Парипурна навасана и ардха навасана
Парипурна Навасана
Ардха Навасана
Парипурна Навасана – «поза лодки». Сесть на пол, ноги вытянуты вперёд. Поднять их вверх от пола прямыми в коленях, одновременно откидываясь туловищем назад. Балансировать таким образом, опираясь на копчик, угол между полом и ногами составляет 45°; между ногами и позвоночником – 90°, между позвоночником и полом – 45°.
Необходимо добавить, что с упражнениями для пресса следует очень осторожно обращаться людям с патологическим поясничным лордозом. Обычно для устранения слишком сильного поясничного прогиба им советуют «закачивать» мышцы спины и пресса. Но это практически невозможно правильно сделать ни через йогу, ни как‑нибудь ещё, когда заболевание уже существует и нормальная схема позвоночника нарушена. Что бы вы не пытались сделать – «Парипурна Навасану», поднимать прямые ноги к перекладине или шведской стенке, – вес ног всегда действует, как рычаг, ещё больше усиливающий наличное патологическое состояние и форму.
Поэтому в данном случае грамотный подход к работе с перекладиной, равно как и со шведской стенкой, будет следующим: повиснуть свободно, затем согнуть ноги в коленях, подтянув их в согнутом виде бёдрами к животу. И уже в таком «сложенном» состоянии – если сил достаточно – следует подымать тело дальше к перекладине, не отрывая колени от живота, сворачиваясь клубком, чтобы спина в каждый момент времени оставалась полностью выпуклой, но ни в коем случае не приближалась даже к прямой линии, особенно – в поясничном отделе.
«Ардха Навасану» в случае упомянутой проблемы с позвоночником можно делать тогда и только тогда, если хватает физических возможностей не проваливать поясницу вперёд, сохраняя форму данной позы с прямыми ногами, в противном случае болезненный прогиб только усиливается. Сохраняться поза должна достаточно свободно, без трясучки и экстраординарных усилий. Но лучше всё‑таки при лордозах начинать с «Ардха Навасаны». Вся разница между этими двумя позами для брюшного пресса заключена в точке опоры: в «Парипурне...» – на копчик, в «Ардхе...» – на крестец. Если в «Ардхе...» трудно закладывать руки за голову, то можно вытянуть их вперёд. Спина в «Парипурне...» по возможности прямая, в «Ардхе...» – максимально ссутулена. Если в «Парипурне» предписано держать руки параллельно полу (хотя допускается опираться ими о пол, когда недостаёт равновесия), то в «Ардхе...» руки закладываются за голову. В «Парипурне...» работает прямая парная мышца пресса, в «Ардхе...» – в основном косые мышцы.
При дистрофичном состоянии мышц брюшной стенки следует начинать с минимального времени выдержки и ни в коем случае не форсировать ход событий. Пресс – дело тонкое, если эти мышцы перегрузить, то наградой могут стать омерзительные ощущения, хотя они и не опасны.
Пурвоттанасана
«Пурва» в терминологии йоги означает «запад» или «передняя сторона тела». Поза не имеет противопоказаний и крайне проста. Она укрепляет руки, растягивает плечи и служит для контрнагрузки после работы мышц пресса и всей фронтальной стороны туловища. Единственную трудность в ней может доставить закрепощение плеч, оно мешает выгнуть тело в необходимую дугу с постановкой ступней ног целиком на пол (чему на первых порах может препятствовать недостаточная гибкость стоп). При регулярной практике все эти трудности уходят.
Урдхва Прасарита Падасана
(этап 1)
(этап 2)
(этап 3)
Асана также предназначена для развития брюшного пресса, особых противопоказаний нет кроме поясничного лордоза и выраженной слабости мышц живота. Если последняя имеет место, то на первых порах следует поднимать вверх ноги, согнутые в коленях.
Если пресс имеет качество «средней паршивости», то техника исполнения позы будет такой: лечь на спину, прямые в локтях руки вытянуть вверх и положить их на пол за головой, параллельно друг другу. Ноги держать вместе, слегка напрячь их и вытянуть так, чтобы они оставались прямыми в коленях.
Асана выполняется в три взаимосвязанных этапа, сначала с выдохом поднять вверх ноги, примерно градусов на пятнадцать от пола и удерживать их при свободном дыхании около десяти секунд. Затем поднимаем ноги дальше, примерно до угла в сорок пять градусов, и фиксируем ещё где‑нибудь секунд на десять и, наконец, подняв ноги под прямым углом к полу, держим так около тридцати секунд.
