энергией ян), категория материя связывается с направлением инь (энергией инь). В действительности это «разделение» следует представлять как спонтанное возникновение выделенного направления дух – материя (либо материя – дух) в любом скоплении «квантов» Посленебесной Ци. Это разделение можно трактовать как аналог фазового перехода в системе, состоящей из квантов Посленебесной Ци. Ниже этот эффект рассматривается более подробно.

Физической метафорой неделимого «кванта» Посленебесной Ци может служить магнитный диполь, два полюса которого не могут быть друг от друга отделены и изолированы. Примером магнитного диполя в том смысле, который здесь подразумевается, может служит обычный магнит, выполненный в виде прямого стержня. У него есть два полюса: «+» и «—». Если попытаться отделить и изолировать один полюс от другого, т. е. разрезать его пополам, то мы получим не два отдельных полюса, а два новых магнитных диполя. Таким образом, два противоположных полюса не могут быть отделены друг от друга. Следуя этой метафоре, «квант» Посленебесной Ци можно рассматривать как «неделимый диполь », полюсами которого являются инь и ян .

Системы, состоящие из подобных объектов, при определенных условиях способны к спонтанной поляризации – появлению выделенного направления. Все диполи (или бо льшая их часть) выстраиваются в одном направлении, т. к. это состояние энергетически более выгодно: противоположные полюсы двух соседних диполей притягиваются друг к другу, создавая в системе упорядоченность. Это явление называется фазовым переходом .

О направлении «Квантовый путь познания» и центре консультирования «Altway» - student2.ru

Рис. 2. Спонтанное разделение на дух и материю в системе, состоящей из «квантов» Посленебесной Ци. Каждый «квант» представляет собой неделимый диполь (представленный стрелкой), имеющий два полюса: «+» (ян) и «—» (инь).

Итак, разделение на дух и материю можно рассматривать как глобальный поляризационный эффект, который возникает в результате спонтанного процесса, подобного фазовому переходу. Это разделение создает в пространстве внутренней территории выделенное направление – от материи к духу . Субъективно направление в область духа переживается как направление «снизу вверх» (или «с поверхности в глубину»), другое направление – в область материи — воспринимается как направление «сверху вниз» (или «из глубины – вовне»[6]).

Подчеркнем, что это явление происходит не в физическом трехмерном пространстве, а в безграничном многомерном пространстве целостной внутренней территории , которая заполнена постоянно движущейся энергией.

Условно дух и материю можно рассматривать как независимые инстанции, которые, существуя совместно, непрерывно обмениваются информацией и энергией как показано на рис. 1.

3. Духовная Внутренняя энергия. Ци, инь, ян

Говоря о духовной внутренней энергии , мы снова будем опираться, в основном, на технический и понятийный аппарат даосской традиции, хотя это и не является принципиальным. Соответственно, мы будем рассматривать три вида духовной внутренней энергии — целостную энергию ци и полярные энергии инь и ян .

Вводя категорию внутренняя энергия , мы будем интересоваться не столько точным ее определением, сколько способом наблюдения. Чем бы она ни являлась, субъективно она воспринимается как переживание разнообразных ощущений. Иначе говоря, движение энергии, перераспределение и трансформация энергии, а также другие энергетические процессы могут восприниматься и осознаваться как движение, перераспределение и трансформация различных телесных ощущений.

Некоторые люди склонны к визуализации ощущений и могут наблюдать энергетические потоки как потоки некоторой субстанции, окрашенной в тот или иной цвет. Такой способ восприятия энергии возможен, но не обязателен; скорее, его следует рассматривать как вспомогательный прием, облегчающий ее чувствование.

Чувственное восприятие внутренней энергии как субстанции подобно чувственному восприятию тепловой энергии. Субъективно тепловая энергия воспринимается как субстанция, которая может накапливаться в системе или передаваться другой системе. Количество этой субстанции (тепловой энергии) можно не только субъективно чувствовать, но и объективно измерять, наблюдая ее накопление или уменьшение. В действительности, однако, тепловая энергия не является субстанцией. В современной физике тепловая энергия вводится как средняя кинетическая энергия молекул вещества, которая может возрастать или убывать в зависимости от их средней скорости; последняя возрастает при нагревании вещества. Изменить количество тепла в системе означает изменить среднюю кинетическую энергию (т. е. среднюю скорость) составляющих ее элементов.

Аналогично, представляя внутреннюю энергию как независимую субстанцию, мы подразумеваем всего лишь удобный способ описания коллективных взаимодействий элементов целостной системы. Как уже сказано, нас интересует возможность наблюдения («измерения»), или чувствования этой энергии, а не то, чем она является «в действительности» (это относится к области непознаваемого).

