Пранаяма нади шодхана — практика
Освоив соотношение длительностей вдоха, задержки дыхания и выдоха, данное в предыдущем уроке (а именно, 1:6:4:1:6:4), вам следует переходить к следующему соотношению, которое составляет 1:8:6:1:8:6 для вдоха, задержки, выдоха, вдоха, задержки и выдоха, соответственно[259].
Помните, что если вы ещё не освоили более ранний этап, то продолжайте стараться, пока не приобретёте необходимой сноровки. Не переходите к более сложному этапу раньше времени. Если возможно, постарайтесь увеличить время ежедневной практики пранаямы сверх того, что предлагается в программе. Чем больше вы занимаетесь, тем более опытным становитесь, и тем лучше будут результаты.
Однако не следует перенапрягаться. Обретать контроль над процессом дыхания необходимо постепенно.
Тема 5
Тратака и сосредоточение
Сосредоточение составляет суть тратаки. И именно через мощное сосредоточение достигается успех в йоге[260].
Сила сосредоточения
Что такое сосредоточение? Это однонаправленность ума, способность фокусировать и удерживать внимание в одной точке, не отвлекаясь. Совершенное сосредоточение ведёт к медитации. В таких медитативных практиках, как тратака, сосредоточение ведёт к закреплению внимания ума на одном объекте, одной форме или мысли, при полном исключении всего остального — любых отвлекающих воздействий окружающей среды и других посторонних вещей.
Почему глубокое сосредоточение обладает такой силой? Это можно лучше всего проиллюстрировать, сравнивая ум обычного человека с электрической лампой. Лучи света распространяются во всех направлениях; энергия, излучаемая накаливаемой нитью, рассеивается во все стороны. Если вы встанете в полутора метрах от лампы, то увидите свет, но не почувствуете никакого тепла, хотя нить в центре лампы сильно нагрета. Точно так же, ум обычного человека обладает огромным дремлющим потенциалом и силой в своём центре, но эта сила рассеивается во всех направлениях. Ум занят непрерывным потоком объектов, следующих один за другим, не останавливаясь ни на чём сколько‑либо подробно. Сила есть в каждом человеке, но она не фокусируется и не используется.
В последние годы наука создала нечто, ранее встречавшееся только в научно‑фантастических романах — а именно, лазер. Это прибор, который собирает все лучи света от источника в одну линию, так что все они излучаются в унисон друг с другом в совершенной гармонии. Первоначальный источник света не обязательно должен быть мощным, и даже не таким мощным, как только что упоминавшаяся нить накаливания обычной электрической лампочки, но если вы стоите на расстоянии полутора метров, луч лазера почти мгновенно прожжёт в вашем теле дыру[261]. Такова сила сосредоточенного света. Сосредоточенная мысль, хотя и вряд ли прожжёт дыру в теле, однако также обладает огромной силой. Сосредоточенный ум работает как неотразимый инструмент действия; он делает эффективной любую деятельность человека во внешнем мире; подобно динамо‑машине, он генерирует энергию и энтузиазм в любом деле. Кроме того, сосредоточенный ум способен быть чувствительным приёмником; он становится восприимчивым к более высоким вибрациям, к возвышенным впечатлениям. Он становится приёмником потока более высокого осознания, блаженства и знания. Все это обычно лежит за пределами диапазона среднего ума, поскольку его слишком волнует и отвлекает постоянная внутренняя болтовня мыслей. Сосредоточение служит ключом, отпирающим дверь к более высоким состояниям осознания.
Физиология тратаки
Многие люди слышали о шишковидной железе. Эта небольшая железа размером с горошину располагается над верхней частью позвоночника, в центре головы между ушами (если говорить точнее, она расположена между двумя полушариями мозга и над мозжечком). Это небольшое образование ещё не понято современной наукой, и не имеет видимого физиологического предназначения[262]. С другой стороны йога, как и другие духовные системы Востока и Запада, на протяжении веков утверждают, что именно эта железа служит связующим звеном, антенной для приёма более высоких вибраций. Когда её стимулируют или пробуждают, человек начинает настраиваться на более тонкие ритмы бытия.