Со стороны всё это выглядит очень незамысловато. Однако и в этой, по виду простой и незатейливой позе, есть своя тонкость. Дело в том, что, поднимая ноги, вы должны – вне зависимости от угла их наклона – держать спину в области поясницы плотно прижатой к полу. Этим обеспечивается правильная и максимальная загрузка мышц живота, а кроме того имеет место соблюдение техники безопасности для поясничного отдела позвоночника. Как мы помним, и в «Парипурна Навасане», и в «Ардха Навасане» выгибать поясницу вперёд запрещено. То же самое требование необходимо соблюдать в «Урдхва Прасарита Падасане» даже тем, у кого с поясницей нет особых проблем.
Сарвангасана
Вариант подкладки под шею
Особенности выполнения этой асаны (как и двух других перевёрнутых поз) в общих чертах приведены в начале главы.
Противопоказания: все перевёрнутые позы запрещено выполнять тем, у кого существуют проблемы с шейным отделом позвоночника, а также людям просто со слабыми мышцами шеи. Обычно это относится к женщинам. Как подготовить шею к перевёрнутым позам? Исходя из многолетнего опыта, могу лишь повторить, что полностью не тренированные физически люди (в том числе дамы старше сорока лет) обретают необходимое для выполнения всех трёх перевёрнутых поз качество тела и могут приступить к их освоению не ранее полутора лет систематической практики асан, в том числе обязательно «стоячих».
Есть элементарный способ для укрепления мышц шеи, который кроме того является единственно возможным при высокой нестабильности положения шейных позвонков. Эта патология достаточно гисто встречается у детей, реже у взрослых, она весьма мучительна и не поддаётся методам ЛФК. Травматологи при этом советуют обычно укреплять шейные мышцы. Рекомендация душевная и даётся, видимо, от чистого сердцу, но в данном случае ей противоречит одна маленькая проблема: чтобы получить необходимую мышечную нагрузку, необходимо движение, её создающее. Но при данной патологии любые активные движения головой ведут к дальнейшей самотравматизации и получается замкнутый круг. Но если двигать головой нельзя, то мы располагаем возможностью пассивно использовать её вес. В этом случае цели можно добиться только с помощью статической нагрузки, и делается это простейшим образом.
Лечь на живот лицом вниз , положив голову лбом на кисти рук. Оторвать лоб от опоры так, чтобы голова повисла в воздухе и убрать руки немного в стороны, при этом кончик носа должен почти касался пола. И сохранять это положение вплоть до момента, когда в мышцах шеи почувствуется усталость. Тогда надо подставить руки и осторожно опустить на них голову. Это упражнение первое. Второе: лечь навзничь и чуть оторвать затылок от пола, лицо при этом смотрит строго вверх, и сохранять такое положение, пока не возникнет усталость в передней стороне шеи и мышцах горла. Третье положение – лечь на правый бок, поднять голову в параллель полу и так оставаться, чтобы работали мышцы левой стороны шеи. Затем четвёртый этап: лёжа на левом боку, проделать действие, аналогичное предыдущему. Повторять каждое положение от одного до пяти раз по мере адаптации мышц шеи. Таким образом, простыми, как мычание, приёмами возможно укрепить шейные мышцы без какого‑либо активного движения головой.
Во многих случаях с их помощью удаётся за два‑три месяца добиться полной стабилизации позвонков у детей до тринадцати лет. Этот же метод пригоден для приведения шеи в состояние, обеспечивающее возможность освоения перевёрнутых поз.
Затем, как показано в начале главы, «позу свечи», как и «позу плуга», следует выполнять исключительно с подкладкой под шею и руки, когда создана опорная плоскость, превышающая уровень пола на высоту от пяти до пятнадцати сантиметров.
Чтобы в «Сарвангасане» не разъезжались руки, которыми подпирается поясница, можно задействовать очередной «пропс», это не что иное, как свёрнутый в фиксированное кольцо ремень. Если мы сложим его вдвое, то длина должна быть равной расстоянию от костяшек пальцев сжатого кулака до локтя. Когда вы поднялись в позу «свечи», необходимо надеть это ременное кольцо на руки так, чтобы оно зашло за локти и легло на опорную плоскость под ними – теперь они потеряют тенденцию к расползанию, и выдерживать позу будет значительно проще.
