Классификация кирпичиков-пазлов
Стержневые – традиционные системообразующие проекты Союза детских организаций Тамбовской области и федеральные проекты и дни единых действий Общероссийской организации «Российское движение школьников», обязательные для реализации по предложенным технологиям. Описание технологии требует четко соблюдения инструкции по сборке. Кирпичики данного типа крупные и окрашены в цвета триколора.
Базовые – 10 проектов, которые могут быть реализованы по различным технологиям. Основополагающие/базовые проекты – это наиболее значимые проекты предыдущих программ деятельности (2005-2015 учебного года).
В качестве инструкции по реализации проекта дается как уже известная технология – механизм реализации данного проекта в определенном году, и 2-3 новых подхода-технологии. Цвета данных кирпичиков зависят от выбранной детской организации технологии. Детским организациям предоставляется самостоятельное право выбора понравившейся технологии.
Инновационные – проекты, технологию реализации которых детские организации определяет через свой фирменный авторский стиль. Детским организациям обозначается лишь тема проекта. Детали конструктора представлены радужными кирпичиками среднего размера.
ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Технология (от греч. techne - искусство и logos - слово, учение) – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. В рамках программы 2017-2018 года «ТехноБУМ» рассматриваются следующие технологии:
ТЕХНОЛО-ГИЯ | ОПИСАНИЕ |
Технология «РДШ» (красный цвет) | Реализация проектов согласно концепциям, предложенным ФГБУ «Росдетцентр» и Тамбовским региональным отделением РДШ. Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. Данные концепции разрабатываются в течение учебного года. Для реализации проектов привлекаются партнеры-организации РДШ и предлагаемые аспекты организации работы. Первичная ячейка РДШ может состоять из 4 центров либо клубов по направлениям, которые возглавляет лидер РДШ и заместитель директора по воспитательной работе. В свою очередь центры делятся на дополнительные секторы по профилю, а общей координацией центра занимается лидер данного направления. Центр по гражданской активности может представлять из себя совокупность направлений: музейного, поискового, экологического и волонтерского. Центр военно–патриотического направления включает в себя 6 клубов: клуб юных армейцев, спасателей, пограничников, казаков, юных друзей полиции и инспекторов движения. Центр личностного развития предполагает под собой слаженную работу творческих коллективов, комитетов здорового образа жизни и спорта, а также объединений по популяризации профессий. Центр информационно–медийного направления осуществляет свою деятельность через социальные сети, работу детской редакции, включающей в себя теле/радио/видео – контент. На муниципальном/районном уровне необходимо сформировать детские советы по направлениям деятельности, которые объединяют лидеров направлений всех школ данного муниципального образования/района. Такую же структуру рекомендуется создать на уровне региона из числа лидеров муниципальных/районных советов, лидеры которых входят в рабочие группы при совете регионального отделения РДШ. |
Технология «Активное взаимодействие» (фиолетовый цвет) | Обязательным является использование форм сетевого взаимодействия всех участников детской организации – учителей, вожатых, школьников, родителей, представителей различных социальных групп. Взаимодействие также предполагается между детскими организациями и социальными партнерами. Актуальность сетевого взаимодействия сегодня заключается в том, что оно предоставляет возможности позволяющие динамично развиваться любой организации или проекту. При сетевом взаимодействии происходит эффективное сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, идет процесс работы над совместными проектами, программами. |
Технология «Патриотическое воспитание» (синий цвет) | Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Главными признаками любого детского общественного объединения являются: добровольность, самоуправляемость, отсутствие коммерческой выгоды. Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. При этом дети сами: · определяют проблему; · ищут пути ее решения; |
Технология «Патриотическое воспитание» (синий цвет) | · принимают решение; · организуются для его реализации. Детское самоуправление - важнейшее педагогическое средство, способствующее решению комплекса воспитательных задач: · обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем; · формирует социальную активность детей; · способствует развитию лидерства; · предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом. Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. Признаками детского самоуправления являются: · самостоятельность в принятии решений; · коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения; · инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем; · единство слова и дела; · действенность органов самоуправления; · критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим. Структура детского самоуправления - это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления. Высшим органом является ОБЩИЙ СБОР, а исполнительным – совет детской организации. Совет выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и взрослые. Сбор – это высший орган самоуправления в детской организации. Его назначение – обсуждение главных вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся вопросы нормативных документов, выборов, проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному поведению. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Организация работы совета детской организации позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей. Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности. Сначала надо увлечь детей каким - либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации. Взаимодействие педагога и органа детского самоуправления может осуществляться по–разному. В состав органов самоуправления педагоги и учащиеся входят «на равных» и действуют как единомышленники. Педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов. |
