Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 | УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а |
Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
С 2016-2017 учебного года
Кафедра:Социально-культурной работы
Направление подготовки 39.03.02. Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Профиль подготовки "Социальная работа в системе социальных служб"
"Психосоциальная работа с населением"
Основная образовательная программа:39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением".
Общая характеристика
Наименование
Данная учебная дисциплина называется «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением", по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Цели реализации
1.2.1. В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенций:
ОК-7- способностью к самоорганизации и самообразованию.
1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
нравственно-этические основы профессиональной деятельности специалиста, работающего в социальной сфере;
основные подходы к пониманию закономерностей взаимодействия людей;
зарубежный опыт организации управленческой деятельности в социальной сфере;
важнейшие этические принципы профессиональной деятельности менеджера в социальной сфере;
1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
использовать теоретические знания для решения конкретных задач в области стратегического и тактического планирования социальной работы;
эффективно пользоваться средствами и приемами из арсенала менеджера
1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
навыками самостоятельного грамотного выбора стратегий и тактики проведения работы по эффективному взаимодействию с людьми;
психологические закономерности продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности социального работника;
механизмами, методами социальной, психологической, правовой помощи клиентам;
навыками, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности
Место в структуре ООП
1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Б1.В.ОД.12 изучается по очной форме в 7 семестре на 4 курсе, а по заочной форме в 7 семестре на 4 курсе обучения.
1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП, для изучения которой необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Содержание и методика социально-медицинской работы
Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы
Социально-психологические основы здоровья
Социально-культурная и трудовая реабилитация инвалидов
1.3.3 Освоение данной дисциплины необходимо для изучения последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Организация пенсионного обеспечения и социального страхования
Занятость населения и ее регулирование
Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
Государственная молодежная политика: отечественный и зарубежный опыт
Объем
1.4.1 Общий объем данной дисциплины 4зачетные единицы или 144академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:
Виды учебной деятельности | Объем, в академических часах | |
по очной форме обучения | по заочной форме обучения | |
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа | ||
Проектирование | - | - |
Групповые консультации | - | - |
Индивидуальная работа с обучающимся | - | - |
Самостоятельная работа обучающегося | ||
Аттестация | ||
Всего |
2. Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Разделы и темы | Содержание (дидактические единицы) | Учебные занятия | ||||
п/п | наименование | очная форма | заочная форма | |||
виды | Объем, академических часов | виды | Объем, академических часов | |||
Раздел I. Профессиональная деятельность человека | ЛЗ | ЛЗ | ||||
ЗСТ | ЗСТ | |||||
СРС | СРС | |||||
Предмет, цель и задачи, методы исследования профессиональной деятельности | Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Предмет, цель и задачи, методы исследования психологии профессиональной деятельности. Принципы профессионального образования. Стороны профессионального труда. Профессиограмма. Профессиональное мастерство. Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
1. Концептуальные подходы в отечественной и западной науке к профессиональной адаптации личности 2. Понятие социализации личности: определение, факторы. 3. Вклад психологических концепций в становление социальной работе. | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Становление профессионализма | Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма. Профессиональная адаптация. Профессионально-важные психологические качества. Профессиональное сознание. Профессиональное мышление. Профессиональное творчество. Профессиональная среда. Эффективность труда и работоспособность. Трудоспособность. Профессионализм и карьера. Профессионализм и возраст. Профессионализм и индивидуальность. Препятствия на пути к профессионализму. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Факторы, влияющие на становление профессионализма. Этапы становления профессионализма. | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Раздел 2. Управленческая деятельность | ЛЗ | ЛЗ | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | |||||
СРС | СРС | |||||
Психологические аспекты управленческой деятельности | Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к руководителям разного типа | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Мозговой штурм «Профессионально важные качества для руководителя социальной работе. Мозговой штурм Диагностика профессионально важных качеств специалиста Дискуссия «Что заставляет людей работать лучше» Деловая игра «Мотивация». | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0.5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | 1 СРС | ||||
Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально -психологических особенностей социального работника | Социально-психологический тип личности и его специализация. Обобщенные типы в рабочей команде. Роли в команде (по Белбину). Руководство и лидерство. Типы лидерства по содержанию (деловое, эмоциональное, информативное). Концепции ролевого поведения руководителей. Структура командных управленческих ролей руководителей. Фактор социально-психологической совместимости в специфических сферах деятельности | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Обсуждение «Личность менеджера». Самодиагностика деловых и личностных качеств. Упражнение « Круг и я». Работа в подгруппах « Харизматическая личность». Ролевая игра « Стили лидерства». Диагностика ролей в команде по Белбину. | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0.5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Раздел 3. Технологии управления персоналом в социальной работе | ЛЗ | ЛЗ | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | |||||