Если говорить о всех трёх перевёрнутых позах – «Сиршасана», «Сарвангасана», «Халасана» – то для них существует два признака, сообщающих о том, что время выдержки подошло к концу: нарушение естественности дыхания и потеря неподвижности (к этому могут в отдельных случаях присоединиться ощущения, связанные с кровотоком, например, неприятный холод и тянущая боль ступней в «Сиршасане» или «Сарвангасане»).
Халасана
Противопоказания в ней те же, что и к первым двум перевёрнутым позам, но кроме того на возможность выполнения этой асаны сильно влияет общее состояние спины. Тому, кто плохо выполняет «Пашимоттанасану» будет трудно иметь дело с позой плуга. Шейный отдел позвоночника загружается здесь значительно сильнее, нежели где‑нибудь ещё.
Для начинающих техника будет такой же, что и для начала «Сарвангасаны». Приняв доступную форму, вы должны оценить степень напряжения в шее, спине и пояснице. Если вначале можно опустить на пол только немного согнутые в коленях ноги – пусть будет так. Главное, чтобы в этом положении вы могли расслабить тело и свободно дышать, то есть иметь возможность релаксировать и сознание, находясь, пусть пока в «испорченной» «Халасане», но без ощущений.
Излишне добавлять, что весь описываемый ход событий происходит с подкладкой площадочного типа, применение которой детально изложено в начале этой главы.
Как только возникнут ощущения, следует выйти из позы, сильно опираясь в пол руками, чтобы резко не упасть на спину. Вообще опускаться желательно в таком темпе, чтобы неприятности не возникали.
Если позвоночник в каком‑либо из своих сегментов слишком «деревянный», то лучше вообще не пытаться силой поставить ноги за головой на пол, а опереть их на что‑то выше уровня головы, скажем, на сиденье стула
Некоторым приходится начинать «Халасану» именно с этого. По мере того, как ноги понемногу начнут опускаться ниже, можно приспособить для опоры что‑нибудь другое, например – стопку достаточно массивных книг. Затем, следуя естественному темпу адаптации к форме, можно удалять их одну за другой, и вы постепенно начнёте доставать пальцами ног до пола, опираться на него свободно, двигать туловище назад, пока спина не составит с полом угол меньше девяноста градусов, ставить колени на пол возле ушей («Карнапидасана»), на пол за головой и т.д.
Во всех промежуточных стадиях приближения к традиционной форме «Халасаны» цель одна: никогда не удерживать вес тела мышцами спины, они не должны мешать специфической работе позвоночника, который нагружается пассивно. Особое внимание обратить на отсутствие телесных ощущений в повседневности, которые могут быть вызваны практикой «позы плуга» (впрочем, это относится ко всем трём перевёрнутым позам). Если такие ощущения возникли, особенно в шее, следует немедленно прекратить практику асан, которые их вызывают, и сделать для себя чёткий вывод: что‑то делается неверно, либо вы перегрузились.
Позже, когда перевёрнутые позы будут освоены, предел времени их выдержки определяется появлением признаков перегрузки по кровообращению, а до того надёжнее ориентироваться именно на отсутствие непривычных ощущений как в самих этих асанах, так и после их выполнения. Речь не о том, что необходимо исключить из практики эти позы, если в повседневности возникла боль, это само собой подразумевается. Если даже ничего конкретно и не болит, но просто всё время чувствуется, потягивает и спорадически простреливает, слабо, едва ощутимо, в спине либо шее – вы уже травмированы. Часто бывает так, что острая травма в мышцах и связках при неверном подходе к выполнению «свечи» и «плуга» настигает человека внезапно, без предварительной болевой преамбулы. Несколько дней малопонятного фона в шее, между лопаток, а потом, при каком‑то совершенно рутинном манёвре среди бела дня боль втыкается в спину, как нож. Особенно скверно проявляют себя в этом отношении межлопаточные связки, стоит их «стронуть» – и это надолго.