Все объекты внутренней территории могут быть выражены энергетическим языком. Любое переживание, действие или мысль сопровождаются движением энергии — понимаемой как комплекс разных по силе ощущений, распределенных в пространстве внутренней территории. Внутренние состояния также могут осознаваться как распределения тонких ощущений. Плотность ощущений можно воспринимать как плотность энергии , а распределение ощущений – как энергетическое распределение. Таким образом, внутренние состояние представляет собой энергетическое распределение, а эволюция внутреннего состояния связана с перераспределением энергии во внутренней территории .

В том случае, когда целостная система (человек, организация и т. д.) находится в состоянии внутренней гармонии, когда все процессы и проекты развиваются без напряжений и тупиков, мы будем говорить, что в системе присутствует энергия ци . Она проявляется как состояние равновесия, в котором способность системы к активным изменениям (в ответ на внешние воздействия) уравновешивается процессами, ведущими к внутренней устойчивости и стабильности. Такая система способна к адекватному реагированию на любые внешние изменения и, вместе с тем, сохраняет стабильность при их отсутствии.

Любая проблема – нарушение душевного или телесного равновесия, ментальный или событийный тупик – представляет собой «распад» целостного внутреннего состояния (энергии ци ) на полярные составляющие инь и ян — возврат к хаосу на рис. 2.

Энергия инь(как состояние ци ) проявляется в таких качествах как постоянство, стабильность, выдержка, восприимчивость, чувство внутренней опоры. В случае «распада» ци эти качества энергии инь вырождаются в ригидность, медлительность, застревание, остановки, тревожность, неуверенность, страхи, отчаяние, безнадежность и другие подобные состояния; на уровне тела иньская сторона «распада» ци переживается как застойные состояния, тяжесть, отеки, вялые, тянущие, тупые боли.

Энергия ян(как состояние ци ) проявляется как изменчивость, активность, воля, творчество, подвижность. В случае «распада» ци эти качества проявляются как непостоянство, легкомыслие, поспешность, суета, директивность, давление, раздражительность, гневливость и т. д.; на уровне тела янская сторона «распада» ци переживается как резкие, острые, пронизывающие боли, травмы, воспаления, инфекции.

Энергия цивключает сочетание многих – иньских и янских – качеств: спокойствия, стабильности, выдержки, восприимчивости, высокой чувствительности – с одной стороны, и активного волевого творческого начала с другой стороны. На уровне тела она переживается как ощущение телесного комфорта – легкого тепла или прохлады, наполненности, подвижности и т. д.

Уровни сознания

Сознание иерархично. В духовных традициях пространство системы «дух – материя» обычно представлено как последовательность уровней бытия, или уровней сознания. Определение и выбор уровней, а также их количество, условны. Поэтому иерархические модели уровней сознания различны в разных духовных традициях.

Карты внутренней территории

Внутренняя территория представляет собой многомерное пространство, заполненное разнообразными ощущениями – от плотных и четко оформленных ощущений внутри физического тела до тонких и почти неуловимых внетелесных ощущений . Тонкие ощущения переживаются так, будто находятся за пределами физического тела и привычного для нас трехмерного мира – в высших измерениях пространства внутренней территории .

Эти многомерные ощущения и связанные с ними процессы сложны для восприятия. Сложность в том, что их невозможно наблюдать визуально или представить в виде пространственных структур; они доступны только для чувственного восприятия . Визуально мы можем воспринимать, в лучшем случае, трехмерный срез многомерного объекта. Однако, чувственно такой объект воспринимается во всем его объеме, независимо от числа измерений. Это требует определенных навыков.

Для практических целей необходимо уметь длительно удерживать заданные уровни сознания. Например, трансформация эмоциональных напряжений требует длительной медитации на третьем и четвертом уровнях сознания, работа с убеждениями – на пятом, проблемы бизнеса требуют шестого уровня.

Как уже говорилось, навыки ориентации во внутренней территории и свободного перемещения на разные уровни сознания удобно осваивать, опираясь на иерархическую модель системы «дух – материя». Эту модель можно рассматривать как своеобразную карту внутренней территории, которая указывает расположение чувственных реакций при взаимодействии с объектами внешней территории и их визуальными образами. Существует два варианта такой карты. В одной из них направление «вверх» (от материи к духу) совпадает с направлением от физического тела во внешний мир, в другой карте направление «вверх» ведет внутрь физического тела. Каждая из двух карт может быть представлена в виде концентрических сфер с общим центром, расположенным внутри физического тела.