Знаменательно, что глаза непосредственно связаны с шишковидной железой через симпатическую нервную систему. Это, наряду с различными другими, недавно обнаруженными факторами, известно современной физиологии. Центром как симпатической, так и парасимпатической нервной системы служит гипоталамус. Кроме того, гипоталамус является центром сна и бодрствования, а также удовольствия и боли[263]. Поэтому глаза, шишковидная железа, симпатическая нервная система, гипоталамус и состояние бодрствования, прямо или косвенно, тесно связаны друг с другом. Любое сосредоточение ума, как правило, переводит эти системы на более высокий уровень чувствительности, а это, как мы уже указывали, создаёт возможность проникновения и притока более высокого сознания через шишковидную железу.
В тратаке вся система стимулируется и пробуждается посредством зрительного сосредоточения. Это способствует более высокой чувствительности шишковидной железы и — непосредственно через симпатическую нервную систему — более выраженному состоянию бодрствования. Именно поэтому тратака является таким мощным методом — она непосредственно влияет на шишковидную железу. Кроме того, вследствие сильного сосредоточения, по крайней мере, на время блокируются все другие отвлекающие мысли, которые уменьшают восприимчивость. Все эти факторы помогают человеку достигать более высокого опыта.
Ту же функцию выполняют и другие техники; они способствуют сосредоточению и восприимчивости, в частности, повышают чувствительность шишковидной железы, хотя, порой, и более непосредственным образом. Например, пранаяма прямо влияет на гипоталамус, который является центром дыхания[264]; таким образом стимулируется состояние бодрствования и усиливается восприимчивость. Вероятно, именно по такому механизму действуют некоторые наркотики. Они каким‑то образом делают всю нервную систему, в том числе, шишковидную железу, более чувствительной к высшим вибрациям[265].
Выбор объекта
Мы уже говорили о том, как следует выбирать объект для тратаки[266]. Ниже приводятся цитаты из книги Свами Сатьянанды «Шаги к йоге», в которых ясно подчёркивается то, что мы уже объясняли:
«Мы можем придавать своему уму любую форму. Мы способны придать ему форму женщины, мужчины, горшка, часов или тела. Когда мы сосредоточиваемся на Кришне, наш ум принимает форму Кришны, которая постепенно усваивается самосознанием, приводя к нирвикальпа самадхи».
«Когда ум выливается в форму Ишта Деваты (личностного божества), чувственное сознание прекращается».
«Следует выбирать тот объект, который будет одновременно очаровывать ваш ум и заставлять его отвлекаться от всех других объектов».
«Когда ум выливается в одну форму, даёт знать о себе заключённый в нас свет».
«Сосредоточение — ключ, отпирающий врата этой великой силы. Успешно сосредоточиваясь на одной идее или форме, вы достигаете дхьяны (медитации). Независимо от того, верующий вы, или атеист, через медитацию вы можете познать высший свет. Верующий в Бога может медитировать на любой избранной форме Бога, через которую он обретёт высшее постижение. Атеист может выбрать цветок, звезду, кончик носа, точку между бровями, сердце и т.д. Результат будет тем же самым».
Поэтому тщательно выбирайте объект и затем усердно занимайтесь.
Кроме того, заметьте, что хотя мы описали технику тратаки, в которой человек создаёт образ перед своими глазами, нет абсолютно никакой причины, почему вам не следует создавать мысленный образ в сердечном центре. Многие древние тексты йоги рекомендуют именно это место[267]. В Катха Упанишаде говорится, что можно создавать в сердце внутренний образ размером с большой палец. Поэтому вы должны экспериментальным путём найти наилучший объект и наилучшее место. Не чувствуйте себя связанными объектами и техниками, которые мы предложили, поскольку они призваны служить только ориентирами.
Осознание и сосредоточение
Хотя развитие сосредоточения представляет собой непосредственную и основную цель тратаки, не следует принуждать себя к сосредоточению. Необходимо позволять ему возникать самопроизвольно. Старайтесь сохранять осознание объекта тратаки. То есть, позволяйте возникать посторонним мыслям, но одновременно сохраняйте внимание к объекту. Вы должны делить своё внимание между отвлекающими мыслями и объектом. Не теряйтесь в потоке набегающих мыслей, а просто наблюдайте за ними, не испытывая интереса. Если вы будете действовать подобным образом, нежелательные мысли исчезнут сами собой, и возникнет сосредоточение. Конечно, иногда ваш ум может быть более возбуждённым, чем обычно; в этом случае все равно следует придерживаться той же процедуры, хотя может оказаться трудно сколько‑либо сосредоточиться. Важно само осознание, поскольку если вы принуждаете ум сосредоточиваться, то создаёте лишь большее напряжение и меньшее сосредоточение. Поэтому осознавайте. Не боритесь с блуждающим умом, ибо вы потерпите поражение. Укрощайте ум и переводите его в состояние сосредоточения, избрав позицию осознания.
