Вот что случилось несколько дней назад. Ко мне пришел человек и сказал: «Я предоставляю все вам. Я буду делать все, что вы скажете».
Я сказал ему: «Повторите медленно свои слова: "Я буду делать все, что вы скажете"». Он повторил. Я сказал ему повторить снова и еще медленнее.
Он немного возмутился и сказал: «Зачем?» И потом сам понял, зачем я просил его повторить медленно. Он сказал: «Может быть, вы правы. Я не должен был говорить этого, ведь это очень трудно предоставить все вам, очень трудно следовать всему, что вы скажете». Тогда я сказал ему, чтобы он определил точные условия своей сдачи, которые потом не будут меняться. Он сказал: «Правильно. Дайте мне свободу выбирать то, что мне нравится».
Вот так вы обманываете себя. Внутри себя вы остаетесь хозяевами; вы продолжаете выбирать, что вам делать, чего не делать. И как это и случается, что бы вы ни выбрали, все идет неправильно, потому что неправильным является выбирающий ум; в противном случае не было бы необходимости приходить ко мне. Когда я говорю вам отдать себя, это означает, что теперь вы не будете выбирать, теперь я буду выбирать, а вы будете следовать. И если вы сможете следовать, то недалек тот день, когда я скажу: «Теперь в этом нет необходимости. Теперь вы можете выбирать сами».
Вы должны исчезнуть; поверхность, поверхностное эго должно исчезнуть. Тогда на передний план выйдет ваше собственное бытие. Я не собираюсь навсегда удерживать вас в следовании за собой. Это не очень радостное занятие. Когда вашего эго больше нет, придет к существованию ваш собственный гуру, ваш внутренний учитель. Внешний гуру - это лишь представитель внутреннего. Когда есть внутренний, внешний не нужен. И ваш собственный гуру скажет вам: «Теперь следуй за собой. Двигайся один. Теперь тебе не нужен никто, чтобы наставлять тебя, пришел к существованию внутренний наставник. Теперь у тебя есть твой собственный внутренний свет, с его помощью ты можешь видеть. Он покажет тебе путь».
Но прямо сейчас, для вас таких, каковы вы есть, это невозможно. В вас нет никакого света. Вы не можете видеть. И куда бы ни повел вас ум, все будет неправильно. Этот ум вел вас через многие жизни, он всегда уводит вас к определенным шаблонам. У него есть старые привычки, и он ведет вас согласно им. Это механическая вещь. Чтобы прервать, сломать его, необходима самоотдача. Если вы отдаете себя чему-то даже на несколько дней, то будет промежуток между настоящим и вашим прошлым. В вас вольется новая сила. Теперь вы не можете продолжать свое прошлое; вашего прежнего пути не будет больше. Случится поворот. Этот промежуток и есть то, что понимается под самоотдачей.
Но вы можете обмануть. Вы можете сказать: «Да. Я отдаю себя», - и не отдать. Или вы можете подумать, что отдали, но подсознательно бороться с этим. Мы боремся не только в самоотдаче, но и везде, где требуется состояние всеприятия.
На Западе проводятся многочисленные исследования в области секса, поскольку люди становятся все менее и менее способными к глубокому оргазму. Они занимаются сексом, но из него не вытекает экстаз. Секс стал скучным делом. От него люди чувствуют лишь разочарование, лишь ослабление. Он становится рутиной. Люди не знают, что делать. Значение секса заключается в глубоком экстазе, достигаемом через оргазм. Если этого нет, секс тщетен и бесполезен, даже вреден.
Многие философские школы постоянно работают над вопросами: «Что случилось с человеком? Почему посредством секса он не достигает оргазма? Почему так много неудовлетворенности в человеке?» Все эти исследования показывают, что человек не умеет отдавать себя, - вот почему он не достигает оргазма. Даже во время занятий любовью, в моменты глубокого погружения в секс, ваш ум остается на посту. Вы все время контролируете. Вы не переходите в состояние всеприятия. Вы боитесь этого состояния, поскольку если разрешить сексуальной энергии двигаться бесконтрольно, то неизвестно, куда она заведет. Вы можете сойти с ума, вы можете даже умереть. Вот откуда страх. И поэтому вы остаетесь на контроле, на посту.