Трансформация энергии

Трансформация энергииможет быть определена как медитация, направленная на восстановление ци, см. раздел 4. Энергии инь и ян , возникшие после распада ци , скапливаются в пространственно разделенных телесных зонах. Восстановление ци можно представлять себе как пространственное объединение и аннигиляцию этих полярных энергий. Оно подобно взрыву, рождающему новую ци .

Как уже говорилось, с распадом ци в данном подходе ассоциируется каждая проблема или неточное поведение в момент стресса.

Ограничивающие убеждения и привычные глубинные страхи, в том числе и трансперсональные, тоже являются продуктами распада ци .

Продукты распада – скопления энергий инь и ян — остаются во внутренней территории и могут сохраняться сколь угодно долго, создавая и поддерживая хронические телесные напряжения. Эти хронические напряжения снижают энергетическую прозрачность (проводимость) физического тела и внутренней территории , что в свою очередь снижает интенсивность всех энергетических процессов. Субъективно это переживается как негативные внутренние состояние — уныние, безнадежность, бессилие, протест или агрессия и т. п. Некоторые из них (для разных людей – разные) имеют тенденцию повторяться. Такие повторяющиеся состояния сформированы под влиянием множества моментов стресса, пережитых в прошлом; с другой стороны они же оказываются причиной новых стрессов. В психологии об этих явлениях говорят как о проблемах, вытесненных в бессознательное.

Таким образом, практика трансформации энергии возвращает внутренние ресурсы, «замороженные» еще в далеком прошлом. Она позволяет превратить переживания актуальных и вытесненных проблем в энергию для новых активных действий и для создания новых вариантов поведения, а также активизирует процесс мышления, делая его масштабным, быстрым и творческим.

Исцеление заболеваний также является одним из практических навыков, развивающихся в процессе освоения техник трансформации .

В духовных традициях трансформация переживаний обычно выполняется в ритуальной обстановке за пределами событийного контекста, в форме молитвы или медитации. В терминологии толтекского мифа – это техники перепросмотра и стирания личной истории .

* * *

Авторская версия техник трансформации приводится в главах 16–23. Она представляет собой перепроживание полярностей, связанных с «проблемным» сюжетом [32]. Перепроживание полярностей выполняется таким способом, чтобы перевести скопления энергий инь и ян в состояние движения, добиться их пространственного объединения и «аннигиляции». В результате рождается ци . Для этого необходимо осознанно двигаться навстречу переживанию состояний стресса, усиливая это переживание. В качестве иллюстрации мы рассмотрим два варианта такого процесса.

Неделание

В этой практике создается новое поведение. В духовных традициях считается, что каждый человек своим привычными способами восприятия создает («делает») тот мир, в котором проходит его жизненный путь. Он возникает в результате неосознанного использования одних и тех же привычных энергетических и поведенческих стереотипов .

Неделаниепредставляет собой окончательную отмену (прекращение «делания») таких привычных стереотипов через создание нового поведения. Его практикуют после того как выполнена трансформация прежних стереотипов. Тогда в том же контексте спонтанно рождается новое, более эффективное поведение, которое трактуется как неделание . Новое поведение должно быть осознано в момент возникновения или впоследствии. Затем это новое поведение должно повториться в том же контексте, где проявлялся старый стереотип, или в другом аналогичном. Это также часть неделания .

Итак, неделание —это новый (уже осознаваемый) способ поведения в сложном (или проблемном) контексте, спонтанно возникающий в результате трансформации и отмены устаревших поведенческих стереотипов .

Эта практика позволяет постепенно создать новую картину мира и новую реальность, в которой нет места прежним заболеваниям и проблемам. Она поддерживает высокий уровень творческой активности, а круг практик в целом может рассматриваться как пошаговая стратегия активизации творческих процессов в различных контекстах. Человек, практикующий неделание , способен находить уникальные решения и создавать новое поведение в каждой конкретной ситуации.

Практика неделания выполняется непосредственно в событийном потоке при повторении (иногда многократном) проблемного контекста.

Существуют также тренинговые формы неделания , выполняемые как заранее подготовленный ритуал, например осуществление какого-либо запланированного варианта поведения или действий; сюда же относятся все виды тренировок, в том числе тренировки в концентрации и расфокусировке, в изменении акцентов восприятия или соотношений фигуры и фона и др.

15.5. Знаки внешнего мира [33]

Как уже сказано, три базовые практики выполняются в определенной последовательности, в соответствии с особыми моментами внешних событий или моментами дня. Эти моменты нельзя предвидеть заранее или задать с помощью правила либо концепции; их можно находить, ориентируясь на особые подсказки, которые возникают в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Мы называем эти подсказки знаками внешнего мира .

