Контроль сформированности умения понимания речи на слух

Контроль понимания услышанного может преследовать различные цели: проверить общее понимание прослушанного текста или проверить не только общее понимание, но и все его детали. Поэтому в качестве критериев оценки степени сформированности умения понимать иноязычную речь на слух выделяем следующие:

1) охват общего смысла аудируемого текста или фрагмента живой речи при однократном предъявлении;

2) общее понимание всего текста;

3) детализированное понимание как всего текста, так и отдельных его частей;

4) прогнозирование содержания дальнейшего изложения на основе принятой и декодированной части текста (проверяется с помощью специальных заданий);

5) способность к аудированию дифференцированного по источнику и состоянию канала связи («свой» или «чужой» учитель, носитель языка, помехи в канале связи и т. д.).

Для контроля понимания иноязычной речи на слух мы предлагаем следующие задания: 1) ответы на вопросы по содержанию текста (здесь есть варианты: можно предложить ответить на родном языке или на иностранном);

1) выбрать правильные/неправильные утверждения;

2) выбрать правильное утверждение из серии предложенных;

3) выбрать неправильное утверждение из серии предложенных;

4) составить вопросы по содержанию текста;

5) составить план содержания текста;

6) выбрать заголовок к прослушанному тексту из нескольких предложенных;

7) сформулировать основную идею текста;

8) выбрать из предложенных положений тему и идею текста;

9) перечислить последовательность фактов в тексте;

10) расположить предложенные предложения в логической последовательности;

11) описать главного (главных) героев;

12) передать общее содержание текста;

13) передать содержание текста от лица главного героя;

14) высказать свое суждение относительно поведения главного героя.

Контроль уровня сформированности лексико-грамматических

Навыков

Контролю подлежит умение подобрать слово, включить его в сочетание, а затем в высказывание, и все это в соответствии с определенной задачей.

Показателем правильности выполнения указанных операций при контроле лексических навыков могут быть:

· факт адекватного и спонтанного выбора слова для его конкретного использования в определенной ситуации общения;

· безошибочность использования слова не только адекватно ситуации общения, но и в плане грамматической правильности – структурного и морфологического оформления;

· правильность сочетания слов между собой;

· достаточное количество использованных словосочетаний для реализации цели высказывания в конкретной ситуации общения.

Для контроля лексических навыков мы предлагаем следующие задания:

1) выбор всех возможных сочетаний с заданным словом; с этой целью учащимся можно предложить колонки слов, т. е. варианты для возможных сочетаний;

2) подбор синонимов или антонимов;

3) группировку слов с использованием определенных предлогов;

4) соотнесение существительных с прилагательными;

5) подбор определенного количества слов, соответствующих предложенной теме;

6) исключение из списка слов, не соответствующих теме;

7) пояснение каких-то реалий своими словами;

8) подстановка (заполнение пропусков), окончание фраз;

9) перевод с родного языка на иностранный, при условии изоляции трудностей.

Для осуществления контроля продуктивных грамматических навыков и получения достоверных его результатов используются, с учетом перечисленных выше требований, специальные приемы контроля, выбор которых варьируется в зависимости от этапа обучения.

1) ответы на специальные вопросы, которые содержат проверяемый грамматический материал (явления, структуры);

1) самостоятельное употребление в высказывании контролируемого грамматического материала, стимулируемое заданиями типа: «Скажите, где .., когда», «Выскажите ваше мнение о ...» и т. д.

2) тестовая методика.

Исходя из функциональной направленности контроля, задания целесообразно формулировать таким образом, чтобы учащиеся ощущали коммуникативную направленность проверки, чтобы им было ясно, что проверяемые слова им обязательно пригодятся при высказывании по теме. Поэтому можно порекомендовать, чтобы контролирующим упражнениям придавался коммуникативный характер.

Наши рекомендации