Кроме того, начинающие почти всегда допускают ещё одну стандартную ошибку. Как только болевые ощущения проходят (а чаще – и не дожидаясь, пока боль исчезнет совершенно), пусть даже они отличались приличной остротой и длительностью, энтузиаст нетерпеливо возобновляет практику перевёрнутых поз. И, конечно, травма снова возвращается, причём нередко в более усиленном виде. Прекращение боли ещё не показатель окончательного выздоровления. Например сломанная рука, срастаясь, с какого‑то момента уже не болит, но кому придёт в голову обращаться с ней, как со здоровой?
Поэтому прежде чем заново приступить к практике той позы, посредством неграмотного исполнения которой вы получили не проходящие ощущения (не говоря уже о травмах), необходимо спокойно и не дергаясь прожить некоторое время до их самопроизвольного затухания в быту, выполняя те асаны, которые никак не затрагивают травмированную область тела. Всё зависит от интенсивности повреждения, которое имело место. Иногда затронутое перегрузкой место не грех поберечь и месяц‑другой.
Вообще вопрос ожидания эффекта от практики асан весьма интересен. Ожидание – суть напрасно потраченное, не наполненное полезным содержанием время. «...Нетерпение, характерное для ожидания, не приносит пользы организму; снижает его эффективность (во всех действиях). Человек ожидающий забывает о том, что процесс может быть не менее приятен, чем результат...» (А. Маслоу, «Мотивация и личность», с.315). Дело, конечно, не в приятности, а в том, что восстановление здоровья, имеющее место в результате практики асан, всегда происходит совсем не так, как этого хочется человеку, реальное время регенерации не соответствует ожидаемому, оно всегда намного больше. Прежде чем ожидать и хотеть быстрого результата следует вспомнить, сколько лет вы угнетали тело безо всякой пощады и здравого смысла.
Возвращаясь к проблеме травм, приведу в качестве иллюстрации дикий случай, имеющий прямое отношение к перевёрнутым позам йоги, о нём поведал мне в середине восьмидесятых годов заведующий лабораторией функциональной диагностики бывшего Всесоюзного (теперь – Всероссийского) Центра вегетативной патологии, что расположен на улице Россолимо в Москве. Этот человек был родом из Кишинева, и однажды, когда зашла речь о стойке на голове, он сказал: «Помнишь, не так давно в журналах «Наука и жизнь» был опубликован цикл статей о йоге, где автором был некий Воронин? Мы ещё тогда удивлялись: и как только ему удалось протолкнуть это через цензуру... Так вот мой друг, а он тогда работал главным нейрохирургом Кишинева, вскоре мне заявил, что теперь знает в лицо каждого йога в нашем городе. Шутка, конечно, но в общем было не до смеха, иногда по несколько человек в день привозили в травмопункты. Ну, какая там физическая форма у женщин, особенно если после сорока?! Взгромоздилась кое‑как на голову, фактически без всякой подготовки, и пытается стоять, да ещё страховка по боку, мы и сами с усами... И результат, часто соответствующий такому исполнению, – подвывих позвонков и частичный либо полный паралич... И шеи ломали насмерть, с чем только не приходилось тогда сталкиваться, мама дорогая! Я бы лично этому «спецу» по Хатха‑йоге его деревянную голову отвернул, чтоб не на чем стоять было, ведь это же причинение преднамеренного вреда людям посредством дезинформации в печати. Ты только вдумайся в этот маразм: «Через две недели после начала занятий можно с уверенностью вставать на голову, что будет каждому весьма полезным» А как это называется!?»
Как это называется было понятно ещё тогда, теперь – тем более, а мы пока ещё раз напомним, что тем, у кого есть проблема гиперфункции щитовидной железы можно и нужно выполнять «Сарвангасану» и «Халасану», но лишь в таком варианте, когда высота подкладки даёт возможность не подводить подбородок к груди, оставляя между ними необходимый зазор, при котором исключено даже малейшее сдавливание области щитовидной железы.
После выполнения подряд всех трёх перевёрнутых асан (в основном виде или с вариантами) необходимо соблюсти следующие рекомендации: никогда резко не вставать, спокойно лечь в «Шавасану» на полторы‑две минуты после каждой позы (последовательность их всегда одинакова: «Сиршасана», «Сарвангасана», «Халасана»). Если выдержка стойки на голове составила от десяти до пятнадцати минут, отдых перед «Сарвангасаной» должен быть не менее трёх. Если «свеча» длилась десять минут – отдых перед «Халасаной» также три минуты. «Поза плуга» пять минут, отдых – две минуты с обязательной последующей разгрузкой, которая заключается в выполнении «Джатхара Паривартанасаны» (с опусканием ног на пол и расслаблением тела в таком положении) по две минуты в каждую сторону.