По определению, знакомявляется каждое внешнее событие , вызывающее негативную или подчеркнуто позитивную внутреннюю реакцию, хотя бы небольшое напряжение или озабоченность. Иногда знаком оказывается короткий фрагмент или одно мгновение текущего события , создающее стресс. Например, чья-то реакция – жест, взгляд или высказывание, неожиданное сообщение, внезапная ассоциация, резкий звук, резкое движение, неожиданное перемещение внешних объектов.

Фрагмент сюжета становится знаком только в том случае, если сопровождается внутренним переживанием, например, реакцией испуга или спонтанной активности. Это может быть растерянность, уныние, тревога, ощущение несостоятельности, захваченность актуальным или предстоящим успехом или что-либо еще.

Примером знака может быть также необычное или враждебное поведение людей, вызвавшее обиду или раздражение.

Самые отчетливые и информативные знаки — телесные симптомы. Они могут быть спонтанные, как «случайная» головная боль, либо закономерные (причинно-обусловленные), как приступ аллергии или астмы.

Знаки присутствуют во всех жизненных контекстах человека, включая бизнес, семью, отношения, болезни, воспитание детей, «случайные» происшествия и т. д. Каждый проживаемый день наполнен знаками . Они исследуются с помощью особых приемов практики выслеживания и помогают полностью осознавать истоки каждой своей трудности, находя эти истоки в самом себе и собственной личной истории .

Каждый знакуказывает на особое внутреннее состояние, которое было сформировано в моменты проживания детских и подростковых стрессов. Это состояниевытеснено в область бессознательного . Когда-то оно могло быть компенсаторным и давало опору, а соответствующий внешний навык выполнял защитную функцию. Однако в новых контекстах и в новых жизненных условиях это состояние превратилось в тормозящее, проблемное, а соответствующий ему внешний навык стал неэффективным и превратился в ограничение.

Например, реакция обиды или гнева могла служить способом привлечь внимание или отстоять позицию, а с формированный когда-то стереотип точно выполнять внешние инструкции мог быть полезен во многих бизнес-контекстах. Однако, такое поведение становится ограничивающим, когда профессиональный или карьерный рост требует перехода на лидерские позиции.

Как уже сказано, каждый знак подлежит выслеживанию. В моменты выслеживания в центре внимания должно быть именно вытесненное проблемное состояние , подчеркнутое знаком. Сам внешний фрагмент или событие (взгляд, жест, движение, резкий звук…), интерпретируемый как знак , достаточно случаен и не имеет значения.

Вытесненное проблемное состояние поддерживает деструктивный внешний стереотип, который не осознается. Субъективно этот стереотип воспринимается как естественное и единственно возможное поведение, т. к. давно стал привычным. Знак следует рассматривать как косвенное предупреждение о том, что этот поведенческий стереотип превратился в устаревший или деструктивный. Для его отмены необходимо трансформировать поддерживающее проблемное состояние . Таким образом, знакуказывает на проблемное состояниеи задает направление энергетической трансформации в конкретных сюжетах настоящего и ожидаемого будущего.

Указанное знаком состояние является неуместным или даже опасным в актуальных контекстах и может оказаться источником внешних сложностей; именно поэтому оно воспринимается как проблемное. Это состояние было вытеснено и не осознавалось, но теперь, под воздействием новых контекстов или нового поворота событий становится активным. Оно начинает проявляться в актуальных сюжетах – сначала как знак , а затем как реальное препятствие в более значимых фрагментах.

Знаки уникальны и индивидуальны. То, что является знаком для одного человека, может не быть знаком для другого. Уникальность знака обусловлена уникальностью и неповторимостью внутренних реакций.

Если игнорировать какой-либо актуальный знак , то вскоре появляется новый знак — более жесткий. Например, мелкое рассогласование внешних сюжетов, вызывающее легкую досаду (первый знак ), может смениться столкновением с чьей-либо жесткой позицией (второй знак ), которая в свою очередь сменяется эмоциональным конфликтом (третий знак ). Еще более плотной версией знака может стать психосоматическое проявление, воспринимаемое как «случайное» обострение заболевания.

В рамках обсуждаемого подхода каждая трудность в бизнесе и личной жизни рассматривается как знак и представляет собой большую ценность, так как содержит не только знание о том, что именно в нас нуждается в немедленных изменениях, но также и энергию для этих изменений. С помощью практики выслеживания можно достигать точного знания о том, на какое из предстоящих актуальных событий указывает знак , и затем подготовиться к ним, выполнив трансф

Наши рекомендации