Развитие обоняния, вкусовых, температурных
И БАРИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ
Считаем, целесообразным включить в работу помимо «традиционных» зрительного, слухового, тактильного анализаторов также обонятельный и вкусовой, что также будет способствовать возникновению устойчивых ассоциативных связей в головном мозге. Дополнительные перцептивные действия ребенка в процессе; занятий (попробовать на вкус, облизнуть, угадать по запаху) обеспечивают эмоциональный отклик детей, наполняют занятие эмоциональной экспрессией, обогащают представления о предмете или явлении, делают их более точными и полными.
В процессе развития обоняния и вкуса создается благоприятная почва для усвоения антонимических качественных прилагательных: приятный — неприятный; острый — кислый — сладкий — горький - соленый; резкий — слабый; свежий, бодрящий и др.
Можем предположить, что стимуляция мозговых обонятельных и осязательных мозговых центров, располагающихся вблизи от центров, обеспечивающих мотивацию будет способствовать ее повышению.
«Запах специй». Ребенку предлагают понюхать ваниль, кофе, анис и мяту (выбор запахов обусловлен простотой слоговой структуры их названий). Взрослый несколько раз дает понюхать ребенку один и тот же аромат, повторяя его название. Затем взрослый демонстрирует картинки, изображающие указанные предметы и просит разложить натуральные предметы на картинки, называя их. В конце игры взрослый просит по запаху с закрытыми глазами угадать аромат. В зависимости от речевых возможностей указывает на соответствующую картинку, либо называет аромат.
«Приятный — неприятный». Взрослый знакомит ребенка с запахом различных предметов, стимулирует ребенка к их называнию. Объясняет ребенку, что мы говорим об аромате «приятный» (на начальных этапах слово закрепляется лишь во внутреннем лексиконе), когда он нам нравится, когда мы хотим еще раз его вдохнуть, и предлагает сортировать предметы в две коробочки (мешочек) черного и красного цветов. В черную коробочку ребенок будет складывать и называть, сопряжено со взрослым неприятно пахнущие предметы (произнесение слов можно заменить произнесением междометия «Фу!»), а в красную — имеющие приятный запах («Ах!»). Предметы: пилюли, лук, лимон, кофе, мясо, духи, рыба, хлеб, кинза, уголь, мед. Для ребенка может оказаться неприятным запах, который нравится взрослому. Нужно убедиться, что ребенок понял инструкцию. Целесообразно стимулировать ребенка к произнесению слов «запах», «пахнет».
«Ароматные мешочки». Для игры используются различные мешочки, в которых находятся пахнущие предметы: кофе, ваниль, лаванда, корки лимона и т.д. Ребенку необходимо разложить мешочки к картинкам в соответствии с ароматом.
«Противные баночки». Взрослый выставляет на стол вперемешку несколько одинаковых стеклянных баночек или пузырьков, в которых разложены пропитанные запахами кусочки ваты и предметы приятно и неприятно пахнущие. Взрослый нюхает каждый пузырек, произнося (в зависимости от запаха) с яркой эмоцией и мимикой: «фу!» или «Ах!» Затем предлагает понюхать пузырек ребенку, стимулируя его к повторению мимики и междометий. Взрослый предлагает убрать все «противные» баночки в сторону. Используются баночки со следующими запахами: нашатырный спирт, медицинский спирт; сыр с плесенью; лимон; ароматная конфетка; шоколад.
«Ароматные саше». Ребенку предлагаются различные ароматические саше (мыло «бомбочки» для ванны, шарики «антимоль» и др.), имитирующие натуральные запахи, и картинки, изображающие предметы с этими запахами. Ребенку необходимо разложить картинки к саше, по возможности, называя слова: лимон, ваниль, кофе, лаванда и т.д.
«Угадай предмет по запаху». Взрослый предъявляет ребенку различные предметы, названия которых они совместно проговаривают. Затем ребенок с закрытыми глазами пытается угадать по запаху предмет (показывает или называет картинку). Используются: мох, мак, помада, мыло, духи, пена (для ванны), гель (для душа), васаби, чай.
Игра проводится для закреплении лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты питания», «растения», «цветы» (используются соответствующие запахи).
«Мята». Ребенок совместно со взрослым отрывает листочки от веточки мяты, растирает их в руках, нюхает. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению фразы или ее частей: «Ах, мята!»
«Угадай предмет по вкусу». Игра аналогична предыдущей игре с различением запахов, проводится при закреплении лексических тем: «фрукты», «ягоды», «овощи», «напитки», «продукты» и т.п.
«Сырой — вареный». Для обогащения внутреннего, а с повышением уровня речевого развития, и внешнего лексикона, проводится игра, направленная на различение вкуса сырых и вареных (жареных) продуктов. Взрослый дает ребенку попробовать одинаковые продукты (в сыром и вареном виде), затем ребенку необходимо с закрытыми глазами пробовать продукт, определять сырой он или вареный, раскладывать сырые — в кастрюлю («будем варить»); вареные в миску. Взрослый постоянно комментирует действия ребенка, называя качество продукта: сырой или вареный; стимулирует ребенка к произнесению названий продуктов: лук, греча (сырая) и каша (вареная), фасоль, томат, яйцо.
