Поиск информации в Internet.
(у каждого свои технологии. Гугл подторговывал тем что вставлял компании в первые строчки)
Для поиска интересующей вас информации необходимо указать браузеру адрес Web-страницы, на которой она находится. Это самый быстрый и надежный вид поиска. Для быстрого доступа к ресурсу достаточно запустить браузер и набрать адрес страницы в строке адреса. Если вы не знаете адреса Web-страниц, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые системы, которые содержат информацию о ресурсах Интернета. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились.. Результаты поиска выдаются в виде списка адресов Web-страниц, на которых встретились эти слова.
Как правило, поисковые системы состоят из трех частей: робота, индекса и программы обработки запроса.
Робот (Spider, Robot или Bot) - это программа, которая посещает веб-страницы и считывает (полностью или частично) их содержимое.
Индекс - это хранилище данных, в котором сосредоточены копии всех посещенных роботами страниц.
Программа обработки запроса - это программа, которая в соответствии с запросом пользователя «просматривает» индекс на предмет наличия нужной информации и возвращает ссылки на найденные документы.
Множество ссылок на выходе системы распределяется программой в порядке убывания от наибольшей степени соответствия ссылки запросу к наименьшей. В России наиболее распространенными поисковыми системами являются:
Рамблер (www.rambler.ru); Яндекс (www.yandex.ru); Мэйл (www.mail.ru).
Яндекс является пожалуй наилучшей поисковой системой в российском Интернете. Эта база данных содержит около 200 000 серверов и до 30 миллионов документов, которые система просматривает в течение нескольких секунд. На примере этой системы покажем как осуществляется поиск информации. Поиск информации задается введением ключевого слова в специальную рамку и нажатием кнопки «Найти», справа от рамки.
, сайты, расположенные на первых местах в списке, являются ведущими не с содержательной точки зрения, а практически, по отношению к частоте упоминания ключевого слова. В связи с этим, не следует ограничиваться просмотром первого десятка предложенных поисковой системой сайтов. Даже ранжированный список документов, предлагаемый поисковой системой в ответ на ключевую фразу или слово, может оказаться практически необозримым. В связи с этим в Яндекс (как и других мощных Поисковых Машинах) предоставлена возможность в рамках первого списка, выбрать документы, которые точнее отражают цель поиска, то есть уточнить или улучшить результаты поиска
Поиск по рубрикатору поисковой системы
Приведем в качестве примера структуру поискового интернет-каталога Яндекс. Это каталог общего назначения, так как в нем представлены ссылки на ресурсы Интернета практически по всем возможным направлениям. В этом каталоге выделены следующие темы:
Бизнес и экономика; Общество и политика; Наука и образование; Компьютеры и связь; Справочники и ссылки; Дом и семья; Развлечения и отдых;
Культура и искусство. Такой способ поиска является достаточно быстрым и эффективным. В конце вам предлагается всего несколько ссылок, среди которых есть ссылки на сайты с песнями известных бардов. Остается только найти на сайте архив с текстами песен Б. Окуджавы и выбрать в нем нужный текст.
39. Классификация образовательных электронных ресурсов.
Это ресурсы, доступ к которым можно получить тольк в электрон форме. (базы данных, электронная библиотеки, хрнилища )
Основными дидактическими целями использования подобных ОЭИ в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.
основные параметры, характеризующие ОЭИ, предметная или образовательная область, рекомендуемый уровень образования, рекомендуемые тип образовательного процесса, рекомендуемая форма образовательного процесса, специфика аудитории.
Типы образовательных электронных изданий Электронные информационные продукты База данных Презентация (демонстрация) Электронный журнал Электронная газета Мультимедийная записьЭлектронные представления бумажных изданий и информационных материалов Сборник научных трудов, статей Газетная/журнальная публикация Инструкция Учебная программа (курса, дисциплины) Учебный план (курса, дисциплины) Практикум Библиографический справочник Проспект Каталог Альбом, атлас Конспект лекций Рекламно-техническое описание
Образцы зачетных учебных материалов Магистерская диссертация Дипломный проект (работа) Выпускная работа бакалавра Курсовой проект (работа)
Программные продуктыАвтоматизированная система управления учебным заведением Автоматизированная информационно-библиотечная система доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.) Системное программное обеспечение Прикладное программное обеспечение Пакет прикладных программ
Инструментальные средства для создания электронных средств обученияИнструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования Инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов Инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсовПрограммно-информационные продукты Электронных словарь Электронный справочник Электронная энциклопедия
Информационно-поисковая система Информационно-решающая система Экспертная система Электронные средства обучения
Средства теоретической и технологической подготовки Электронный учебник Электронная обучающая система
Электронная система контроля знаний Средства практической подготовки Электронный задачник Электронный тренажер
Комплексные и вспомогательные средстваЭлектронный учебный курс Электронный восстановительный курс Электронный лабораторный практикум Развивающая компьютерная играУниверсальную классификацию предметных и образовательных областей, фиксируемых для каждого ОЭИ, определить однозначно невозможно
40. Требования, предъявляемые к электронному образовательному ресурсу. (Лекции)
Электронным образовательным ресурсом будем называть конкретный материальный продукт, реализующий ИКТ, который состоит, например, из дискет, компакт-дисков, методического обеспечения и т.д. В электронном ресурсе должны быть учтены основные принципы дидактического, технического, организационного, эргономического, эстетического характера.
