Оборудование и инструмент для выполнения лабораторной работы
1. Плита с призмами.
2. Стол.
3. Микрометры 0...25 мм; 25...50 мм; 50...75 мм; 125...150 мм.
4. Нутромеры индикаторные 10... 18 мм; 18...50 мм.
5. Штангенциркуль 125 мм.
6. Штангенрейсмас 250 мм или приспособление для измерения радиуса кривошипа.
7. Индикатор часового типа на стойке.
8. Подставка для настройки микрометров.
9. Коленчатый вал двигателя.
Содержание работы
1. Проверить настройку измерительного инструмента.
2. Произвести замеры коренных и шатунных шеек.
3. Произвести измерения.
4. Рассчитать и выбрать ремонтный размер для коренных и шатунных
шеек.
5. Сделать заключение по валу в целом.
6. Подобрать и рассчитать параметры режима предварительного и окончательного шлифования коренных и шатунных шеек коленчатого вала.
7. Определить норму штучного времени на восстановление под ремонтный размер коленчатого вала.
8. Протереть инструмент, убрать рабочее место и сдать его преподавателю.
9. Оформить отчет о проделанной работе и отчитаться перед преподавателем.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с оборудованием рабочего места, инструментом, деталью.
2. Протереть рабочие поверхности коленчатого вала и произвести его внешний осмотр.
3. В соответствии со схемами замерить шейки вала (рис.7.1). Плоскость замера коренных шеек принимается по первому кривошипу, другая - перпендикулярно к ней. Определить овальность, конусность шеек.
4. Определить прогиб вала. Для этого установить измерительный стержень индикатора со стойкой над средней коренной шейкой вала. Проворачивая вал, определить его биение, как разность между большим и меньшим показаниями индикатора. Прогиб вала равняется половине величины биения.
Рис. 7.1. Схема замера диаметров шеек коленчатого вала:
а - коренных, б - шатунных
5. Определить торцевое и радиальное биения фланца с помощью индикатора со стойкой. При этом вал необходимо зафиксировать от осевого перемещения и поворачивать его на призмах.
6. Измерить диаметр фланца.
7. Измерить нутромером диаметр отверстия под подшипник ведущего вала коробки переключения передач в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
8. Измерить диаметры отверстий под болты маховика (каждое в направлении радиуса фланца и перпендикулярно), записать больший размер.
9. Измерить радиусы всех кривошипов вала специальным, приспособлением или штангенрейсмасом (рис. 7.2). Радиус определяется по формуле:
(7.4)
где а1 — расстояние см. рис. 7.2;
а — расстояние см. рис. 7.2.
Рис. 7.2. Схема измерения радиуса кривошипа штангенрейсмасом
положения шатунной шейки: 1 - верхнее, 2 - нижнее;
3 — поверхность плиты (измерительная база)
10. Рассчитать и выбрать ремонтные размеры шеек вала.
Расчетный ремонтный размер шейки определяется по формуле:
(7.5)
где Dmin — наименьший из измеренных диаметров шеек (коренных или шатунных);
z — минимальный припуск на обработку на диаметр.
Для коренных шеек:
(7.6)
где zD - припуск, учитывающий неравномерность износа шеек, zD = 0,6 мм;
¦— прогиб вала измеренный, если прогиб вала больше допустимого, то необходимо в формулу подставить допустимое значение минимального припуска на обработку на диаметр;
2h - припуск, учитывающий глубину рисок изношенной шейки, если шейка имеет следы аварийного износа (задиры), приведенная величина не будет соответствовать действительной, 2h = 0,08 мм;
eу — погрешность установки вала при обработке, eу = 0.
Для шатунных шеек:
(7.7)
где DR — максимальное отклонение радиуса кривошипа от номинального.
В данном случае допущено, что все величины, входящие в формулы припусков, имеют наиболее неблагоприятное сочетание направлений.
По расчетным величинам принять ближайшие меньшие табличные размеры.
11. Сделать общее заключение по коленчатому валу.
12. Произвести расчет режима шлифования шеек вала.
13. Произвести расчет штучного времени.
14. Протереть инструмент, убрать рабочее место и сдать его преподавателю.
15. Оформить отчет о проделанной работе и отчитаться перед преподавателем.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение правки коленчатого вала?
2. Как изменяются механические свойства шейки вала от поверхности к центру?
3. Какие могут быть приняты решения в случае глубоких задиров на одной из шеек вала?
4. Какими видами механической обработки можно получить необходимую чистоту поверхности шеек вала?
5. Какие нежелательные явления в работе двигателя вызываются изменением радиуса кривошипа?
6. Какие материалы применяют для изготовления коленчатых валов?
7. Какие поверхности подлежат исправлению в первую очередь?
8. Каким прибором измеряют радиусы кривошипов?
9. Для каких двигателей не допускается увеличение радиуса кривошипа?
10. Чему равна скорость резания при предварительном и окончательном шлифовании?
Лабораторная работа № 8
Контроль гильзы цилиндра, выбор режима