«Угадай варенье (сок)». Игра проводится для развития понимания относительных прилагательных. Ребенку предлагают попробовать различные виды сока и просят указать (сказать), из чего они. Затем взрослый экспрессивно называет сок — вишневый, апельсиновый, ударением подчеркивая окончание слов. В конце игры можно попросить ребенка среди предъявленных трех вкусов найти клубничный сок.
«Угадай напиток». Ребенку предлагают с закрытыми глазами попробовать различные напитки и назвать их (показать на картинке): чай, сок, кофе, молоко.
«Вкусовые банки». Игра позволяет ввести в лексикон (изначально — пассивный) ребенка прилагательные, обозначающие вкус: горький, сладкий, острый, соленый. Взрослый предлагает ребенку с помощью пипетки (ложки) забрать различную по вкусу жидкость из стаканов, попробовать ее. Взрослый обращает внимание на название вкуса жидкости. В конце игры ребенок раскладывает картинки с продуктами, имеющими характерные вкусы, под банки с жидкостями; называет картинки; взрослый постоянно спрашивает ребенка: «Что бывает соленым?»: соль, сало. «Что бывает сладким?»: какао, малина и т.д.
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Развитие слухового восприятия включает: совершенствование слухового внимания, умения различать неречевые (природные, предметные) шумы и звуки; формирование фонематических процессов (слуха, восприятия, анализа и синтеза). Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать коррекционную работу по развитию слухового восприятия с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (Кириллова Е.В., Дедюхина Г.В.).
«Шумящие коробочки». Взрослый предлагает угадать по звуку и назвать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т.д. Можно предложить ребенку парные по звучанию коробочки и предложить: «Найти такую же».
«Инопланетяне». Взрослый рассказывает ребенку, что у инопланетян свой язык, что они вместе будут его учить. Затем взрослый производит серию движений, ребенок должен их повторить: два хлопка в ладоши, позвенеть колокольчиком; потрещать трещеткой, один раз подудеть в дудочку. Можно придумать соответствие «инопланетному» языку. Например, два раза постучать в барабан — обозначает «Да». Взрослый в процессе игры «невзначай» интересуется у ребенка, а что же у инопланетян означают те или иные звуки.
«Колокольчик». Игра проводится логопедом совместно с родителями. Ребенку завязывают глаза, мама звонит колокольчиком (железным, деревянным, фарфоровым и т.д.) в разных местах комнаты, логопед помогает ребенку искать колокольчик, постоянно стимулируя его к произнесению вопроса: «Где? Где он?», а когда ребенок находит колокольчик к произнесению: «Вот!», «Вот он!», «Нашли!», «Тут!», «Там!»
«Покричи в банку». Взрослый продуцирует в различные стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребенка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.
«Волшебная банка». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть различные природные материалы: шишку, каштан, камушек, песок. Ребенку завязывают глаза, взрослый бросает предметы в трех литровую банку. Ребенок по звуку должен догадаться, что упало в банку: открыв глаза, показать соответствующий предмет (картинку), либо назвать его. В конце игры взрослый и ребенок меняются местами.
«Музыкальные инструменты». Названия музыкальных инструментов подбираются в соответствии со слоговой структурой и языковой способностью ребенка: туба, бубен, гусли, дудка, баян, бузуки. Взрослый демонстрирует ребенку аудиозаписи звучания различных музыкальных инструментов, ребенок должен показать соответствующую картинку, совместно со взрослым попытаться назвать ее. Игру удобно проводить, используя мультимедийную презентацию, подготовленную заранее.
«Звуки комнаты». Взрослый демонстрирует ребенку различные звуки, издаваемые предметами окружающей обстановки, ребенок должен указать соответствующий предмет или картинку, затем сопряженно назвать их: часы, веник, вода, утюг, плита, печь (СВЧ) и др.
«Волшебный карандаш».Взрослый дает ребенку неотточенный карандаш, показывает, как можно зажать его между ладонями и потереть, издавая при этом звук «ш-ш-ш». Взрослый предлагает ребенку послушать сначала левым ухом, потом правым, как «шумит карандаш».
«День—ночь». Взрослый произносит слово «день» ш ребенку можно бегать по комнате, прыгать. Взрослый произносит слово «ночь» — ребенку необходимо лечь и закрыть глаза. Целесообразно проводить игру в группе детей и поначалу использовать сюжетные картинки с изображением дня и ночи. Подобные игры также способствуют воспитанию волевых качеств у ребенка, способствуют выработке равновесия процессов возбуждения и торможения.
«Отдерни ручку». Взрослый кладет ладонь ребенка на свою. Поглаживая каждый палец, произносит любое слово, например «Зайка», объясняя ребенку, что как только он произнесет «Лиса» - «зайки должны убежать», т.е. ребенок должен отдернуть руку.
«Заяц—волк». Игру целесообразно проводить с группой детей. Детям выдаются мячи для фитбола. Взрослый «превращает» детей в зайцев, и они свободно прыгают на мячах. По команде взрослого «Волк!», дети прячутся за мяч.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