Использование графических редакторов
В настоящее время в любой организации все чаще возникает необходимость работы с компьютерной графикой. Рекламная деятельность, оформительские работы в издательской деятельности, подготовка презентаций, создание Web-страниц и многие другие виды деятельности не могут обойтись без компьютерной графики. Крупные фирмы заказывают такую работу специальным агентствам. Малые и средние предприятия чаще обходятся собственными силами и доступными программными средствами. В связи с особой популярностью этих информационных технологий современные графические средства разрабатываются с таким расчетом, чтобы не только дать удобные инструменты профессиональным художникам и дизайнерам, но и предоставить возможность для продуктивной деятельности тем, кто не имеет необходимых профессиональных навыков и врожденных способностей к художественному творчеству.
Современные пакеты компьютерной графики можно разделить по функциональному назначению на системы иллюстративной графики, деловой графики, презентационной графики, анимационной графики, научной графики, а также графики для проектирования и моделирования объектов. В настоящее время появилась и широко стала использоваться компьютерная графика для музыкальных шоу с применением лазерной графики. Тем не менее для всех систем компьютерной графики характерным является метод воспроизведения изображений на экране монитора и на печатающем устройстве типа принтер или плоттер (графопостроитель).
Существует два основных способа формирования и воспроизведения изображения: векторный и растровый.
Растровую графику применяют при разработке электронных и мультимедийных изданий, в том числе презентаций. Иллюстрации таким способом вручную создают редко. Их чаще сканируют или используют цифровые фото- и видеокамеры для ввода растрового изображения в компьютер. Соответственно, большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрациями, ориентированы не столько на создание изображения, сколько на его обработку.
Растровое изображение напоминает лист клетчатой бумаги, на котором каждая клеточка закрашена черным или белым цветом (для черно-белых изображений). Основным элементом растрового изображения является точка. Если это изображение экранное, то точка называется пикселем. Качество изображения определяется количеством точек на дюйм (разрешением). В зависимости от того, на какое графическое разрешение экрана настроена операционная система компьютера, на экране могут размещаться изображения, имеющие 640 х 480, 800 х 600, 1024 х 768 и более пикселов. Чем выше требование к качеству, чем больше размер изображения, тем большие объемы данных надо хранить и обрабатывать. Большие объемы данных — это основная проблема при использовании растровых изображений. Другим недостатком растровой графики является невозможность масштабирования изображения без потери качества.
Файлы растровой графики хранят в нескольких форматах. Для системы Windows наиболее характерным является формат Windows Bitmap (файлы имеют расширение .bmp). Файлы такого формата имеют большой размер.
Для Web-документов, циркулирующих в сети Интернет, очень важен размер файла, поскольку от него зависит скорость доступа к информации. Поэтому при подготовке Web-страниц используют форматы, обеспечивающие более плотное сжатие. К ним относятся фор мат JPEG (файлы имеют расширение .jpg) и формат GIF (расширение .gif)
Для хранения многоцветных нерегулярных изображений (фотографий) используют формат JPEG. Этот формат отличается тем, что обеспечивает хранение данных с огромной степенью сжатия, но за счет потери части информации. Однако на таких иллюстрациях, как цветные фотографии, это малозаметно. Формат GIF — самый "плотный" из графических форматов, не имеющих потери информации. В этом формате хранятся и передаются малоцветные изображения, например рисованные иллюстрации. У формата GIF есть весьма интересные особенности, позволяющие создавать необычные эффекты: прозрачность фона и анимацию изображения.
Существует множество программ, предназначенных для работы с растровыми изображениями; их называют растровыми графическими редакторами. Ряд таких редакторов ориентирован непосредственно на процесс рисования. В них акцент сделан на использование удобных инструментов рисования. К простейшим программам этого класса относят графический редактор Paint, входящий в состав операционной системы Windows. Другой класс растровых графических редакторов предназначен не для создания изображения с "нуля", а для обработки готовых рисунков с целью улучшения их качества. К таким программам относится Adobe Photoshop.
Программные средства для работы свекторной графикой ориентированы, в первую очередь, для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. Такие средства широко используют для создания реклам, в дизайнерской деятельности. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простейших геометрических элементов, решаются средствами векторной графики намного проще. Основным элементом изображения в векторной графике является линия; все, что есть в векторном изображении, состоит из линий. Линии имеют свойства: форму, толщину, цвет, характер (сплошная, пунктирная и т. п.). Замкнутые линии имеют свойство заполнения (например, цветом, текстурой).
Векторная графика устраняет оба недостатка растровой, но, в свою очередь, значительно усложняют работу по созданию художественных иллюстраций. На практике средства векторной графики используют не для создания художественных композиций, а для оформительских, чертежных и проектно-конструкторских работ, когда основным требованием к изображению является высокая точность формы. Такая задача возникает, например, при разработке логотипов компаний, при оформлении текста, при иллюстрировании не рисунком, а чертежом, схемой, диаграммой.
К основным редакторам векторной графики относят Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и CorelDraw. Все эти редакторы работают с одними и теми же объектами векторной графики, основаны на одних и тех же принципах, имеют схожие инструменты, и, соответственно, приемы создания векторных изображений в этих редакторах похожи.
Для создания трехмерных объемных (3D) изображений предназначена система векторной графики 3D Studio Max. С помощью данного средства можно создавать не только статические, но и динамические изображения. Изображения получаются настолько реалистичными, что они с успехом могут быть использованы в мультипликации. Пакет многофункциональный и достаточно сложный для освоения. Работа с данным пакетом требует определенных предварительных навыков работы с более простыми пакетами.
Среди современных систем компьютерной графики можно выделить пакетыпрезентационной графики.Данный класс пакетов позволяет готовить презентации для деловых встреч, презентацию продукции и другого в виде рекламных роликов. Рекламный ролик, или презентация, — это набор отдельных слайдов с эффектами анимации и следующие друг за другом с заданным интервалом времени. К пакетам данного класса можно отнести в первую очередь наиболее популярный пакет PowerPoint, входящий в состав пакетов MS Office. Пакет достаточно прост в освоении, т. к. интерфейс пакета является типовым для пакетов MS Office, тем не менее освоение пакета требует определенных навыков работы. При создании презентации возможен экспорт графических файлов, подготовленных другими системами графики.
Пакетыанимационной графики относятся к динамическим системам компьютерной графики. В таких системах изображение меняется со временем и создается эффект перемещения или действия. Наиболее часто анимационные изображения встраивают в Web страницы для рекламных целей. Наиболее популярным пакетом на сегодняшний день является пакет Flash.
Деловая графика предназначена для иллюстрации числовой информации в графическом виде. Так, например, если есть какая-либо статистическая информация в виде электронных таблиц, массивов числовых данных, то ее можно интерпретировать в виде графических образов: круговых диаграмм, гистограмм, графиков функций, поверхностей и т. д. Наиболее широко данные средства представлены в пакете Excel (см. выше).