В логопедической работе с неговорящими
ДЕТЬМИ
В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Понятие компьютерная технология обучения часто используется в том же смысле, что и ИТО. Информационные технологии могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения других технических средств обучения (ТСО).
Еще несколько лет назад велись споры о целесообразности внедрения информационных технологий (ИТ) в коррекционно-образовательный процесс. В настоящее время этот вопрос решен однозначно положительно. Исследователями доказаны преимущества развития информационных технологий и широкие возможности их применения. Обоснована необходимость дополнить традиционные средства информационными технологиями (Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Зеленская Ю.Б., Китик Е.Е. и др.). Показано, что перспектива использования ИТ в специальной педагогике состоит в разработке специальных, адекватных возможностям детей технологий, позволяющих им изучать закономерности окружающего мира посредством моделирования знакомых фрагментов действительности по заданным взрослым правилам.
ИТ вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям. Компьютерные ресурсы позволяют: использовать различный стимульный материал; работать на разных уровнях сложности, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка; создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения.
Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Для того, чтобы избежать негативного влияния на эмоционально-волевую сферу ребенка, не спровоцировать его невротизацию, разработчики специализированных логопедических компьютерных программ должны учитывать возрастные и психологические особенности детей. При выборе главного героя программы, разработке сценария, системы поощрения и порицания необходимо помнить о «слабости» нервной системы ребенка с речевыми нарушениями, у которого зачастую наблюдаются признаки «нервности», находящей свое выражение в страхах, энурезе, тиках и т.п. (Захаров А.И., 1986). При создании специализированной компьютерной программы необходимо учитывать следующие психологические особенности детей: наличие возрастного страха отрицательных сказочных персонажей (Бабы-Яги, волка и др.); страх быть «не тем», который часто возникает при формировании учебной деятельности ребенка в ответ на неправильные методы поощрения и наказания; при попытке приблизить обучающую компьютерную программу к компьютерной игре. Недопустимо использовать сцены насилия, так как это приводит к возникновению неврозов; система требований, предъявляемых к ребенку в программе, должна быть однозначна, так как компьютерная программа несет воспитательную функцию, а неоднозначность, непоследовательность в методах воспитания может вызвать невротические реакции у детей.
Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции в зависимости от различных действий ребенка, четко формулировать вербальные инструкции.
Речевые обороты, используемые героями компьютерных игр, довольно быстро включаются в речь ребенка, дети копируют интонацию героя [20]. Таким образом, использование компьютерных игр может послужить целям стимуляции эмоционального общения, речевого подражания.
В рамках компьютерной программы ребенок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребенка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.
Предоставление информации в привлекательной для ребенка форме не только ускоряет запоминание содержания учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным (Лизунова Л.Р., 2004). Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а их знаки. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является необходимым для их языкового и интеллектуального развития. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму доступного экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития у них логического мышления. У неговорящих детей отмечаются бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений. Формирование мыслительных способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач, чему в значительной степени способствует компьютерная деятельность. Дети изучают различные виды причинности, нажимая на кнопки клавиатуры, обращая при этом внимание на появляющиеся на экране символы. Развитию воображения и творческого мышления способствуют игры-раскраски, программы-конструкторы и т.п. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс интериоризации, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступными для детей 5 лет. Это происходит за счет того, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает ему понимание происходящего (Могилева В.Н., 2007).
Существует достаточное количество компьютерных программ для формирования у детей сенсорных эталонов. В компьютерных играх существует возможность наложить эталон на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки, самому ребенку найти ее причину и исправить. Многие детские компьютерные программы включают раскраски, которые также помогают ребенку быстро и в игровой форме освоить названия цветов. Учитывая затруднения неговорящих детей, возникающие при восприятии стилизованных изображений, целесообразно не использовать в работе компьютерные программы, содержащие подобную графику.
Использование демонстраций фотографий и слайд- фильмов, созданных на компьютерах, организация логопедического занятия с использованием виртуальных путешествий, сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, вызывает интерес у детей с речевыми нарушениями эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.
Занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Для реализации двигательной активности детей в процессе занятий с компьютером педагогу необходимо проводить физминутки. Для того, чтобы предотвратить отрицательное влияние компьютера на опорно-двигательную и дыхательную системы дошкольника, место для занятий на компьютере должно быть организовано с учетом эргономических требований. Особые требования предъявляются к компьютерной мебели. Спина ребенка во время занятий на компьютере должна сохранять ровное положение, ноги прочно опираться на пол, голову следует держать ровно, не выпячивая вперед к монитору. Кресло лучше подобрать твердое, обеспечивающее достаточную опору для поясницы. Сидя на стуле, ребенок должен находиться на расстоянии 50-70 см от экрана компьютера, глаза — на уровне центра экрана. Между корпусом тела и краем стола соблюдается расстояние не менее 5 см, при этом руки свободно лежат на столе. Расстояние компьютера от стены — не менее 1 м.
Для предупреждения перенапряжения мышц шеи, головных болей необходимо до и после занятий с компьютером провести физические упражнения для мышц шеи (круговые движения головой, наклоны в стороны). Помещение, где установлены компьютеры, должно проветриваться, после занятий на компьютере желательно умыть лицо ребенка прохладной водой.
Доказано, что при верном обращении, компьютер не может нанести вреда здоровью. Излучение, исходящие от телевизора в разы сильнее излучения от монитора, просмотр видеофильмов на компьютере более безопасен (Синягина Н.Ю., Кузнецова И. В., 2004). Для предупреждения чрезмерной нагрузки на глаза монитор компьютера необходимо располагать так, чтобы на нем не было бликов. Для достижения четкости изображения желательно регулярно протирать монитор антистатическим раствором. Во время занятия на компьютере следят за тем, чтобы ребенок как можно чаще моргал, что предупреждает сухость глаз. Для профилактики утомления или снятия напряжения со зрительного анализатора рекомендуется проводить зрительную гимнастику (1 минута до занятия, 30 секунд во время занятия, 1 минута после). При выполнении специальных упражнений зрительной гимнастики обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего предмета на дальний, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируется восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется (Могилева В.Н., 2007).
Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста не должен заниматься на компьютере более 10 минут в день.
Все исследователи в области применения информационных технологий в образовательном процессе указывают на положительное их влияние на познавательную мотивацию детей (Никишина Т.А., 2003; Захарова И.Г., 2003; Кукушкина О.И.,2004; Лизунова Л.А., 2004; Могилева В.Н., 2007 и др.).
Формирование мотивации к речевому общению у неговорящих детей — одна из основных задач логопедической работы с ними. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес как игровая и учебная деятельности, что способствует формированию познавательной мотивации (Лизунова Л.Р., 2004).
Многие традиционные логопедические игры, облеченные в форму компьютерной игры, становятся более привлекательными для неговорящего ребенка, повышая его мотивацию. Например, традиционный показ картинок можно заменить перемещением их на экране, с целью узнавания глаголов со сходным значением логопед демонстрирует ребенку анимационные картинки на компьютере (преимущество перед традиционными картинками — динамическая наглядность) и просит щелкнуть мышкой по картинке в соответствии с инструкцией. Например, «Покажи, где рисует, а где раскрашивает (шьет — вяжет; жарит - варит; моет — стирает; лежит — спит и т.д.).
Удобно переводить в «компьютерный вид» игры, направленные на классификацию предметов. Например, при изучении лексической темы «Цветы»: ребенок раскладывает фотографии цветов в электронном виде в папки «Лес » и «Сад», соответственно делит цветы на две группы: «садовые» и «лесные». Другой вариант может быть использован при изучении лексической темы «Животные»: классификация домашних и диких животных. Классифицировать можно фотографии, представленные в программе Word пакета Microsoft Office: от соответствующих фотографий проводить стрелочки к лесу или дому.
В соответствии с описанными нами временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, считаем, что лишь часть логопедического занятия может проводиться с использованием ИТ, в занятие должны обязательно включаться игры и игровые упражнения, активизирующие разные виды деятельности ребенка, в частности перцептивную.
В процессе дальнейшего рассмотрения игр для неговорящих детей мы будем отмечать, каким образом их можно оптимизировать с помощью ИТ.