Если по каким‑то соображениям вы желаете выполнять «стойку на голове» после «свечи» и «плуга», то между ними должно быть, по крайней мере, пятнадцать минут времени, заполненного другими позами.
Вот, пожалуй, и всё, что можно вкратце сказать по приведённому выше двухдневному комплексу асан, потому что углублять тему можно очень долго, даже по каждой отдельно взятой позе.
Теперь необходимые общие замечания. Дилетантов почти всегда интересует достаточно смешной и глупый вопрос: что в йоге труднее всего? Когда Айенгар гостил у меня, удалось задать ему множество вопросов, благо была такая возможность, и, кроме того, я очень внимательно слушал ответы Гуруджи на вопросы окружающих во время совместных занятий. Он всегда повторял с абсолютно серьёзным видом: «Самое трудное в йоге – это расстелить коврик и сесть». И это чистая правда, которая известна любому занимающемуся.
Действия, обеспечивающие поддержание жизни человека, цикличны, они повторяются через определённые промежутки времени. С философской точки зрения неизменным сегодняшним компонентом их результата является создание условий для того, чтобы они были воспроизводимы и завтра. Мы отдыхаем для того, чтобы получить возможность осмысленно и результативно действовать. Мы двигаемся, чтобы получить возможность как следует отдохнуть после результативной (во всех смыслах) деятельности.
Есть жизненные потребности первого ранга, без которых существование невозможно: дыхание, наличие пищи и воды, сон, одновременно эти потребности считаются как бы животными, низшими, хотя без них жизнь тела, а значит и разума, невозможна. Кроме того, человек есть не что иное, как «клубок» различных взаимосвязанных процессов, конгломерата биоритмов, и видно невооружённым глазом, что продолжает существование только то, что постоянно возобновляет себя. Почему женщины в среднем живут дольше мужчин? При всех прочих факторах у них есть дополнительный биоритм – месячные, лишняя ниточка, которой природа привязала их к вечности. И если мы практикуем йогу ежедневно и каждый раз заново, как дыхание, это такая же ниточка, посредством которой тормозится личное время. Поэтому регулярность воздействия посредством йоги должна быть соразмерной порядку цикличности основных жизненных процессов, не говорю же я себе: вчера ведь уже дышал, можно и отдохнуть, пожалуй...
В этом суть и кардинальное противоречие практики йоги: её необходимо выполнять каждый день, поскольку существует только то, что способно систематически воспроизводить себя, возобновляя усилия по продолжению существования. Поэтому типовой западный подход «хочу делаю, хочу – нет» здесь несостоятелен, в этой игре всё имеет другую цену. Хочешь жить с переносимой величиной скорби душевной и телесной – изволь отдавать этому какую‑то часть своего ежедневного времени.
За одним из эпизодов фильма «Жертвоприношение» слышен голос Андрея Тарковского: «Мне кажется, что если каждый день делить что‑то одно, этим можно изменить мир».
На самом деле есть два способа коммуникации с окружающим. Первый – мы воздействуем на него, вкладывая время и энергию, личным усилием изменяем что‑то в нём, чтобы его ответная реакция нас устроилa. Но существует и второй путь: приложить это усилие к себе самому, и когда ты изменишься, мир начнёт по‑иному реагировать на твоё присутствие, так, как на самом деле тебе необходимо. Это путь йоги.
Итак, первый признак истинности (важный, но недостаточный, ибо фанатизм – одно из наиболее пагубных заблуждений этого мира) йоги, которую вы избрали в качестве универсального адаптера к бытию – регулярная практика. Помните фильм «Индийские йоги: кто они?» Они те, кто делает это всегда.
Не следует понимать буквально, всегда – это не означает отсутствия исключений, они как раз неотвратимы и непременно должны быть! Хотя бы однажды в году случается такое состояние, когда я просыпаюсь утром, и по неясным причинам тело и всё моё существо не желают приступать к асанам, пранаяме, либо медитации. Как в одной из миниатюр Жванецкого: «...Сидеть, лежать, ходить – невозможно. Организм любую позу отвергает. Конфликтует тело с организмом. Не на кого рассчитывать...»