СРС | СРС | |||||
Формы управленческих отношений в коллективе | Коллектив и коллективный труд. Менеджер и исполнитель. Статусные позиции социокультурного менеджмента. Специфика менеджмента в социальной работе. Культура и климат в коллективе. Самоуправление – основа сопричастного менеджмента | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Упражнение на отработку различных стилей руководства « Дорогой длинною» 2. Работа в 2 подгруппах «Проект» | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Управление кадрами в социальной работе | Система работы с персоналом в социальной работе. Персонал и кадровая политика в социальной сфере. Концептуальные подходы к управлению персоналом в учреждениях в зарубежных странах. Особенности управления персоналом в социальной работе. Стили руководства в социальной работе. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Проведение анализа на примере учреждения культуры по теме «Совершенствование системы управления персоналом в социальной работе. | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Интерактивные технологии формирования профессиональной компетентности специалистов | Профессиональная деятельность и компетентность специалиста. Характеристика компонентов профессионального мастерства. Игровые интерактивные технологии: имитационные игры (управленческие имитационные игры, интерактивные интеллектуальные имитации, метод мозгового штурма); организационно-деятельностные игры (проблемно-ориентированные деловые, апробационно-поисковые, инновационные); метод «информационного лабиринта». | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Средства процесса активного мышления (список контрольных вопросов, техника расчленения, анализ затрат и результатов, механизм ассоциации, выяснения мнения других, метод неожиданных мыслей, прием Гордона). Упражнение « Печатная машинка» Деловая игра « Мост из спагетти» Самодиагностика по тесту Майерс- Бригса. | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Конфликты и технологии их предотвращения | Социальная природа конфликта. Типы конфликтов. Источники и причины возникновения конфликтов. Действия руководителя в конфликтных ситуациях. Процесс урегулирования конфликтов. Технологии выхода из конфликтов. | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | ||
Деловая игра «Жалоба» Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях» Самодиагностика «Тест Томаса» | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Здоровье сберегающие технологии в деятельности в социальной работе. | Самоуправление. Тайм-менеджмент. Роль механизмов психологических защит в поведении человека. Понятие стресса. Динамика стресса. Три подхода к профилактике синдрома эмоционального выгорания специалиста. Методы саморегуляции: аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, дыхательные техники, медитация, арт-терапевтические техники. Фильтры мышления. Позитивное отношение к жизни. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | 0,5 | ||
Релаксационное упражнение «Внутренний луч». Видеотренинг «За что я люблю жизнь». Работа в парах «Рефрейминг» Арт- терапевтическое упражнение «Моя замечательная жизнь». | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | - | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС |
Перечень обеспечения СРС
Студенту предлагается выполнить следующие виды самостоятельной работы:
– проработка конспекта лекции;
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц);
– подготовка к практическому занятию;
– проведение научных исследований;
– выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций;
– подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.;
– подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.).
При выполнении самостоятельной работы, обучающемуся предоставляется следующее учебно-методическое обеспечение:
- информационные ресурсы, перечисленные в разделе 4: Информационные ресурсы данной программы;
- материалы, размещенные в разделах Диск, Задачи, Обсуждение, Сообщение, Wiki, ПГ Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе Кампуса ВЭГУ 24;
- электронные курсы, размещенные в вертикальном меню Кампуса ВЭГУ;
- материалы лекционных и практических занятий по дисциплинам бакалавриата 39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением".
Фонд оценочных средств
Информационные ресурсы
4.1 Основная учебная литература
№ п/п | Выходные данные основной учебной литературы | Адрес доступа к полнотекстовому варианту в Электронно-библиотечной системе Академии ВЭГУ |
Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / К.В. Беззубик; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 168 с. //Znanium.com | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=313883 | |
Сухов, А. Н. Основы психосоциальной работы с населением [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Н. Сухов. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 638 с | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=466370 |
4.2 Дополнительная учебная литература
№ п/п | Выходные данные дополнительной учебной литературы | Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет») |
Демидова, Т. Е. Социальная работа: теория и практика [Электронный ресурс] / Т. Е. Демидова. - М.: Экон-Информ, 2003. - 264 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=453270 | |
Соколков Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария [Электронный ресурс]: монография/ Соколков Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Университетская книга, 2009.— 480 c. | http://www.iprbookshop.ru/9125.html | |
Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390296 | |
Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Под ред. профессора Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 752 с. | http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513854 |
Ресурсы сети «Интернет»
№ п/п | Наименование ресурса | Адрес доступа к полнотекстовому варианту (в ЭБС Академии ВЭГУ или других ресурсах в сети «Интернет») |