Заключение
Тратака представляет собой чрезвычайно мощную, но в то же время обманчиво простую практику. Когда вы способны сосредоточиваться на объекте, этот объект становится фокусом, формой вашего сознания. Иными словами, если ваш объект — свеча, то она не просто представляет ваше сознание, она и есть ваше сознание. Мы не ожидаем, что вы это поймёте, а просто обращаем на это ваше внимание. Всё, что вам нужно — это практиковать тратаку и сливаться всем своим существом с объектом, формой или мыслью, погружаясь в них, как наконечник стрелы уходит в мишень. Попробуйте и узнайте это на собственном опыте.
Тема 6
Медитация. Практика
Не существует предела числу возможных медитативных практик. Для сосредоточения внимания можно использовать любую тему. Самое важное условие состоит в том, что следует выбирать нечто, легко удерживающее ваше внимание. Если этого нет, то практика не принесёт вам никакой или почти никакой пользы.
До сих пор в этой книге мы знакомили вас с методами, которые основаны на традиционных техниках, описанных в текстах йоги и тантры. В этом разделе мы предложим вам ещё одну возможную тему для медитативных целей.
Ниже приводится ряд стихотворений, написанных знаменитыми поэтами‑мистиками. Возможно, они вам уже знакомы. Стихи, особенно, стихи духовного характера, можно использовать в качестве объекта для медитации. В них поэт пытается выразить нечто, открывшееся его постижению. Он пытается передать невыразимое неадекватными средствами языка.
Если вы читаете стихотворение тысячу раз и пытаетесь его логически анализировать с точки зрения повседневного опыта, вы ничего не добьётесь — за исключением головной боли. Сначала постарайтесь понять поверхностный смысл слов и поразмышлять над их более глубоким значением. Если вам легко удаётся только интеллектуальное понимание, которое вы можете обсуждать с другим человеком, то откажитесь от него. Отбросьте его, ибо стихотворение означает гораздо большее. Дайте его содержанию опуститься на более глубокие уровни вашего существа. Пусть у вас возникнет сильное желание узнать, что на самом деле пытается выразить поэт. Если вам удастся найти ответ, вы, несомненно, это почувствуете. Он поразит вас как удар молнии и разобьёт вдребезги все ваши прежние выводы, убеждения и понимание.
Вы можете думать о реальном смысле стихотворения в любое время дня. На самом деле, если вы действительно чувствуете сильную потребность отыскать смысл, то размышление и исследование будут продолжаться всё время ниже уровня повседневного сознания. Они будут продолжаться без вашего осознания. Однако сознательно размышлять о смысле лучше всего, когда вы расслаблены и восприимчивы. Мы предлагаем вам заниматься этим сразу после ежедневной программы практики йоги или, возможно, перед сном.
Вы можете выбрать любое из предложенных нами стихотворений или найти подходящие стихи сами. Подумайте над их сокровенным смыслом. Но постарайтесь не ограничиваться чисто интеллектуальным пониманием. Если вы думаете, что понимаете смысл стихотворения, и, быть может, он кажется вам очевидным, значит на самом деле вы его не поняли.
Практика
Стихотворение 1
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
Уильям Блейк (перевод Маршака)
Стихотворение 2
Когда, открыв глаза, на мир смотрю
Я — капля в океане бытия.
Но перед взором внутренним,
Лишь только веки смежу,
Встаёт вселенной бесконечность,
Что в океане сердца я таю.
Инайят Хан
Стихотворение 3
Это целое и то целое.
Из целого берётся целое,
И получается целое.
Отними целостность от целого,
Всё равно останется целостность.
Ишавасья Упанишада
Стихотворение 4
У человека есть реальное бытие
Но оно никак не связано с местом
Оно обладает продолжительностью,
Но не имеет ни начала, ни конца.
Даосизм
Выберите любое стихотворение, которое вам близко, которое вас очаровывает. Размышляйте над ним. Что оно означает на самом деле? И помните — если вы думаете, что знаете его смысл, это почти наверняка не так. Только если вы начинаете прыгать от радости и счастья, значит вы, возможно, разгадали скрытое в нём знание.