Так вот, ощущая подобное состояние, я в этот день йогой не занимаюсь, но чувствую при этом себя абсолютно правым. Ровно ничего сегодня не предпринимаю по отношению к себе, но живу с ощущением исполненного долга. Такие дни бывают нечасто. Если в это время заставить себя выполнить йогу – это будет ошибка, подобная той, которую делает японец, второй раз в жизни взобравшийся на гору Фудзи.
Конечно, если приступы подобного отвращения к занятиям появляются слишком регулярно, следует хорошенько задуматься, что происходит и стоит ли вообще делать это?
Итак, «железная» систематичность практики должна сочетаться со столь же тщательным и верным её процессом, главным признаком которого является не что иное, как избавление на это время от всех шаблонов, повседневных стереотипов поведения, и даже памяти о них – иными словами, от самого себя. О деталях и способах реализации этого подхода достаточно подробно говорится во множестве мест этой книги. Если вы вникли в то, о чём идёт речь, и сумели это осуществить, то получите главный и самый важный результат – уравновешение, согласие с миром и собой, как говаривал М.С. Горбачев – консенсус. Практика Хатха‑йоги превращается тогда в моторный шаблон, её эффект становится максимальным, и самосовершенствование продолжается уже на другом уровне, связанном с психикой и душой.
Сказано в «Мокшадхарме»: «Как рыбу поток уносит, так ранее совершённые дела уносят человека» (гл.201, 26.).
Асаны – это только начало. Но если вы хотите узнать, понять и почувствовать что такое йога – без этой ступеньки никуда не подняться, ибо качество начала пути определяет всё, что случится в дальнейшем.
Глава 9
РАБОТА С ОЩУЩЕНИЯМИ
Выделить истинное ощущение, не спутать его с тем, что полагается чувствовать, или с тем, что тебе внушено.
Эрнест Хемингуэй
Когда человек приступает к освоению йоги в нормальной последовательности, первое, что он выполняет регулярно – это асаны. Приступая к этому виду деятельности, каждый рассчитывает на то, что эта неизвестная до сих пор её разновидность позволит ему получить необходимые и желательные изменения в теле и сознании. Если мы, наконец, решились привести себя в порядок и делаем то, чего не делали раньше, например йогу, очевидно есть расчёт на получение эффектов, которые не обеспечивались привычным ходом вещей – иными словами, в отношениях с собственным организмом необходимо свернуть с накатанной жизненной колеи, следуя которой мы оказались отнюдь не в том состоянии, которое является здоровьем тела и души.
Казалось бы, ситуация прозрачна, и не может возникнуть никаких вопросов. Беда, однако, в том, что на протяжении десятилетий общаясь с людьми, так или иначе постигающими йогу, приходится сталкиваться с более чем странным представлением о способах изменения жизненных обстоятельств вообще и телесного качества в частности, которые стопроцентно характеризуются известным социалистическим лозунгом: «Мы будем за мир бороться так, что камня на камне не останется».
До сих пор возникает впечатление, что многолетняя непрерывная борьба советского человека «за» и «против» и, соответственно, насилие как непременный её атрибут, вошли в плоть и кровь народа, поэтому у подавляющего большинства понятие об изменениях – в том числе и в себе – неразрывно связано с представлением о неизбежности, необходимости и даже пользе сопутствующей этому боли и страдания.
Поэт заметил когда‑то: «Человек начинается с горя...» Это высказывание – суть метафора, говорящая о том, что без состояния душевной смуты не возникает, как правило, развития личности в её духовном измерении. Когда тело приобретает завершённость формы, перестаёт расти и меняться, этот процесс в норме просто переходит в другую плоскость. А дальнейшей задачей «материальной части» является сохранение высокой стабильности состояния, что обеспечивает и телу, и его «хозяину» максимально высокое качество жизни.
Физическая деградация человека технологического достигла теперь такого уровня, что его тело нуждается в специальных нагрузках или воздействиях, чтобы сохранить и по возможности максимально продлить то, что хотя бы с натяжкой ещё можно назвать здоровьем. На мой взгляд, перспектива успешного изменения ситуации сегодня принадлежит индийской йоге в её традиционном варианте.