Вы все время манипулируете своим телом. Это манипулирование, осуществляемое умом, не позволяет всему вашему телу стать потоком энергии. Тогда секс становится локальным делом, в него не вовлекается все тело, все тело не находится во внутреннем танце; экстаз не возникает. Вы теряете энергию и не выигрываете ничего - обязательно наступит разочарование. Психологи говорят, что глубокий экстаз недостижим, если вы не находитесь в состоянии всеприятия, если телом не овладела его собственная сила, его собственная инерция, если оно не движется от своего собственного бессознательного источника; если вы присутствуете. Этот экстаз может дать вам первый проблеск того предельного экстаза, который случается с божественным, с вселенной, когда ваше эго полностью погружено в состояние всеприятия.
Самадхи, конечная цель всей йоги и тантры, представляет собой глубокий оргазм с самой вселенной, с самим существованием. Гуру лишь, пытается помочь вам, пытается подвести вас к той точке, где вы сможете отдать хотя бы свое эго. Тогда между вами и вашим учителем возникает глубокий экстаз. Экстаз случается всякий раз, когда есть состояние всеприятия, — это закон.
Поэтому если вы можете отдать себя гуру, то не слушайте никого. Даже если весь мир скажет, что этот гуру плохой, не слушайте. Если вы можете отдать себя, то этот гуру подходит вам. С его помощью вы достигнете момента экстаза. Но если весь мир говорит, что этот гуру подходит вам, а вы не можете отдать себя, тогда он для вас бесполезен. Поэтому там, где вы ощущаете способность к самоотдаче, там и ваш гуру, ваш учитель.
Ищите место, ищите человека, в присутствии которого вы можете позволить себе состояние всеприятия, в присутствии которого вы можете отбросить свой ум - хотя бы на время. Когда эта внешняя сила входит в вас, ваш путь изменится, ваша жизнь сделает новый поворот.
Вы можете обмануть себя: вы можете думать, что отдали себя, и вместе с тем внутри хорошо знать, что не отдали. И помните: обмануть учителя вам не удастся - он знает. Если состояние всеприятия по-настоящему не достигнуто, он будет продолжать настаивать. Вы можете маневрировать, вы можете играть в игру, но вы не обманете учителя. Вы можете склонить свою голову к его ногам, но этот жест ничего не значит. Это может быть всего лишь поверхностным жестом, сами вы совсем не склоняете своей головы. Но если вы по-настоящему склонились, тогда учитель может начать работу.
Поэтому когда я говорю: «Отдайтесь», или «Предоставьте это мне, и я позабочусь», я имею в виду именно это. Что бы я ни сказал, я в точности имею в виду именно это. Я хочу создать внутри вас промежуток, разрыв с прошлым. Когда этот промежуток есть, тогда рано или поздно вы сможете пойти сами. Но до этого, если вы пойдете сами, вы будете лишь продолжать прошлую историю. Новое невозможно. Для нового в вас должно войти что-то извне, оно должно толкнуть вас на новый путь.
Последний вопрос:
Вы сказали, что Иисус не знал, что Земля круглая. Для христиан, верящих, что Иисус был Богом, это кажется очень странным. Разве не предполагается, что просветленный человек, такой как Иисус, имеющий глубокие познания в оккультных науках, должен также знать многие астрономические и астрологические факты относительно планет, вселенной и взаимоотношений небесных тел? Пожалуйста, объясните.
Нет, Иисуса это не беспокоило. Когда Иисус говорил, что мир плоский, он пользовался тем знанием, которое преобладало в те дни. Его не беспокоило, является ли мир круглым или плоским; это не имело для него значения. Его больше заботили люди, жившие на этой плоской или круглой Земле.
Эту заботу нужно понять. Для Иисуса абсолютно бессмысленно обсуждать эти вещи. Какая разница? Например, из географических книг вы знаете, что мир круглый. Если ваши географические книги учат, что мир круглый, как они учили этому и в прошлом, то какая вам разница от этого? Вы что, будете лучше? Вы будете более медитативными на плоской или на круглой Земле? Какую разницу внесет это в ваше бытие и в качество вашего сознания? Это не имеет значения.
Иисуса беспокоило ваше сознание, и он не стал бы бесполезно спорить о вещах, не имеющих отношения к делу. Только непросветленные люди тянутся к ненужным вещам. Если бы вы сказали Иисусу, что мир круглый, он сказал бы «да». Для него в этом нет никакой разницы, поскольку это его не касается. Преобладающей идеей в те времена было то, что мир плоский. И действительно, для обыкновенного ума мир все еще является плоским. Округлость мира - это научный факт, но Иисус не был ученым.
