Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств ИКТ
Личностно ориентированное образование - это образование, которое ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных к самостоятельному приобретению знаний, переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.
Применение средств ИКТ в обучении позволяет: решить задачу гуманизации образования; повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду); развить коммуникативные и социальные способности молодого человека, особенно при работе в сети Internet; существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер; определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается; привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.
Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью средств ИКТ потребует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных учебно-информационных средств (УС), которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов.
Сложность перехода к личностно-ориентированному образованию на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) объясняется: во-первых, объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества, государства, системы образования; во-вторых, субъективными, личностными причинами, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса; в-третьих, недостаточной разработкой методов и средств рационального соединения информационного и личностного подходов, что затрудняет широкое использование ИКТ, направленных на организацию образовательного процесса.
ИТ возможны к применению в образовании, если выполняются след условия: 1 Создана технологическая база включ- ая в себя программное и аппаратное обеспечение и пр. 2 .Подготовленные квалифицированные кадры для использов ИТ в сфере образования. 3 Необходимо организовать комплексное внедрение в сферу управления образования, научной, учебно-методической работы и т.д. 4. Разработка методической базы банков образовательных ресурсов обучения ,программ и др. Для перехода к новой модели образования необходимо скорейшее внедрении глобальных коммуникац- х технологий на все уровни системы, для этого необходимо выполнить след. действия: 1. Переподготовка преподават. в современных ИКТ 2 Создание современнй инф- оной среды. 3. Создание на базе современных ИТ единой системы дистанционного образования в РФ 4. Участие РФ в международных программах, связанных с внедрением современных ИТ в образование.
Использования информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного образования
Совр-ый период развития общ-ва харак-ся сильным влиянием на него комп-ых технологий, к-ые проникают во все сферы человеч-ой деят-ти, обеспечивают распр-е информац-ых потоков в общ-ве, образуя глобальное информац-ое пространство. Важной частью этих процессов является компьютеризация образ-я. В России идет становление новой системы образ-я, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогич-ой теории и практике учебно-воспит-го процесса, связанными с внесением корректив в содерж-е технологий обуч-я, к-ые д/быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информац-ое общ-во. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обуч-и, а неотъемлемой частью целостного образ-го процесса, значительно повышающей его эффективность.
Необходимость существенных изменений в системе непрерывного образ-я обусловлена возникновением новых тенденций на рынке труда, появлением потребности в массовой подготовке специалистов высшей квалификации. Обуч-е в течение всей жизни становится нормой, а в плане содерж-я образ-я важным становится не столько объем предоставленных знаний, ск-ко предоставление возможности постоянно пополнять багаж знаний и умений.
Обуч-е на месте проживания особенно актуально для регионов с большими территориями и распределенным населением. Для разв-я таких регионов губительно ослабление малых поселений путем стягивания одаренной молодежи в университетские центры. Существующая в наст. время система образ-я не готова к массовому предоставлению образовательных услуг населению, распределенному на больших территориях. Для обеспечения конституционного права каждого гражданина на получение образования необходимо в корне пересмотреть принципы организации непрерывного образ-я, что предпол. введение принципиально новой модели образ-я, опирающейся на современные технологии.
Непр-ое образ-е предпол. обуче-е на месте постоянного проживания с использованием ИКТ. Метод использ-я ИКТ довольно экономичен, хотя качество образ-ых услуг остается высоким. Одним из основных направлений по обеспечению доступа сельского жителя к современному образо-ю должно стать внедрение дистанционных образовательных технологий(ДОТ) на селе. Именно дот позволят повысить качество обучения в сельской школе, обеспечат доступ учащимся и учителям к общероссийским базам в области образ-я, создадут условия для подготовки выпускника сельск. шк. к поступлению в вуз, а также помогут реализовать значительную часть образ-ой программы вуза по месту жительства студента.
Телекоммуникационные технологии позволяют совершенно по-новому оценить развитие школьного образ-я в регионе и организовать учебный процесс в любом населенном пункте, в т. ч. в сельск. местности.
В совр. мире организовать обучение по месту жительства позволяет использование информационно-коммуникационных ДОТ. Непрерывный процесс обучение по месту жительства будет способствовать закреплению обучаемых на местах их проживания, росту человеческого потенциала малонаселенных территорий, что обеспечит возможность их развития.
Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду:-совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;-переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;-информатизация процесса обучения и воспитания;-оснащение системы образования техническими средствами информатизации;-создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;-создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;-участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.В научно-педагогич. д-ти ИТ исп. след. образом: 1.накопление знпний и фактов (используется интернет и электронные библиотеки, для работы с литературой используются текстовые процессоры, программы для распознования текстов, для автоматического преревода текстов, для хранения и накопления информации на DVD,CD,флешках). 2.стадия теоретического осмысления фактов(выбирают методологию,метод, разрабатывают методические исследовании). 3.опытно-эксперементальная работа(фиксация данных возможна с помощью фото или видео, запись фонограмм(беседа, интервью),возможно электронное тестирование и анкетирование, обработка полученного материалапри пом. электрон. таблиц,программ математич. обраб. данных) 4. Анализ и оформление рез-ов исслед-я(создание спец-х отчетов при помощи презентаций и видеоматер-ов) 5.Пропаганда и внедрение рез-ов исслед-я(публикация в сети интернет, участие в онлайн конференциях)