Те, кто начинает её осваивать, как правило, имеют не слишком удовлетворительное состояние своей телесной оболочки. Но даже люди молодые, ещё не затронувшие заложенные природой резервы, прибегая к практике асан, всё равно хотят усовершенствовать имеющиеся кондиции. В таком стремлении есть много спорных моментов, бессмысленно пытаться сделать хорошее ещё более лучшим, если только речь не идёт о высоком качестве здоровья со стабилизацией его на каждом уровне для решения проблем души.
Когда я утверждаю, что без здорового тела не может быть подлинного духовного развития, то вовсе не хочу сказать, что все немощные телом люди в этом плане ограничены. Напротив, мы встречаем яркие примеры, когда сильнейшие ограничения по состоянию материальной оболочки порождали такую же интеллектуальную компенсацию – это Милтон Эриксон и Стивен Хокинг. Но это, конечно, исключения, поскольку физическая немощь и недуги в подавляющем большинстве случаев вынуждают личность исчерпывать весь свой резерв в борьбе за физическое выживание. Или, говоря по‑иному, у великих людей потенциал таков, что неудовлетворительное качество тела не мешает им реализоваться. Но духовное развитие посредством йоги имеет своим непременным условием безупречное физическое состояние, более того, достижение такого состояния является неотъемлемой составной частью процесса духовного прогресса и его основой. В этом особенность традиционной йоги, выгодное и коренное её отличие от прочих методов самореализации.
Как уже отмечалось, любое исходное состояние здоровья, перестраиваясь посредством практики йоги на более высокий уровень стабильности, неизбежно проходит «нулевую точку», которая характерна потерей бывшего качества психосоматики перед возникновением нового. Это подобно неустойчивому состоянию, когда в процессе ходьбы делается очередной шаг, и центр тяжести тела ещё не перенесён полностью на ногу, которая впереди, но уже снят с остающейся сзади и оторванной от земли.
Субъективно такая переходная потеря устойчивости в практике йоги может ощущаться телом как беспричинное физическое недомогание, а сознанием – как беспокойство, с таким непонятным самочувствием связанное. Качество материи не может меняться скачкообразно, изменения могут быть только плавными. Задача человека при этом – в том числе и в практике асан – подобрать такой индивидуальный темп искомой трансформации, чтобы она имела место, но в то же время не была бы слишком выраженной, превращаясь в дополнительную жизненную нагрузку, в подвиг.
И без того для слишком многих повседневная жизнь в нашей стране стала экспериментом на выживание. Чтобы грамотно и с наименьшими издержками построить процесс самовосстановления человек должен обладать знанием закономерностей той деятельности, с помощью которой он хочет достичь желаемого. Для результативной работы с телом сознание должно ориентироваться в совокупности сигналов или проявлений, которые первое продуцирует в практике Хатха‑йоги. Иными словами, до каких‑либо медитаций (которые есть не что иное, как попытки контакта с бессознательным) следует эффективно освоить значительно менее сложную коммуникацию сознания с телом, и только затем последовательно двигаться дальше. Итак, предмет обсуждения этой главы – коммуникация «тело‑сознание».
За последнее десятилетие каждый российский обыватель на собственной шкуре ощутил омерзение резких переломов социального уклада и сегодня решительно высказывается за постепенность каких бы то ни было реформ, отвергая любую революционную ломку. Возникает естественный вопрос: почему по отношению к собственному организму подход должен быть иным? То, что может в нём спонтанно преобразоваться, всегда происходит легко и без зубовного скрежета, поскольку между изменениями тела в процессе классической йоги и болью нет и не может быть какой‑либо необходимой связи! Она существует скорее в спорте рекордов, где человек разменивает здоровье на секунды, сантиметры, баллы, очки и звонкую монету.
Что происходит, если человек отказывается учитывать в повседневности законы развития событий или не выполняет действия, необходимые по ходу пьесы? Ему делает больно сама жизнь или другие люди которые, впрочем, во все времена грешат этим и без особой надобности.
Всегда (кроме случайностей и катастроф) мы стараемся избежать телесной боли, что вполне оправдано, поскольку она есть признак неблагополучия, опасного для жизни и здоровья. С глубокого детства человек неосознанно так строит свои действия, чтобы при этом не повреждалось тело – это закон.
Когда новичок приступает к занятиям Хатха‑йогой, возникает множество вопросов. Сильными или слабыми должны быть ощущения в теле? Усилия – большими или малыми? Напряжения – где и как? Что более допустимо, неприятные ощущения или боль? Что вообще должно ощущаться телом в асанах, а что – нет?