Например, я знаю такой научный факт, что Солнце никогда не встает и никогда не садится. Земля вращается, а Солнце неподвижно. Но все же я использую слова «восход» и «закат». Восход - это что-то неверное в своей основе. Само слово неверно, поскольку Солнце никогда не восходит. Слово «закат» тоже неправильно, поскольку Солнце никогда не закатывается. Так что через две тысячи лет кто-то может сказать, что тот человек не был просветленным, потому что говорил «Солнце восходит»: восход, закат, неужели он не знал таких маленьких вещей?
Если я поставлю себе целью изменить целый мир, то буду бесполезно сражаться и не помогу никому. Иисус просто использовал преобладавшее в то время знание, - а преобладавшей идеей было то, что Земля плоская. Его не беспокоило это. Если бы он жил сегодня, он сказал бы, что Земля круглая. Но и это не является в точности научным, потому что Земля не является в точности круглой. Теперь говорят, что она похожа скорее на яйцо. Форма похожа на яйцо. Но кто знает? - завтра ученые могут изменить свое мнение и скажут, что это не так. Наука продолжает изменяться, поскольку по мере того, как она становится более точной, добивается большего знания, познает больше фактов, проводит больше экспериментов, изменяются и ее представления о вещах. Но человека, подобного Иисусу или Будде, не беспокоят эти факты.
Запомните одно: науку заботят факты, религию заботит истина. Факты ее не касаются, ее касается истина. Факты связаны с объектами, истина связана с вами, с вашим сознанием. Так что каждый просветленный человек вынужден пользоваться преобладающим знанием относительно фактов. Но вам не следует осуждать Иисуса или Будду за это - вы судите неправильно. Их можно судить только за то, что они сказали относительно истины, относительно истины, свойственной человеческому сознанию. Относительно этого они всегда абсолютно правы, хотя их языки и отличаются.
Будда говорит на одном языке, Иисус на другом, Кришна еще на одном. Они используют различное фактическое знание, они используют различные техники, приспособления, но центральное ядро их учения одинаково. И это ядро, если мне позволено будет сказать, заключается в том, как достичь полного осознавания.
Осознавание - основное учение всех просветленных. Они используют многочисленные притчи, техники, приспособления, символы, мифы, но все это несущественно. Все это можно отбросить, отложить в сторону, и вынести лишь основное ядро. Основное ядро всех пробудившихся людей - это осознавание. Поэтому Иисус все время говорит своим ученикам, как быть более пробужденными - не спать, не двигаться как во сне, но быть бдительными, осознающими.
Он часто рассказывал одну притчу. Он рассказывал, как однажды великий господин, великий хозяин, очень богатый человек отправился в далекое путешествие. Он сказал своим слугам, что они должны быть постоянно бдительными, поскольку он может вернуться в любой момент, в любой момент, и когда бы он ни вернулся, дом должен быть готов к его приему. Он мог вернуться в любой момент. Слуги должны быть бдительными, они не должны даже спать. Даже среди ночи они должны быть готовыми, поскольку хозяин может вернуться в любой момент.
Иисус обычно говорил, что вы должны быть бдительными в любой момент, поскольку в любой момент божественное может снизойти к вам. Вы упустите его. Если божественное постучится в вашу дверь, а вы крепко спите, вы упустите его. Вы должны быть бдительными. Гость может прийти в любой момент, и гость не предупреждает заранее о своем приходе.
Иисус говорил, что подобно слугам этого господина, вам надо оставаться постоянно бдительными, осознающими, ждущими, наблюдательными, поскольку в любой момент божественное может пронзить вас. И если вы не бдительны, оно придет, постучится и уйдет. И подобное может повториться еще не скоро; никто не знает, сколько жизней пройдет, пока божественное снова постучится в вашу дверь. И если вы стали привычно спящими, вы, может быть, уже много раз упустили этот стук, и упускаете его снова и снова.
Будьте бдительными. Вот основное ядро. Все остальное лишь используется для достижения этого. Иисус не становится непросветленным из-за того, что говорит, что Земля плоская. Вы не становитесь просветленными лишь из-за того, что знаете, Земля круглая. Все не так просто!
Глава 11 (75)