Растачивания и хонингования
Расчет штучного времени
Цель работы: изучение характерных дефектов гильз цилиндров двигателей транспортных средств, причин их возникновения и способов устранения.
Задачи работы:
1. изучение технических условий на контроль-сортировку гильз цилиндров;
2. изучение требований к гильзам, поступающим на сборку при ремонте;
3. получение навыков контроля гильз цилиндров;
4. практическое исследование износа цилиндра двигателя, определение требуемого ремонтного размера для восстановления цилиндра;
5. расчет режима растачивания гильзы цилиндра и штучного времени;
6. расчет режима хонингования гильзы цилиндра и штучного времени.
Общие сведения по контролю гильз цилиндров
Транспортных средств
Характерные неисправности цилиндров и гильз двигателей транспортных средств - износ зеркала, царапины и задиры на рабочей поверхности, трещины и сквозные раковины.
Износ цилиндра по длине и по диаметру неодинаков. Больше всего изнашивается участок, по которому перемещается верхнее компрессионное кольцо. Диаграмма износа цилиндра несколько напоминает индикаторную диаграмму. Своеобразный износ цилиндров вызывается следующими причинами:
1. возвратно-поступательным движением поршня со скоростью, изменяющейся от нуля до наибольшей величины в средней части хода, что создает переменные условия трения;
2. неравномерным нагревом рабочей поверхности (участки цилиндра, находящиеся на расстоянии 5 мм друг от друга, могут иметь температурный перепад до 15 °С, для участков, расположенных дальше друг от друга, этот перепад может достигать 100 °С);
3. недостаточной смазкой по следующим причинам:
4. вследствие того, что в верхней и нижней мертвых точках поршень меняет направление движения, скорость его снижается до нуля, это приводит к полужидкостному и к полусухому трению;
5. при высокой температуре масло частично выгорает и теряет свои смазочные свойства;
6. в сопряжении цилиндр - поршень и цилиндр-кольца отсутствует надежная циркуляция масла;
7. масло загрязняется продуктами сгорания и износа, во время пуска двигателя не сразу образуется масляная пленка;
8. неравномерным давлением колец на стенку цилиндра, зависящим от давления газов и меняющимся в пределах от 30 до 1 кг/см ;
9. упругой деформацией стенок и искажением формы цилиндра в процессе работы двигателя;
10. частыми разборками двигателей и особенно поршневой группы;
11. наличием в воздухе абразивных частиц, попадающих в цилиндр вместе с воздухом.
Все эти причины вызывают сложный износ цилиндров, неравномерный по длине и окружности. Как правило, цилиндр изнашивается больше в плоскости, расположенной по длине двигателя. Большему износу в этой плоскости способствуют также дефекты ремонта (непараллельность осей коренных и осей шатунных шеек и поршневого пальца, а также износ шатунных шеек и прогиб коленчатого вала).
Царапины и задиры на рабочей поверхности цилиндра могут появиться в результате неправильной обкатки нового или отремонтированного двигателя, а также в следствии ослабления крепления поршневого пальца и других дефектов сборки. Трещины в стенках цилиндров образуются главным образом в результате замерзания воды в рубашке охлаждения двигателя и резкого охлаждения перегретого двигателя.
Цилиндры можно ремонтировать:
1. расточкой под увеличенный размер или расточкой с последующей доводкой абразивными брусками.
2. гильзованием.
3. наращиванием слоя на внутреннюю поверхность цилиндра.
В расточенные цилиндры устанавливают поршни увеличенного ремонтного размера.
Оборудование и инструмент для выполнения лабораторной работы
1. Верстак.
2. Штангенциркуль 250 мм.
3. Микрометр 75... 100 мм; 100...125 мм.
4. Нутромер индикаторный 50...100 мм; 100... 125 мм.
5. Линейка металлическая не менее 200 мм.
6. Гильза цилиндра для исследования износа.
Содержание работы
1. Произвести настройку мерительного инструмента.
2. Произвести измерения.
3. Построить график износа цилиндра по высоте.