Научная электронная библиотека | http://www.elibrari.ru | |
Российская государственная библиотека | http://www.rsl.ru | |
Библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова | http://www.lib.msu.su/ | |
Электронно-библиотечная система Znanium.com | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/znanium.php | |
Электронно-библиотечная система IPRbooks | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/iprbooks.php | |
Электронно-библиотечная система Академии ВЭГУ | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/irbis.php | |
Электронно-библиотечная система IBooks | http://cp.insto.ru/extranet/ebs/ibooks.php | |
Российская газета | http://www.rg.ru | |
Экспресс-хроника | http://www.online.ru/sp/chronicle |
Информационные технологии
АСО Академии ВЭГУ
Образовательный процесс по данной дисциплине в Академии ВЭГУ ведется с широким использованием Автоматизированной системы обучения. В частности, применяются следующие составные части (модули) АСО:
№ п/п | Наименование модуля АСО | Область применения в образовательном процессе |
1. | Программное обеспечение «1С- Битрикс: внутренний портал учебного заведения» | Платформа для интеграции всех сервисов и создания виртуальных рабочих кабинетов участников образовательного процесса. 1. Создание ЭИОС для обучающегося: - редактирование индивидуального учебного плана обучающегося; - изучение материалов по доступным дисциплина (модулям) (электронный курс, материалы для самоконтроля и прохождение аттестации, расписание трансляций лекций, очных занятий и вебинаров, просмотр видео материалов); - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебной и предметных группах); - просмотр электронной зачётной книжки; - получение информации о набранных кредитах (оценках); - автоматическое зачисление в предметные и учебные группы; -формирование портфолио обучающегося (данные по IMS ePortfolio Specification (http://www.imsglobal.org/ep/); -биллинговая система (on-line оплата обучения, просмотр истории оплаты). 2. Создание ЭИОС для обучающего: - получение информации по нагрузке; - планирование и проведение вебинаров; - разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов (КИМ); - проверка эссе обучающихся; - средства электронных коммуникаций (форумы, комментарии, чат) для общения с участниками процесса обучения (в учебных и предметных группах); - публикация мультимедийного обучающего контента; - формирование персонального портфолио. 3. Для организаторов образовательного процесса: - система мониторинга (получение информации об активности пользователей; организация опросов пользователей); - участие в группах (учебных, предметных, общих); - поддержка основных элементов коммуникаций (форумы, комментарии); - оценивание и организация объектов социальной сети; - отслеживание рейтингов и достижений; - публичное портфолио пользователя; - работа с заявками (отправка, отслеживание выполнения). |
2. | Конфигурация «Компас-В» на платформе «1С: Предприятие 8.2» | Автоматизирует работу: - приёмной комиссии (ведение базы абитуриентов, зачисление на обучение, финансовые и маркетинговые отчёты); - деканата (документооборот приказов по движению обучающихся, репозиторий документов обучающихся, оповещение обучающихся по электронной почте, SMS); - учебно-методического управления (ведение базы преподавателей, формирование и учёт учебной нагрузки). |
3. | Программный комплекс «Автоматизированная среда аттестации АСА» | Автоматизирует процедуры: - разработки, экспертизы и публичной экспертизы контрольно-измерительных материалов; - формирования и использования фонда оценочных средств по конкретным программам, дисциплинам (модулям, предметам, видам учебной работы); - проведения обучения с использованием балльно-рейтинговой системы (БРС); - допуска, проведения приема экзаменов, зачетов, письменных аттестационных работ; - видеопротоколирования процесса аттестации; - оформления документации по процессам аттестации (аттестационных ведомостей, заявлений на оплату выполненной обучающими работы, отчетов); - контроля успеваемости обучающихся; - мониторинга удовлетворенности обучающимися качеством контрольно-измерительных материалов и процедурами аттестации. |
4. | Программа «WebSoft CourseLab» | Разработка электронных курсов в формате SCORM 1.2. |
5. | Система программных продуктов LMS Moodle | Используется для: - публикации электронных курсов; - просмотра результата прохождения электронного курса и последующего его учёта в рамках БРС. |
6. | Система автоматизации библиотек ИРБИС64 | Используется для: организации доступа к электронной библиотеке для: просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы; просмотра учебно-методических комплексов дисциплин. |
7. | Программный продукт Автоматизированная информационная система центра контента «Электронная библиотека» | Используется для организации процесса разработки и обновления полнотекстовых электронных версий учебных материалов и рабочих программ дисциплин. |
8. | Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM | Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line. |
9. | Электронно-библиотечная система IPRbook | Используется для организации доступа к электронной библиотеке для просмотра полнотекстовых вариантов основной и дополнительной литературы в режиме on-line и off-line. |
10. | Прикладное программное обеспечение Comdi | On-line сервис интегрированный в АСО, используется для: - организации и проведения вебинаров, интерактивных занятий, on-line консультаций и лекций; - просмотра записей вебинаров. |
11. | Веб-сайт видео-обмена YouTube | Видеохостинг для размещения видео контента, с последующим встраиванием в АСО. |
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
ОДОБРЕНА Ученым советом Академии ВЭГУ 31 августа 2016, протокол №8 | УТВЕРЖДЕНА приказом ректора Академии ВЭГУ от 31 августа 2016 № 104/а |
Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
С 2016-2017 учебного года
Кафедра:Социально-культурной работы
Направление подготовки 39.03.02. Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Профиль подготовки "Социальная работа в системе социальных служб"
"Психосоциальная работа с населением"
Основная образовательная программа:39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением".
