Оценка деформативности усиленных элементов
4.37. Перемещения (прогибы, отклонения от вертикали) усиленных элементов конструкций следует определять в общем случае по формуле
, (55)
где f0 - начальное перемещение, определяемое по данным обследования либо расчетом для нагрузок, действовавших в момент усиления, по характеристикам брутто усиливаемого элемента; fw - дополнительное перемещение (прогиб) при усилении элемента с использованием сварки, определяемое по п. 4.21; Df - приращение перемещения от нормативных нагрузок, приложенных после усиления, определяемое расчетом по характеристикам брутто усиленного элемента.
4.38. Дополнительные перемещения от сварки допускается не учитывать:
при уровне начального нагружения b0 £ 0,3;
при несимметричном одностороннем усилении элементов со стороны растянутых волокон;
при усилении неразрезных многопролетных элементов (например, неразрезных балок) либо элементов рамных конструкций, имеющих жесткие узлы сопряжения с примыкающими элементами.
4.39.В случае усиления изгибаемых элементов (балок) на части их длины значения fw могут быть уточнены по формуле
, (56)
где l - пролет балки; lr - длина элемента усиления; прочие обозначения - по п. 4.21.
4.40. Перемещения f усиленных конструкций не должны препятствовать нормальной эксплуатации, а приращения перемещений Df - превышать значений, рекомендуемых пп. 13.1-13.4 СНиП II-23-81*
ОСОБЕННОСТИ СТАТИЧЕСКОГО РАСЧЕТА КОНСТРУКЦИЙ ПРИ УСИЛЕНИИ ИХ ЭЛЕМЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ СВАРКИ
4.41. При усилении элементов статически неопределимых конструкций необходимо учитывать возможность неблагоприятного перераспределения усилий в системе в процессе сварки.
Приварка элементов усиления под нагрузкой вызывает приращение:
продольной деформации
(57)
и кривизны
, (58)
где пi и yi - параметры, определяемые по указаниям п. 4.21.
4.42. Для учета влияния приращений Dw и cw на напряженно-деформированное состояние статически неопределимой системы необходимо знать последовательность выполнения работ по приварке элементов усиления или проверить несколько вариантов такой последовательности, принимая для проверки несущей способности наихудший из полученных результатов.
4.43. При уровне начального нагружения b0 = 0,3 статический расчет конструкций допускается выполнять без учета перераспределения усилий в процессе сварки.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УСИЛЕНИЯ
УСИЛЕНИЕ БАЛОК ЛАМЕЛЯМИ
5.1. При необходимости увеличения местной прочности и устойчивости стенки рекомендуется выполнять усиление с помощью ламелей по рис. 6, г, в том числе для повышения дополнительно усталостной прочности - по рис. 6, е.
Высота сечения ламелей hл по рис. 6, г назначается в пределах , а толщина ламелей tл - из условия прочности верхней зоны стенки от местной нагрузки. Для ламелей по рис. 6, е высота hл принимается в пределах , где а - расстояние между ребрами жесткости, минимальная толщина ламелей назначается в соответствии с указаниями п. 7.24 СНиП II-23-81* как для неокаймленного свеса.
5.2. Местные напряжения в стенке, усиленной ламелями по схеме рис. 6, г, от давления колеса крана определяются по формуле
, (59)
где gf1 - коэффициент неравномерности давлений колес крана, принимаемый по указаниям СНиП 2.01.07-85; - условная длина распределения давления колеса; tw, tл - толщина стенки и ламели; I1f - момент инерции рельса и верхнего пояса.
Напряжения от местного крутящего момента Mt по верхней кромке ламели определяются по формуле
, (60)
где коэффициент усиления; сумма собственных моментов инерции кручения для рельса, верхнего пояса и усиленной части стенки.
Напряжения в стенке под нижней кромкой ламелей определяются по формуле
, (61)
где w = 2hл tл / At - относительная площадь усиления; At - суммарная площадь тавра, включающего верхний пояс, ламели и часть стенки высотой hл; - условная длина; I2f сумма моментов инерции рельса и тавра.
5.3. Проверка прочности стенки, усиленной ламелями по схеме рис. 6, г, на совместное действие крутящего момента и давления колеса крана производится по формуле
. (62)
Стенка усиленной балки проверяется на местную устойчивость по указаниям СНиП II-23-81*, но с учетом эквивалентной высоты
. (63)
При этом коэффициент условий работ gc = 0,9.
Таблица 10
aл | 2,55 | 2,15 | 1,84 | 1,71 | 1,61 | 1,53 |
Nл×10-8 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,2 | 1,4 | |
aл | 1,46 | 1,36 | 1,26 | 1,19 | 1,08 | |
Nл×10-8 | 1,6 | 2,5 |
5.4. При усилении подкрановых балок по схеме рис. 6, е необходимо оценить ресурс Nл по выносливости одностороннего сварного шва, прикрепляющего ламель к ребру жесткости.
Расчетный ресурс Nл, определяется по табл. 10 в зависимости от коэффициента aл
, (64)
где Rvл = 33 МПа (338 кг/см2) - расчетное сопротивление усталости данного соединения; gvл = 1:
. (65)
где компоненты напряжений определяются следующими зависимостями:
; (66)
. (67)
В формулах (66), (67) принимается: Mt - местный крутящий момент, определяемый по формуле
, (68)
где e - фактический эксцентриситет (принимается по материалам обследования, но не менее 15 мм); с - расстояние до центра кручения усиленного верхнего пояса
, (69)
где .
Таблица 11
a, м | 1,2 | 1,5 | |
ba | 1,05 | 1,28 | 1,56 |
bt | 1,1 | 1,43 | 1,65 |
Таблица 12
a/2r | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 0.6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
bл | 0,059 | 0,116 | 0,145 | 0,173 | 0,2 | 0,226 | 0,252 |
gл | 0,2 | 0,38 | 0,462 | 0,537 | 0,604 | 0,664 | 0,716 |
a/2r | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | |||
bл | 0,277 | 0,325 | 0,369 | 0,409 | 0,446 | 0,479 | 0,598 |
gл | 0,762 | 0,834 | 0,885 | 0,921 | 0,947 | 0,964 |
В формулу (68) подставляется абсолютная величина разности hr - с, где - сумма собственных моментов инерции кручения рельса и верхнего пояса с ламелями:
; (70)
ba = bt = 1 для кранов, имеющих на концевой балке 2 колеса; для многоколесных кранов, при минимальном расстоянии между колесами на концевой балке меньше шага поперечных ребер, величина ba, bt принимается в зависимости от шага ребер (а), (табл. 11).
Коэффициент bл принимается в зависимости от отношения a/2r по табл. 12.
Проверка прочности и выносливости стенки балки выполняется по указаниям СНиП II-23-81* с учетом изменившихся геометрических характеристик сечения, при этом напряжение sfy определяется по формуле
, (71)
где gл - коэффициент, принимаемый по табл. 12.