Использование графических редакторов

В настоящее время в любой организации все чаще возникает необходимость работы с компьютерной графикой. Рекламная деятельность, оформительские ра­боты в издательской деятельности, подготовка презен­таций, создание Web-страниц и многие другие виды деятельности не могут обойтись без компьютерной гра­фики. Крупные фирмы заказывают такую работу спе­циальным агентствам. Малые и средние предприятия чаще обходятся собственными силами и доступными программными средствами. В связи с особой популяр­ностью этих информационных технологий современные графические средства разрабатываются с таким расче­том, чтобы не только дать удобные инструменты про­фессиональным художникам и дизайнерам, но и пре­доставить возможность для продуктивной деятельнос­ти тем, кто не имеет необходимых профессиональных навыков и врожденных способностей к художественно­му творчеству.

Современные пакеты компьютерной графики мож­но разделить по функциональному назначению на сис­темы иллюстративной графики, деловой графики, презентационной графики, анимационной графики, науч­ной графики, а также графики для проектирования и моделирования объектов. В настоящее время появилась и широко стала использоваться компьютерная графика для музыкальных шоу с применением лазерной графи­ки. Тем не менее для всех систем компьютерной графи­ки характерным является метод воспроизведения изображений на экране монитора и на печатающем устрой­стве типа принтер или плоттер (графопостроитель).

Существует два основных способа формирования и воспроизведения изображения: векторный и растровый.

Растровую графику применяют при разработке элек­тронных и мультимедийных изданий, в том числе пре­зентаций. Иллюстрации таким способом вручную созда­ют редко. Их чаще сканируют или используют цифро­вые фото- и видеокамеры для ввода растрового изобра­жения в компьютер. Соответственно, большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрациями, ориентированы не столько на создание изображения, сколько на его обработку.

Растровое изображение напоминает лист клетчатой бумаги, на котором каждая клеточка закрашена чер­ным или белым цветом (для черно-белых изображений). Основным элементом растрового изображения являет­ся точка. Если это изображение экранное, то точка на­зывается пикселем. Качество изображения определяет­ся количеством точек на дюйм (разрешением). В зави­симости от того, на какое графическое разрешение эк­рана настроена операционная система компьютера, на экране могут размещаться изображения, имеющие 640 х 480, 800 х 600, 1024 х 768 и более пикселов. Чем выше требование к качеству, чем больше размер изоб­ражения, тем большие объемы данных надо хранить и обрабатывать. Большие объемы данных — это основная проблема при использовании растровых изображений. Другим недостатком растровой графики является не­возможность масштабирования изображения без поте­ри качества.

Файлы растровой графики хранят в нескольких форматах. Для системы Windows наиболее характер­ным является формат Windows Bitmap (файлы имеют расширение .bmp). Файлы такого формата имеют боль­шой размер.

Для Web-документов, циркулирующих в сети Ин­тернет, очень важен размер файла, поскольку от него зависит скорость доступа к информации. Поэтому при подготовке Web-страниц используют форматы, обеспе­чивающие более плотное сжатие. К ним относятся фор мат JPEG (файлы имеют расширение .jpg) и формат GIF (расширение .gif)

Для хранения многоцветных нерегулярных изобра­жений (фотографий) используют формат JPEG. Этот формат отличается тем, что обеспечивает хранение дан­ных с огромной степенью сжатия, но за счет потери ча­сти информации. Однако на таких иллюстрациях, как цветные фотографии, это малозаметно. Формат GIF — самый "плотный" из графических форматов, не имею­щих потери информации. В этом формате хранятся и передаются малоцветные изображения, например рисо­ванные иллюстрации. У формата GIF есть весьма инте­ресные особенности, позволяющие создавать необычные эффекты: прозрачность фона и анимацию изображения.

Существует множество программ, предназначенных для работы с растровыми изображениями; их называ­ют растровыми графическими редакторами. Ряд таких редакторов ориентирован непосредственно на процесс рисования. В них акцент сделан на использование удоб­ных инструментов рисования. К простейшим програм­мам этого класса относят графический редактор Paint, входящий в состав операционной системы Windows. Другой класс растровых графических редакторов пред­назначен не для создания изображения с "нуля", а для обработки готовых рисунков с целью улучшения их качества. К таким программам относится Adobe Photoshop.

Программные средства для работы свекторной гра­фикой ориентированы, в первую очередь, для созда­ния иллюстраций и в меньшей степени для их обработ­ки. Такие средства широко используют для создания реклам, в дизайнерской деятельности. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простей­ших геометрических элементов, решаются средствами векторной графики намного проще. Основным элементом изображения в векторной гра­фике является линия; все, что есть в векторном изобра­жении, состоит из линий. Линии имеют свойства: фор­му, толщину, цвет, характер (сплошная, пунктирная и т. п.). Замкнутые линии имеют свойство заполнения (например, цветом, текстурой).

Векторная графика устраняет оба недостатка раст­ровой, но, в свою очередь, значительно усложняют работу по созданию художественных иллюстраций. На практике средства векторной графики использу­ют не для создания художественных композиций, а для оформительских, чертежных и проектно-конструкторских работ, когда основным требованием к изображению является высокая точность формы. Та­кая задача возникает, например, при разработке ло­готипов компаний, при оформлении текста, при ил­люстрировании не рисунком, а чертежом, схемой, диаграммой.

К основным редакторам векторной графики отно­сят Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и CorelDraw. Все эти редакторы работают с одними и теми же объек­тами векторной графики, основаны на одних и тех же принципах, имеют схожие инструменты, и, соответствен­но, приемы создания векторных изображений в этих редакторах похожи.

Для создания трехмерных объемных (3D) изобра­жений предназначена система векторной графики 3D Studio Max. С помощью данного средства можно со­здавать не только статические, но и динамические изоб­ражения. Изображения получаются настолько реалис­тичными, что они с успехом могут быть использованы в мультипликации. Пакет многофункциональный и до­статочно сложный для освоения. Работа с данным па­кетом требует определенных предварительных навыков работы с более простыми пакетами.

Среди современных систем компьютерной графики можно выделить пакетыпрезентационной графики.Данный класс пакетов позволяет готовить презентации для деловых встреч, презентацию продукции и другого в виде рекламных роликов. Рекламный ролик, или пре­зентация, — это набор отдельных слайдов с эффектами анимации и следующие друг за другом с заданным ин­тервалом времени. К пакетам данного класса можно отнести в первую очередь наиболее популярный пакет PowerPoint, входящий в состав пакетов MS Office. Пакет достаточно прост в освоении, т. к. интерфейс пакета является типовым для пакетов MS Office, тем не менее освоение пакета требует определенных навы­ков работы. При создании презентации возможен экс­порт графических файлов, подготовленных другими системами графики.

Пакетыанимационной графики относятся к дина­мическим системам компьютерной графики. В таких системах изображение меняется со временем и создает­ся эффект перемещения или действия. Наиболее часто анимационные изображения встраивают в Web страни­цы для рекламных целей. Наиболее популярным паке­том на сегодняшний день является пакет Flash.

Деловая графика предназначена для иллюстрации числовой информации в графическом виде. Так, напри­мер, если есть какая-либо статистическая информация в виде электронных таблиц, массивов числовых дан­ных, то ее можно интерпретировать в виде графичес­ких образов: круговых диаграмм, гистограмм, графи­ков функций, поверхностей и т. д. Наиболее широко данные средства представлены в пакете Excel (см. выше).

Наши рекомендации