Взаимодействуя между собой в повседневной жизни, люди обмениваются информацией и на основе полученных сведений или знаний пытаются так организовать свою деятельность, чтобы её результаты отвечали интересам каждого участника. Обмен информацией всегда есть диалог, без которого никогда не могут быть удовлетворительно учтены интересы обеих сторон, поэтому каждая должна сформулировать интересы по желанию либо необходимости и передать своё понимание партнёру.
Мы знаем, что тело и заключённое в нём сознание есть неразрывный тандем, нечто напоминающее кентавра, плохо или хорошо по большому счёту может быть только обоим сразу. Когда сознание безапелляционно распоряжается подчинённой «матчастью», используя её, как слепой инструмент воплощения своих мыслей и обслуживания желаний, тело безропотно подчиняется только до определённого предела. Есть два непререкаемых условия, которые подразумеваются и сознанием и телом в их невысказанном договоре о дружбе и сотрудничестве. А именно: тело может эксплуатироваться как угодно в процессе действий, навязываемых ему сознанием, но сохранять целостность, располагая при этом временем и ресурсами для восстановления сил.
Рассмотрим в применении к практике асан это первое важнейшее условие: не повреждаться! Оно чётко соответствует требованию ахимсы – ненасилия, одного из принципов «ямы» в применении к самому себе. Ещё раз повторим сказанное и вдумаемся в него: требование, сформулированное в начальной стадии Раджа‑йоги, называется ахимсой, и звучит так: не повреждать своё тело в процессе практики! Причём даже не уточняется какая практика, следовательно, имеется в виду как телесная, так и духовная работа. Это вовсе не пожелание, а принцип, то есть закон, который должен неукоснительно соблюдаться, только тогда практика, о которой здесь идёт речь, может быть названа йогой. Она предназначена в начальной своей стадии для оздоровления тела, но не для угнетения либо нанесения ему увечий.
Тело не в состоянии вербально сформулировать свои проблемы и потребности, оно предъявляет их в виде ощущений боли, голода, жажды, засыпания, усталости. Проявления могут быть нейтральными (временно неопределёнными, типа «сам не знаю, чего хочу»), позитивными (тело сообщает, в чём оно нуждается), негативными (оно говорит о том, что именно для него нежелательно). Например, вполне определённо чувствуется, что на сегодня довольно любых движений и усилий – необходим отдых. Что сейчас или всегда противопоказаны какие‑то движения – они вызывают неприятные ощущения и (или) боль.
Этот момент в связи с практикой асан является ключевым. Асаны для начинающего – деятельность абсолютно незнакомая. Поскольку тело всегда так или иначе соприкасается со внешним миром, с самого детства у каждого формируется бессознательный опыт построения внешних действий, нацеленных на контакт с вещами, событиями и живыми существами при автоматическом соблюдении условий не повреждения своей телесной оболочки.
Но в йоге контакта с окружающим практически нет (опорная поверхность не в счёт, она нейтральна), тело работает с самим собой и на самое себя, даже не перемещаясь при этом по горизонтальной плоскости, и это значит, что бессознательная «техника безопасности» его сохранения, присущая взрослому субъекту, должна быть трансформирована для создания аналогичного стереотипа в новых условиях! Если такая перестройка не осуществляется осознано, то человек иногда приходит к совершенно искажённой, травмирующей практике, которую лишь по крайнему недомыслию можно отождествлять с йогой.
В нормальном душевном состоянии никому не может и в голову прийти, скажем, убирать квартиру или мыть посуду, причиняя себе при этом боль, вообще строить свою деятельность таким образом, чтобы в её процессе телу было неприятно. Только в приступе полярного безумия эскимосы Канады могут резать ножом собственное тело, обычно же человек не враг себе и, следовательно, своему организму, благополучие которого определяет в этой жизни слишком многое.
Когда мы приступаем к практике асан, на самом деле необходимо решить главную и единственную задачу: договориться со своим собственным телом о приемлемых условиях его самоизменения, которые существуют объективно, хотя пока сознанию не известны. Если обратиться к Хатха‑йоге, то как будто вполне ясно что делать, для этого есть картинки в книгах, и даже люди, которые могут это показать, сопровождая это более или менее убедительными объяснени