Порядок разборки и сборки насосов
Подготовка к разборке: отключение от действующей системы при помощи запорной арматуры и заглушек, пол-ное опорожнение рабочих полостей, дегазация и продув-ка сжатым воздухом. Этот этап является общим как при ремонте центробежных, так и поршневых машин.
Разборка центробежных насосов проводится в следующей последовательности:
- разболчивают и разбирают соединения с всасываю-щим и нагнетательным трубопроводами;
-снимают заднюю крышку у насосов консольного типа, либо верхнюю крышку — у насосов с горизонтальным разъемом;
-отвинчивают гайки нажимной втулки сальника, сдви-гают ее, извлекают сальниковую набивку;
-разбирают муфтовое соединение и снимают полумуф-ту, насаженную на вал насоса;
-извлекают из корпуса вал с рабочим колесом и осто-рожно укладывают на доски.
- выпрессовка подшипников из корпуса может быть произведена осторожными удара-ми по свободному концу вала, для предохранения кото-рого на конец навертывается гайка;
-отвинчивают стопорную гайку и снимают с вала ра-бочее колесо насоса.
Разборка поршневогонасоса проводится так: разбол-чивают и снимают крышки цилиндров, отсоединяют што-ки от крейцкопфов и ползунов, извлекают из цилиндров поршень со штоками, разбирают маслосистему.
Крупные детали и узлы, разбираемого насоса, следует укладывать на деревянные подкладки, а мелкие — в за-ранее подготовленные ящики. Перед разборкой узла сопрягающиеся детали намечают при помощи стальных маркировочных клейм взаимными рисками.
Сборка насоса после ремонта ведется в обратном по-рядке. При сборке очень важно -добиться максимальной точности соединения деталей, установки цилиндров или валов на одной оси.
Ремонт центробежных насосов
Нарушения работы центробежного насоса, связанные с неисправностями его трубопроводной обвязки (пропуски во фланцевых соединениях, забивка труб, плохое закрепление и т. п.) --
Слишком большой разбег вала, приводящий к задеванию торца рабочего колеса за корпус, устраняют путем регулирования установочных гаек, установкой более толстых уплотнительных прокладок между корпусом и задней крышкой, либо установкой прокладок между галтелью вала и подшипником или между подшипником и стаканом.
Трение проточки рабочего колеса об уплотнитель-ное кольцо в насосах с горизонтальным разъемом корпуса может быть устранено подшабриванием кольца, либо установкой регулирующих прокладок. Место их установки зависит от того, где рабочее колесо касается кольца. Если касание происходит в верхней части, дополнительная прокладка устанавливается между корпусом и крышкой насоса. Нижнее касание регулируется уста-новкой под подшипники прокладок из фольги толщиной до 0,2 мм.
Причина многих неполадок — загрязнение внутренних деталей насоса загустевшей жидкостью, продуктами кор-розии и т. п. Поэтому очистка и промывка деталей насо-са является одной из основных ремонтных операций. Как правило, детали промывают дважды: в одном противне выполняется грубая промывка, в другом, наполненном более чистым керосином,— окончательная. После промывки детали насухо протирают ветошью. Детали тщательно осматривают, выявляю изношенные, при возможности ремонтируют или заменяют новыми, очищая их от консервирующей смазки. Устранив обнаруженные дефекты, узел собирают и устанавливают на место. Сборка отремонтированного центробежного насоса сопровождается контролем соблюдения зазоров вращающими и неподвижными деталями. Зазор между уплотнительным кольцом и проточкой рабочего колеса в зависимости от размеров насоса должен находиться в пределах 0,2- 0,5 мм; проверку ведут щупами соответствующей толщины. Зазор между сальниками втулки и валом должен быть равен 0,2-1мм.
Ремонт поршневых насосов. Чаще всего нарушение работы поршневого насоса вызывается неисправностями во всасывающих и нагнетательных клапанах. Эти неис-правности заключаются, как правило, в недостаточной герметичности закрытого клапана и несвоевременном сра-батывании.
Устраняют эти дефекты следующим образом. Если происходит запаздывание открывания клапана, нужно уменьшить сжатие пружин. Для этого отвинчивают гайку на направляющей шпильке и регулируют подъем клапана при определенном давлении. При запаздывании закрытия клапана пружину сжимают сильнее, затягивая гайку на направляющем стержне.
Пропуски в клапане могут быть вызваны поломкой отдельных частей или повреждением уплотняющих по-верхностей. Такие пластины и клапаны заменяют новыми. Риски и царапины на седлах и тарелках клапанов устра-няют путем их обточки и притирки. Для притирки кла-панов их уплотнительную поверхность смазывают мас-лом и обсыпают абразивным порошком. Затем клапан устанавливают на седло и поворачивают легким нажи-мом руки на 90' в одну сторону, приподнимают, вновь ставят и поворачивают на 90' в противоположную сто-рону. Операция продолжается до тех пор, пока при об-тирании клапана хлопчатобумажными концами на них исчезнут черные пятна. Собранные после ремонта клапа-ны проверяют на плотность керосином.
Мелкие неисправности цилиндров: риски, царапины и задиры на зеркальной поверхности цилиндров удаляют шабрением с последующим шлифованием.
Втулки цилиндров, на которых обнаружены крупные трещины, коробления, следует заменять новыми. Ремонт цилиндров, имеющих такие же повреждения, зависит от их размеров. В основном он сводится к завариванию тре-щин с последующей обточкой и шлифовкой внутренней поверхности цилиндра.
Основной и чаще всего воз-никающей неисправностью поршней является поломка или износ поршневых колец. Их вытачивают из чугунных цилиндрических отливок. В каж-дом кольце пропиливают косой или ступенчатый замок. Торцы кольца опиливаются личным напильником, проверяя качество опиловки по краске на поверочной плите. Ци-линдрическая поверхность кольца подгоняется непосред-ственно к внутренней поверхности цилиндра, для чего последнюю покрывают краской. Вставив кольцо в ци-линдр, поворачивают его рукой несколько раз и вытас-кивают. Места, покрытые краской, опиливают.
Для установки новых колец на поршень применяют разжимные приспособления. Перед установкой поршня в цилиндр насоса каждое кольцо необходимо стянуть тонкой проволокой, которую перерубают как только оче-редное кольцо наполовину войдет в цилиндр.
Ремонт поршня, проводимый в условиях цеха, заклю-чается в удалении следов коррозии, задиров и неглубо-ких трещин путем шабрения и притирки. Неравномерную выработку отверстия поршневого пальца устраняют, рас-тачивая его до несколько большего диаметра и соответ-ственно заменяя поршневой палец.
К механизму движения относятся кривошипно-шатун-ная группа, коленчатый вал и подшипники. К дета-лям, подверженным закономерным и потому особо опасным нагрузкам, относятся также шатуны.
Поломка шатунов может привести к серьезной аварии. По этому проводя средний или капитальный ремонт, не-об-ходимо проверить состояние шатунов и шатунных механизмов. Для обнаружения трещин эти детали погружают на некоторое время в керосин, после чего насухо протирают ветошью, покрывают раствором мела в воде и сушат. Потемнения на меловом покрытии указывают на наличие трещин.
Состояние шатунных подшипников проверяют, про-слушивая их во время работы. Наличие стука указывает на увеличенные зазоры, которые замеряют щупом во вре-мя ремонта.