Технология «Информатизация» (желтый цвет) | Информатизация - глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. Данная технология подразумевает работу по двум направлениям: - Школьный пресс-центр – это организованное сообщество детей и подростков, которые под руководством медиапедагога, медиатьютора или вожатого, имеющего соответствующие информационно-медийные компетенции, на основании партнерства и сотрудничества привлекаются к обсуждению и участию в решении школьных и внешкольных проблем социального характера и отражению их в информационной среде с помощью современных информационно-коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-средств. - Дискуссионные площадки – это разного рода пресс-, радио- и киноклубы, организация дискуссий, полемических встреч по актуальным темам, а также прочие формы открытого речевого и интеллектуального развития, позволяющие участникам и потенциальным сторонникам Движения формировать способности аргументировано высказывать свою позицию, грамотно формулировать мысли, слушать друг друга и отстаивать свою точку зрения. Это создание пространства для общения личностей, имеющих свой взгляд на мир и желание делиться этим взглядом с другими. |
Технология «Творческий подход» (розовый цвет) | Творчество – это процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности. В общефилософском смысле – это категория, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Творческая деятельность продуцирует «строительный материал» для жизнеутверждающих смыслов и позитивных переживаний. Креативные чувства способны в какой-то степени исполнять роль неуловимой интуиции. Они, с одной стороны, являются закономерным результатом формирования, развития интеллектуальных и нравственно-эстетических эмоций и чувств, с другой, условием и элементом творческого мышления в целом. Творческое развитие позволяет лучше узнать и понять себя, найти новые решения для стандартных проблем, взглянуть на мир по-новому, повысить собственную эффективность и многое другое. От степени развития творческих способностей во многом зависит восприятие мира и чувство собственной сопричастности к социуму. В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности можно определить следующие виды творчества: 1. социальное; 2. научное; 3. техническое; 4. художественное. Социальное творчество – это действия по созданию новых форм социальной реальности и развитию общественного сознания, деятельность, направленная на создание нового направления в духовной и культурной сферах общественности. Социальное действие – это результат интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества). Проявление нового культурного течения явно прослеживается в молодежных программах, конкурсах, праздниках, показах, КВН и многих других проявлениях. Научное творчество - это «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Благодаря творческому профессиональному подходу происходит создание новой техники, упрощение механизмов работы, автоматизация процессов. К творческому процессу можно отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки. |
Техническое творчество — это объективно обусловленная практически духовная формообразующая деятельность человека, специфическим предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте, это своеобразный синтез духовного и материального производства. Техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. Художественное творчество Суть художественного творчества: соединение свободно созданных фантазий и реальности в конечном продукте искусства таким образом, чтобы произвести художественный эффект. В отличие от научного и технического творчества, художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность. | |
Технология «Профстарты» (оранжевый цвет) | Технология ориентирована на расширение представлений обучающихся о мире профессий, понимания особенностей регионального и городского рынка труда, выстраивание карьеры и понимание значимости различных профессий в целом для экономического развития страны по 3 направлениям: Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на популяризацию профессий и определение будущей профессии – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми. В рамках направления происходит создание информационной среды о многообразии профессий, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности, создание основы для осознанного выбора и последующей реализации профессиональных перспектив. Популяризация научно-изобретательской деятельности, под-держка и развитие детских проектов. Цель научно-изобретательской и проектной деятельности – понимание и применение учащимися знаний, умений, формирование и развитие навыков, компетенций на интеграционной основе (при изучении различных предметов), что способствует созданию какого-либо проекта (продукта). Деятельность в данном направлении подразумевает популяризацию научно-изобретательской деятельности, а также поддержку и развитие детских проектов. Организация профильных событий– фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. |
