Назначение и функции информационных систем
Под системой понимают любой объект, к-рый одновременно рассматривается как единое целое,как объединенная в интересах достижения поставленной цели совокуп-ть разнородных эл –в.Добавление к слову «система » термина информац-оя отражает цель создания функционирования системы.ИС обеспечивыает сбор,хранение,обработку,поиск.и выдачу инф-ции, необходимую для принятия решений в любой области. Цель любой ИС – обработка данных об объектах реального мира на основе информационной модели. ИС- взаимосвяз- ная совокуп-ть средств методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи инф-ции в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использ-е компа в качестве основного технич-го средства переработки инф-ции (без участия человека такая ИС невозможна) Комп-ры оснащенные специализированными программными средствами могут и являются технич . базой ИС. Впервые ИС (в т.ч и термин) появилась в 50 –е гг 20 века.Предназначались для обработки счетов, з/п и т.д. Техническая основа некомьютерная. К началу 80 –х гг и до сегодняшних дней ИС становится стратегическим источником инф-ции и используется на всех уровнях в орган-циях любого профиля. Процессы ИС:1 Ввод инф-ции из внешних или внутр-х источников. 2. Обработка введенной исходной инф-ции(С помощью ИТ) и представления ее в удобном виде. 3. Вывод инф-ции для предоставления потребителям или передачи в др. систему. 4. Обратная связь,возврат переработанной инф-ции для ее корркции. Св-ва ИС : 1. Любая ИС м.б. подвергнута анализу,помстроена и управляема на основе общих принципов построения систем. 2 ИС-динамичная и развивающ-ся система. 3 . При построенииИС использ-ся системный подход. 4. Выходной продукцией ИС является инф-ция, на основе к-рой пинимается решение. 5. ИС следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки инф-ции.
ИС используют для получения наиболее рациональных вариантов решения различных задач за счет внедрения матем. методов, интеллектуальных систем. Ис использ-ют для автоматизации рутинных процессов, для обеспечения достоверности инф-ции.; ИС способствуют замене бумажных носителей на электрон-но цифровые; ИС позволяет усовершенствовать структуру потока инф-ции и системы документооборота; ИС уменьшают затраты на производство продуктов и услуг,в т.ч и образовательных; ИС позволяют оказывать уникальные образовательные услуги.
Информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией
Программное обеспечение за полвека своего существования претерпело огромные изменения, пройдя путь от программ, способных выполнять только простейшие логические и арифметические операции, до сложных систем управления предприятиями. В программном обеспечении всегда можно было выделить два основных направления развития:
• выполнение вычислений;
• накопление и обработка информации.
В настоящее время понятие информационной системы настолько размыто, что под информационной системой может быть определено любое понятие от компьютерной программы, помогающей автоматизировать какой-то процесс, до сложивщегося набора правил и процедур, регламентирующих действия сотрудников компании по организации процессов создания и использования информации в нужном для компании виде.
В зависимости от предметной области информационные системы могут весьма значительно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако можно выделить ряд свойств, которые являются общими.
• Информационные системы предназначены для сбора, хранения и обработки информации, поэтому в основе любой из них лежит среда хранения и доступа к данным.
• Информационные системы ориентированы на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области вычислительной техники. Поэтому клиентские приложения информационной системы должны обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который предоставляет конечному пользователю все необходимые для работы функции и в то же время не дает ему возможность выполнять какие-либо лишние действия.
65. Классификация ИС. Понятие открытой ИС.- ее можно дополнять. Она не замкнутая. (контакт, статьи всякие хабер, хабер айтишные статьи)
Структуру ИС составляет совокуп-ть ее отдельных составляющих, называемых подсистемами.Подсистема- часть системы,выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру ИС м. рассмотреть как совокуп-ть подсистем, независимых от сферы применения.В таком случае говорят о структурном признаке классификации,а подсист. называют обеспечивающими, т. е. стукрура любой Ис м.б. представлена совокуп-тью обеспечивающ. подсист. Среди них выделяют: техническое,математическое,организационное,правовое и программное обеспечение. Пи создании или классификации ИС неизбежны проблемы,связанные с формальным (математическим или алгоритмическим)описанием задач. От степени формализации задачи зависит эффективность работы ИС.Различают 3 типа задач для кот-рых создаются ИС: 1.стуктурированные(формализуемые задачи) - задачи,в к-рых известны все ее эл-ты и взаимосвязи м/д ними 2. Неструктурированные (неформализованные)- задачи, в к-рых невозможно выжделить эл-ты и установить м/д ними связи. 3. Частично- структурированные. ИС ,использ-мые для решения Частично- структурированных задач подразделяютс на 2 вида : 1. Ориентация на обработку данных (поиск,сортировку,агрегатирование,фильтрацию и т.д.) 2 . Системы для разработки и принятия альтернативных решений.(что сводится к выбору одного из предложенных вариантов)ИС ,разрабатыв-щая альтернативное решение м.б. модельными и экспертными. Модельные ИС прелоставляют пользователю математические,статистические ,социологические и пр. виды моделей, к-рые облегчают разработку и оценку разработки альтернативных решений. Основные функции модели ИС : 1. Возможность работы среди типовых математических моделей,включающих решение основных задач моделирования. 2 . Интерпретация результатов моделир-я. 3. Оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничение модели. 4. Возможность графического отображения динамик модели . 5. Возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы - поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем.
Открытая система - это система, которая состоит из компонентов, взаимодействующих друг с другом через стандартные интерфейсы. Это исчерпывающий и согласованный набор международных стандартов информационных технологий и профилей функциональных стандартов, которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие форматы, чтобы обеспечить интероперабельность и мобильность приложений, данных и персонала.
Общие свойства открытых систем обычно формируются следующим образом:расширяемость/масштабируемость -extensibility/scalability, мобильность (переносимость) - portalility, интероперабельность (способность к взаимодействию с другими системами) - interoperability, дружественность к пользователю, в т.ч. - легкая управляемость - driveability.
Разнородность применяемых технических и программных средств, операционных сред, протоколов и форматов обмена данными, языковые различия приводят к возникновению гетерогенной среды, требующей интеграционной основы, обеспечивающей переносимость приложений, взаимодействие систем и их функциональное расширение. Принципы открытых систем:Основной принцип состоит в создании среды, включающей программные и аппаратные средства, службы связи, интерфейсы, форматы данных и протоколы, которая в своей основе имеет развивающиеся, доступные и общепризнанные стандарты и обеспечивает переносимость, взаимодействие и масштабируемость приложений и данных.