Сетевые информационные технологии
Основы построения сетей
Сетевые информационные технологии являются в настоящее время наиболее значимыми, активно развивающимися и популярными в различных областях деятельности. Они создают беспрецедентные возможности для электронной связи. Компьютеры и телекоммуникационные средства, объединенные в сети, формируют основу для создания единого информационного пространства, дают возможность мгновенного доступа к информационным ресурсам практически из любого места земного шара. К преимуществам сетевых технологий следует отнести и такие, как устранение непроизводительного дублирования процессов обработки и хранения информации; более экономное коллективное использование дорогих сетевых ресурсов, появление дополнительных сетевых информационных услуг. Появление компьютерных сетей создало основу для нового подхода к обработке данных — распределенной. Такой подход отражает организационную структуру компании, состоящую из отдельных подразделений, отделов, которые физически распределены по разным офисам, отделениям, предприятиям или филиалам. При чем каждая структурная единица решает свои задачи и использует для этого определенный набор данных. Разработка систем распределенной обработки данных, отражающих организационную структуру предприятия, позволяет сделать данные, поддерживаемые каждым структурным подразделением, общедоступными, обеспечив при этом сохранение их в тех местах, где они чаще всего используются. Такой подход расширяет возможности совместного использования информации, одновременно повышая эффективность доступа к ним. Все сказанное выше в значительной степени обусловило широкое распространение сетевых информационных технологий в сфере управления.
Базовым понятием в этой предметной области является сеть.
Сеть — совокупность автономных компьютеров, объединенных средствами передачи данных. Архитектура сети определяет принципы построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения элементов сети. Координация деятельности элементов сети обеспечивается системой принципов и соглашений, устанавливаемых на двусторонней или многосторонней основе. Для обеспечения возможности взаимодействия систем Международная организация по стандартизации (ISO) установила набор правил (протоколов), формирующихЭталонную модель взаимодействия открытых систем (модель OSI). Согласно этой модели весь процесс взаимодействия систем в сети представлен в виде упорядоченной иерархической системы, состоящей из семи функциональных этажей или уровней. Правила взаимодействия в пределах одного уровня называют протоколом, а правила взаимодействия сетевых уровней называют сетевым интерфейсом. Примером одного из интерфейсов является интерфейс Х.25 подключения пользователей к сети.
Первые системы коллективного пользования информационными и вычислительными ресурсами, основанные на сетевых технологиях, появились в 60—70-е гг.- По мере развития таких систем меняется характер связи, взаимодействия основных компонентов сетевой ин формационной технологии: хоста — центральной ЭВМ, держателя всех ресурсов, и терминалов — конечных пользователей, которые становятся абонентами сети, подключая свои компьютеры к специальным ее узлам. К настоящему моменту сложилась и стала главенству ющей концепция архитектуры "клиент — сервер" — обобщенное представление о взаимодействии двух компо нентов информационной технологии в сетях. При этом логически и физически выделяются: активная сторона — клиент, источник запросов и пассивная сторона — сервер, источник ответов. Возможны разные реализации систем с данной архитектурой: один клиент — один сервер; несколько клиентов — один сервер; несколько клиентов — несколько серверов.
Рассмотрим в качестве примера второй вариант реализации технологии "клиент — сервер", как наиболее распространенную. В соответствии с этим вариантом в сети выделяют один наиболее мощный компьютер, на котором располагают все информационные ресурсы. Такой компьютер называют сервером. Остальные компьютеры называют клиентами (могут быть менее мощными). Им доступны все ресурсы сервера. При работе в сети пользователь запускает на своем компьютере Программу клиент и запрашивает какую-либо сетевую услугу. Программа клиент обеспечивает первичную обработку запроса, формирует его для программы-сервера, которая и представляет эту сетевую услугу. Сервер находится в состоянии постоянного ожидания запросов от клиентов. В случае получения запросов программа инициирует обработку запроса (обращение к БД, выполнение поиска нужной информации или передает запрос на другой сервер с другими БД). После окончания обработки запроса Программа-сервер возвращает ответ Программе-клиенту, которая и выдает (и, если необходимо, дополнительно обрабатывает) результаты поиска пользователю
Основные виды сетей
Современные сети можно классифицировать по различным признакам: по удаленности компьютеров, топологии, назначению, перечню предоставляемых услуг, принципам управления (централизованное и децентрализованное), видам среды передачи и т. д.