Общая характеристика
Наименование
Данная учебная дисциплина называется «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 39.03.02. Социальная работа, направленности (профиля) "Социальная работа в системе социальных служб", "Психосоциальная работа с населением", по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Цели реализации
1.2.1. В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенций:
ОК-7- способностью к самоорганизации и самообразованию.
1.2.2 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
нравственно-этические основы профессиональной деятельности специалиста, работающего в социальной сфере;
основные подходы к пониманию закономерностей взаимодействия людей;
зарубежный опыт организации управленческой деятельности в социальной сфере;
важнейшие этические принципы профессиональной деятельности менеджера в социальной сфере;
1.2.3 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
использовать теоретические знания для решения конкретных задач в области стратегического и тактического планирования социальной работы;
эффективно пользоваться средствами и приемами из арсенала менеджера
1.2.4 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
навыками самостоятельного грамотного выбора стратегий и тактики проведения работы по эффективному взаимодействию с людьми;
психологические закономерности продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности социального работника;
механизмами, методами социальной, психологической, правовой помощи клиентам;
навыками, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции в процессе профессиональной деятельности
Место в структуре ООП
1.3.1 Данная дисциплина относится к блоку Б1.В.ОД.12 изучается по очной форме в 7 семестре на 4 курсе, а по заочной форме в 7 семестре на 4 курсе обучения.
1.3.2 Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими автономными дидактическими компонентами данной ООП, для изучения которой необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Содержание и методика социально-медицинской работы
Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы
Социально-психологические основы здоровья
Социально-культурная и трудовая реабилитация инвалидов
1.3.3 Освоение данной дисциплины необходимо для изучения последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Организация пенсионного обеспечения и социального страхования
Занятость населения и ее регулирование
Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
Государственная молодежная политика: отечественный и зарубежный опыт
Объем
1.4.1 Общий объем данной дисциплины 4зачетные единицы или 144академических часа вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации с использованием сетевой формы, реализации по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
1.4.2 Объемы учебной нагрузки обучающегося при освоении программы дисциплины по видам учебной деятельности составляют:
Виды учебной деятельности | Объем, в академических часах | |
по очной форме обучения | по заочной форме обучения | |
Занятия лекционного типа | ||
Занятия семинарского типа | ||
Проектирование | - | - |
Групповые консультации | - | - |
Индивидуальная работа с обучающимся | - | - |
Самостоятельная работа обучающегося | ||
Аттестация | ||
Всего |
2. Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Разделы и темы | Содержание (дидактические единицы) | Учебные занятия | ||||
п/п | наименование | очная форма | заочная форма | |||
виды | Объем, академических часов | виды | Объем, академических часов | |||
Раздел I. Профессиональная деятельность человека | ЛЗ | ЛЗ | ||||
ЗСТ | ЗСТ | |||||
СРС | СРС | |||||
Предмет, цель и задачи, методы исследования профессиональной деятельности | Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Предмет, цель и задачи, методы исследования психологии профессиональной деятельности. Принципы профессионального образования. Стороны профессионального труда. Профессиограмма. Профессиональное мастерство. Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
1. Концептуальные подходы в отечественной и западной науке к профессиональной адаптации личности 2. Понятие социализации личности: определение, факторы. 3. Вклад психологических концепций в становление социальной работе. | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Становление профессионализма | Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма. Профессиональная адаптация. Профессионально-важные психологические качества. Профессиональное сознание. Профессиональное мышление. Профессиональное творчество. Профессиональная среда. Эффективность труда и работоспособность. Трудоспособность. Профессионализм и карьера. Профессионализм и возраст. Профессионализм и индивидуальность. Препятствия на пути к профессионализму. | Занятия лекционного типа | Занятия лекционного типа | |||
Факторы, влияющие на становление профессионализма. Этапы становления профессионализма. | Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | 0,5 | |||
– анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме: –устное решение задач, разбор конкретных ситуаций – подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы – подготовка списка литературы (библиографии), их изучение и т.д.) | СРС | СРС | ||||
Раздел 2. Управленческая деятельность | ЛЗ | ЛЗ | ||||
Занятия семинарского типа | Занятия семинарского типа | |||||
СРС | СРС | |||||
Психологические аспекты управленческой деятельности | Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к |