Даже если внутренний наставник ведет вас к смерти, идите в нее, ведь это ваш путь. Следуйте за ним, доверяйте ему, продвигайтесь вместе с ним.


Глава 14 (78)

ВНУТРЕННИЙ НАСТАВНИК

Ноября 1973 года, Бомбей,

Индия

Вопросы:

Некоторые из этих техник кажутся слишком продвинутыми.

Как распознать внутреннего наставника?

Не станет ли интуитивный человек слабым интеллектуально?

Первый вопрос:

Некоторые из этих ста двенадцати методов представляются конечными результатами, а вовсе не техниками, например, такие, которые говорят «стань сознанием вселенной» или «будь один» и так далее. Кажется, что для достижения этих техник в свою очередь нужны еще техники. Не предназначены ли техники, вроде этих, для очень далеко продвинувшихся людей, которые простым намеком могут достичь космического?

Такие техники предназначены не для очень продвинутых людей, но для очень невинных людей - простых, чистых, доверяющих. Тогда достаточно лишь намека. Вы должны что-то делать, поскольку у вас нет доверия. У вас нет веры. Пока вы не делаете чего-нибудь, с вами ничего не происходит, поскольку вы верите в действие. Если что-то неожиданно происходит с вами без всякого действия с вашей стороны, вы пугаетесь и не верите этому. Вы можете даже обойти это; вы можете даже не отметить в своем уме, что что-то произошло. Если вы не делаете,то и не чувствуете, что что-то происходит с вами, - это путь вашего эго.

Но для чистого человека, для невинного, открытого ума достаточно лишь намека. Почему? Потому что внутренняя суть человека - это не нечто, что должно быть достигнуто в будущем, - она пребывает здесь и сейчас, она уже имеет место. Все, что должно быть достигнуто, есть здесь, присутствует в вас прямо сейчас, в данный момент. Если вы доверяете без всякого усилия, это может быть раскрыто. И это не вопрос времени, которое вы должны отработать. Это не где-то там далеко, куда еще надо добираться. Это вы. Вы можете называть это Богом, вы можете называть это нирваной, или как вам будет угодно - это уже вы. Поэтому даже намек, если в него верить полностью, может открыть вам это. Вот почему такое большое значение придается шраддхе, доверию, вере. Если человек может верить учителю, просто намеку, указанию, предложению - тогда, как во вспышке молнии, все внезапно откроется.

Необходимо понять следующее: есть вещи, которых вы не можете постичь прямо сейчас, потому что для достижения их требуется время. Они не с вами, их нет у вас. Если я дам вам семя, оно не станет немедленно деревом. Необходимо время, и вы должны ждать и работать. Семя не может стать деревом немедленно. Но вы, на самом деле, уже дерево. Вы не семя, над которым нужно работать, вы дерево, спрятанное во тьме, скрытое дерево, дерево, на которое вы еще не обратили свое внимание, - вот и все. Ваше невнимание скрывает его. Вы просто не смотрите на него, вот и все. Вы смотрите куда-то еще, вот почему вы упускаете его из вида. В моменты доверия учитель может нечто сказать вам, лишь намеком, и вот оно здесь. И если вы верите, если вы всматриваетесь в это измерение с доверием, оно откроется в вас.

Эти техники - не для продвинутых людей; они для простых, невинных людей. Продвинутые люди являются в некотором смысле более трудными. Они не невинны, они работали, они достигли чего-то, они несут в себе тонкое эго. Они что-то знают, поэтому они не невинны, они не могут верить. Вы будете спорить и убеждать их - и тогда они должны будут произвести какие-то усилия. Под невинным умом я имею в виду ум, который не спорит. Это ум совсем как у маленького ребенка. Ребенок идет, взяв своего отца за руку, он не боится. Куда бы ни повел его отец, он ведет, должно быть, в правильном направлении. Отец знает - поэтому ребенку ни о чем не нужно беспокоиться. Он не думает о будущем, о том, что случится, это не его забота. Он радуется самому путешествию; цель - совсем не проблема для него. Для отца она может быть проблемой. Отец может бояться. Он может задаваться вопросом, не заблудились ли они, на верном ли они пути. Но для ребенка это не вопрос. Он знает, что отец знает. Вот и все. И куда бы ни повел его отец, он последует за ним - и он счастлив в это самое мгновение.

Доверяющий ученик, невинный ум, совсем как ребенок, - а учитель больше, чем отец. Раз ученик отдал себя учителю, он доверяет ему. Тогда в любой момент, когда учитель почувствует, что ученик настроен, что ученик пребывает в гармонии, он даст ему лишь намек.

Я слышал об учителе дзэна Бокудзю... Он тяжело боролся за то, чтобы достичь просветления, но ничего не получалось. Действительно, при тяжелой борьбе иногда ничего не выходит, поскольку эта тяжелая борьба идет через эго. А в тяжелой борьбе более тяжелым становится и эго. Он делал все, что могло быть сделано, но цель не становилась ближе. Скорее напротив, она удалялась; она была дальше, чем тогда, когда он начал свое путешествие. Он был озадачен, смущен и поэтому пошел к своему учителю. Его учитель сказал: «На несколько лет прекрати любые попытки, оставь всякие цели, всякие предназначения. Просто забудь об этом и живи рядом со мной от мгновения к мгновению. Не делай ничего. Просто ешь, спи, гуляй и будь рядом со мной. И не поднимай никаких вопросов... просто наблюдай меня, мое присутствие. И не делай никаких попыток, поскольку ничто не достижимо. Забудь достигающий ум, поскольку достигающий ум всегда в будущем — вот почему он все время упускает настоящее. Просто забудь, что ты должен чего-то достигнуть».

Бокудзю поверил своему учителю. Он начал жить с ним. В течение нескольких дней, нескольких месяцев всплывали идеи, приходили мысли, иногда он становился беспокойным и думал: «Я напрасно трачу время. Я ничего не делаю. Как это может случиться, если я ничего не делаю? Если это не случилось при таких тяжелых усилиях, то, как это может быть легко достигнуто, когда ничего не делаешь?» Но все же он верил своему учителю. Мало-помалу ум замедлился, в присутствии учителя он начал чувствовать, как некий покой опускается на него - от учителя на него ниспадало безмолвие. Он начал чувствовать свое слияние с учителем. Шли годы. Он полностью забыл, кто он. Центром стал учитель, и он начал жить подобно тени учителя.

Тогда возможно чудо - это событие само по себе чудо. Однажды, внезапно, учитель произнес его имя: «Бокудзю, ты здесь?» Только это: «Бокудзю, ты здесь?» И он сказал: «Да, учитель». И, как говорят, он стал просветленным.

Не было ничего похожего на технику, не было даже намека - просто: «Бокудзю, ты здесь?» Спрашивалось о его полном присутствии: здесь ли ты, не идешь ли куда, не ушел ли? Присутствуешь ли ты здесь с полной интенсивностью? И Бокудзю сказал: «Да, учитель». В этом «да» проявилось его полное присутствие.

Наши рекомендации