В зависимости от удаленности компьютеров сети условно делят на локальные и глобальные сети.
Локальная сеть обычно обеспечивает взаимодействие небольшого количества компьютеров на территории одной организации, в рамках одной фирмы (такую сеть иногда называют корпоративной и используют аббревиатуру LAN — Local Area Network).
Локальная сеть дает пользователю прежде всего возможность более эффективной организации групповых работ и совместного использования аппаратных ресурсов: принтеров, факсов, модемов, сканеров, дисков, а также программно-информационных ресурсов, в том числе БД. Основным сервисом современных локальных сетей является предоставление доступа одного компьютера-клиента к ресурсам коллективного пользования, расположенного на другом компьютере-сервере. Другой полезной функцией является возможность запуска на компьютере программ, хранящихся на другом компьютере. Эти возможности предоставляют все основные сетевые операционные системы, в т. ч. Windows 95/98, Windows NT, Windows XP.
Являясь оперативным средством связи, локальная сеть позволяет автоматизировать документооборот, т. е. решить проблемы движения документа с момента его создания или получения до завершения использования, отправки адресату или передачи в архив. Она делает более эффективным процесс подготовки, согласования документов. Таким образом, автоматизация документооборота на основе локальной сети создает предпосылки для комплексной автоматизации разработки, согласования, распространения, поиска и архивного хранения документов организации. Для создания информационной системы в локальной сети ПК чаще всего используют архитектуру "клиент — сервер", соответственно и программы СУБД функционально разделены на две части. В роли клиента выступает пользовательская программа (разрабатываемая для решения конкретной прикладной задачи) или готовая программа, имеющая интерфейс с серверной программой. В качестве готовых клиентских программ могут использоваться текстовые или табличные процессоры и СУБД (например, Access). Программа-сервер является основной, выполняющей функции управления и защиты данных в базе. Примером такой программы является MS SQL Server.
Другой способ создания информационной системы в локальной сети основан на технологии Интранета, которая по существу представляет собой технологию Интернета, перенесенную в среду корпоративных информационных систем. На основе данной технологии происходит интеграция локальных систем с глобальными в двухуровневые сети, строящиеся по единому принципу в рамках Интернета. В подобном случае локальную сеть рассматривают не в качестве самостоятельного автономного объекта, а как нижний уровень Интернета, что соответствует понятию "Intranet-система".
Для того чтобы наладить сеть в офисе, необходимо внутрь каждого компьютера установить специальную плату, которая называется сетевой адаптер, и, таким образом, определить место, куда будет подсоединяться кабель, связывающий все компьютеры вместе. На рисунке ниже представлена типичная сеть из 4-х компьютеров, которые соединены между собой сетевым кабелем.
К первому компьютеру подсоединен принтер, который также работает в сети и поэтому может быть использован 2, 3 и 4-м компьютерами. О принтере можно сказать что он является разделенным (общим) ресурсом. При организации сети в настоящее время используется сетевая технология "клиент — сервер". Сетевой компьютер, имеющий жесткий диск, принтер или другие ресурсы, которыми могут пользоваться остальные компьютеры сети, называется сервером. Любой сетевой компьютер, не являющийся сервером, называется рабочей станцией, или клиентом. Серверами, как правило, делают наиболее мощные компьютеры, т. к. их ресурсы доступны всем пользователям сети. Рабочие станции — это все остальные кроме серверов компьютеры, которые могут быть менее мощными, чем сервер. Например, сеть из десяти рабочих станций может обходиться только одним сервером.
Глобальная информационная сеть объединяет множество географически удаленных друг от друга компьютеров-узлов, совместное взаимодействие которых обеспечивается специальными коммуникационными и программными средствами. Глобальная информационная сеть предоставляет такие оперативные средства связи, как электронная почта; позволяет эффективно организовать прием и отправку факсов. Указанные функции чрезвычайно важны для служб делопроизводства. Кроме того, предоставляет широкие дополнительные возможности составителям документов, обеспечивая доступ к различным информационным источникам. Велика роль глобальной информационной сети и в решении проблемы совершенствования управления организацией.
Примером глобальной информационной сети является Интернет.