4. Произвести расчет ремонтного размера.
5. Сделать заключение по гильзе цилиндра в целом.
6. Рассчитать режим и штучное время растачивания гильзы.
7. Рассчитать режим и штучное время хонингования гильзы.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с оборудованием рабочего места.
2. Получить у лаборанта гильзу цилиндра для измерений, протереть поверхность цилиндра.
3. Произвести внешний осмотр гильзы. Описать выявленные дефекты, дав по каждому из них заключение. Необходимо осмотреть и поверхности, подлежащие замеру. В дальнейшем, перед замером, их необходимо протереть чистой ветошью, удалив все посторонние частицы.
4. Произвести замер диаметров гильзы по поясам в двух плоскостях: параллельно оси коленчатого вала и перпендикулярно (направления можно определить по отпечатку от прокладки головки цилиндра на торце гильзы). Первый пояс расположен в пределах неизнашиваемой зоны цилиндра (расположение поясов указано в бланке отчета). Износ вычисляется:
d = D-Dh, (8.1)
где D — диаметр цилиндра в замеренном поясе и принятой плоскости;
Dн — диаметр неизношенного пояса (первый пояс в этой же плоскости).
5. Перечислить основные требования ТУ к зеркалу цилиндра.
6. Рассчитать:
а) овальность, конусность;
б) максимальный диаметральный износ.
7. Построить графики износа цилиндра в двух плоскостях.
8. На основании замеров определить ремонтный размер, под который следует восстановить цилиндр. Расчетная величина ремонтного размера определяется по формуле, мм:
(8.2)
где dmax - максимальная величина диаметрального износа, мм; р — коэффициент неравномерности износа (р = 0,7);
z - суммарный припуск (на сторону) на растачивание и хонингование.
Суммарный припуск на растачивание и хонингование определить по формуле:
(8.3)
где zpacт. — припуск на растачивание (zpacт. = 0,1 т- 0,2 мм на сторону);
zхон. — припуск на хонингование (zхон. = 0,03 т- 0,05 мм на сторону).
По расчетной величине Dp подобрать ближайший больший табличный
ремонтный размер.
9.Рассчитать режим растачивания гильзы и штучное время. Припуск на растачивание действительный, мм:
(8.4)
Вылет резца из шпинделя, мм:
(8.5)
где DГ — диаметр резцовой головки (DГ = 60 мм, для станка 2407).
10. Рассчитать режим хонингования гильзы и штучное время.
11. На основании проведенной работы и заключений по каждому разделу дать общее заключение по гильзе цилиндров.
12. Протереть инструмент, убрать рабочее место и сдать его преподавателю.
13. Оформить отчет о проделанной работе и отчитаться перед преподавателем.
Контрольные вопросы
1. Перечислить характерные неисправности цилиндров и гильз цилиндров двигателей транспортно-технологических машин.
2. Какие причины вызывают износ цилиндров и гильз цилиндров?
3. Указать плоскость и сечение наибольшего износа цилиндра и гильзы цилиндра двигателя.
4. К чему приводит неправильная обкатка двигателя после ремонта?
5. От чего образуются трещины в стенках цилиндров?
6. Какими способами можно ремонтировать цилиндры двигателя?
7. Как рассчитать величину ремонтного интервала?
8. Как определить количество ремонтных размеров?
9. К чему приводят частые разборки двигателя и особенно поршневой группы?
10. В чем причины недостаточной смазки в сопряжении цилиндр-кольцо?
11. Какие существуют способы для снижения внутренних напряжений отливок из чугуна и алюминиевых сплавов?
Лабораторная работа № 9
Минимизация числа контролируемых параметров при оценке состояния деталей ремонтного фонда
Цель работы: получить навыки применения методики выявления устойчивых сочетаний дефектов деталей ремонтного фонда методами математической статистики с целью минимизации числа контролируемых параметров изношенных деталей при проведении дефектовочных работ.
Задачи работы:
1. изучение технических условий на контроль-сортировку деталей;
2. получение навыков проведения дефектации деталей;