Целью организации профильных событий является организация взаимодействия обучающихся с аудиторией, способствующего личностному развитию и общественному признанию подростков. И, конечно, соревновательный момент некоторых событийных мероприятий дает возможность развития универсальных компетенций. | |
Технология «Здоровьесбережение» (зеленый цвет) | Формирование высокого уровня здоровья детей во всех его аспектах – духовном, психическом, физическом является высшей социальной ценностью государства. Поэтому с самого раннего детства необходимо формировать у детей ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. «Врачи лечат болезни, а здоровье надо добывать самому». Так сказал наш великий соотечественник Николай Амосов, врач, академик, гордость нашей медицины. Траектория созидания здоровья проходит через формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, присвоению созидающей здоровье философии, к выработке активной жизненной позиции, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам. Исходя из стратегической цели развития образования – формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса, основ здорового образа жизни, достижение которой призвано обеспечить физическое, душевное и социальное благополучие личности. |
Технология «Социальное волонтерство» (голубой цвет) | Все более важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность - цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных ценностей. Разработка, внедрение и апробация добровольческих инициатив – сложная технология. Она предполагает формирование у детей и подростков (при их активном участии) системы знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций. В настоящее время развитие добровольчества является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества. А волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. Детско-юношеское волонтерство, как эффективная социальная практика, способствует преодолению серьезных рисков в подростковой среде. |
Технология «Социальное волонтерство» (голубой цвет) | В связи с этим приобретает особую значимостьдеятельность тех общеобразовательных организаций, на базе которых создаются или уже функционируют различные волонтёрские организации (объединения) по следующим направлениям: пропаганда ценностей здорового жизни и массового спорта; социальное патронирование детских домов и пожилых людей; муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах); медицинская помощь (службы милосердия в больницах); педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков); социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы); экологическая защита; интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов); спортивная, туристическая и военная подготовка; творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи); социальное краеведение; трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады); помощь в реставрационных работах; восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; экскурсионная деятельность; ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел); информационное обеспечение и т.д. |
Технология «PR» (серебристый цвет) | Технология предполагает формирование положительного имиджа и устойчивой репутации детской организации для внутренней и внешней аудитории посредством распространения точной, своевременной информации о политике школы, ее программах, достижениях, обоснованности решений, а также развитие корпоративной культуры и корпоративной идентичности. |
УРОВНИ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
Для построения модели предлагается на выбор 3 уровня сборки:
Простой уровень: для построения модели нужно использовать минимальный набор из 15 кирпичиков-пазлов и реализовать все стержневые проекты, инновационный проект на выбор и не менее 5 базовых проектов по одной из предложенных технологий.
Средний уровень: для построения модели нужно использовать минимальный набор из 25 кирпичиков-пазлов и реализовать все стержневые и не менее 2 инновационных проектов, а также не менее 5 базовых проектов по 2 предложенным технологиям.
Продвинутый уровень: для построения модели нужно использовать минимальный набор не менее чем из 30 кирпичиков-паззлов и реализовать все стержневые и инновационные проекты, а также не менее 10 базовых проектов по 2 предложенным технологиям.
При определении итогов деятельности будет проходить конкурс моделей детских организаций.
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:
Карта программы в этом учебном году представляет собой календарь активиста, на котором отражены даты начал реализации программных проектов. В целях визуализации стержневые проекты отмечены указателями. Дни, в которые предполагается старт основополагающих/базовых проектов окрашены в цвета соответствующих технологий. На реализацию инновационных проектов отводится весь учебный год.
ПРОГРАММНЫЕ ПРОЕКТЫ: СТЕРЖНЕВЫЕ