Выделим основные дидактические требования к созданию и применению электронного ресурса:
v педагогическая целесообразность использования информационного ресурса в образовании;
v научность содержания ресурса, предъявление научно-достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;
v доступность соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения интеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;
v повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;
v осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуального маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные особенности обучаемого); сочетание групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от его задач, содержания и методов;
v развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществления совместной учебной, исследовательской, научной деятельности.
Выделим основные организационные требования к созданию и применению электронного образовательного ресурса:
v соответствие содержания и информационной упорядоченности учебного материала образовательным стандартам, учебным планам и программам образовательного учреждения;
v обеспечение комплексности и многофункциональности использования ИКТ как в обучении, так и в управлении образованием;
v адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов и управленцев в образовании;
v обеспечение эстетического восприятия и оформления ресурса, устанавливающих соответствие функциональному назначению, упорядоченности и выразительности их визуальных и звуковых элементов;
v разработка собственных методических рекомендаций педагога и творческая адаптация готовой документации для использования в ИКТ;
v реальное сокращение затрат времени на организацию учебно-воспитательного процесса педагогом, в полной мере владеющим информационной культурой своего труда.
В качестве основных технических требований к созданию и применению электронного образовательного ресурса выступают:
v обеспечение устойчивой, без сбоев работы;
v защита от несанкционированных действий как непосредственного пользователя ресурса, так и внешнего воздействий из сети;
v высокая скорость обработки информации и выполнений всех процедур в целях устранения негативных ощущений у пользователей, связанных с долгой загрузкой очередного фрагмента или ожиданием реакции компьютера на действия пользователя;
v возможности сетевых способов работы с ресурсом;
v простота инсталляции ресурса в компьютерную систему;
v соответствие основы ресурса современным операционным системам.
41. Интеграция электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
Процесс нарастания интеграции электронных образовательных ресурсов в обучение вызывает необходимость совершенствования традиционного учебного класса на основе сетевых технологий. Учебный класс нового образца позволит преподавателю со своего рабочего места непосредственно на мониторе учащегося контролировать и координировать учебный процесс – получать доступ со своей клавиатуры на компьютер ученика, обмениваться с ним визуальной информацией, копировать изображение со своего монитора на мониторы обучаемых и обратно, осуществлять аудиосвязь с конкретным учеником, использовать проектор, демонстрирующий изображение с преподавательского компьютера или компьютера учащегося на доску. Подобные классы сейчас активно разрабатываются.
Приведем пример интеграции электронных ресурсов, например, в учебный процесс общеобразовательной школы.
На первом этапе интеграции выявляются педагоги, желающие освоить профессиональную деятельность на информационной основе; среди них появляется лидер (обычно в силу своей профессиональной подготовки чаще всего им становится преподаватель информатики). Необходимо также определить существующие организационно-технические возможности компьютерной техники данного образовательного учреждения.
Второй этап. Выбираются конкретные учебные предметы или темы и анализируются их содержание, структура, особенности. Выявляются наиболее сложные разделы, определяются виды занятий, на которых целесообразно использовать электронные ресурсы, их согласованность с традиционными педагогическими средствами, анализируется уровень знаний обучаемыми тех или иных разделов и тем.
Третий этап. Изучаются и анализируются уже созданные и используемые ресурсы данного направления, выявляются их достоинства и недостатки. При создании нового электронного образовательного ресурса педагог или коллектив авторов приступает к разработке сценария и технологии обучения , выбирает средства его реализации.
Четвертый этап. Проводится предварительный психолого-педагогический анализ предполагаемых изменений эффективности обучения при использовании готовых или планируемых к созданию ресурсов, оценивается их влияние на основные факторы интенсификации учебного процесса и личностное развитие обучаемых, прогнозируются проблемы и затруднения у педагогов и учеников
Пятый этап. При использовании готового ресурса проводится непосредственное включение его в учебный процесс для контрольных групп, обучаемых и осуществляется сбор информации по его использованию и достижению повышения качества и эффективности учебного процесса.
Шестой этап. Если повышение качества и эффективности обучения с ресурсом достигнуто, то его применение становится массовым в образовательном учреждении. Готовятся методическая документация для последующего практического применения электронного образовательного ресурса, руководство пользователю по его применению.
необходимость решения проблем подготовки и переподготовки педагогов в условиях применения электронных образовательных ресурсов,предполагает реализацию трех основных направлений в модернизации содержания педагогического образования:
v освоение педагогами современного знания в области информатики и информационных технологий на уровне свободной ориентировки в общем курса «Информатика»;
v формирование опыта проектирования и применения собственной целостной информационной педагогической технологии в курсе «Информационные технологии в образовании» с ориентацией его на предметную область, в которой специализируется будущий педагог;
v усилениея в информационном обществе роли личности как нравственной основы бытия человека.
42.Проектирование электронных образовательных ресурсов.
В настоящее время у педагогов появилась возможность самостоятельно создавать электронные образовательные продукты основе таких специализированных авторских инструментальных сред как Hyper Method, Autoware, Cyberbook, HM-Card и др.
В проектировании электронных образовательных ресурсов можно выделить следующие основные направления деятельности:
Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.
Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний.
Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования электронного ресурса, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе ресурса.
Реализация проекта подразумевает перевод формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему – сценарий действий автоматизированной обучающей системы, использующей централизованный электронный ресурс.
На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ресурса и позволят выявить его возможные слабости.
В основу технологии подготовки электронного образовательного ресурса можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу-вверх или сверху-вниз.
Подход снизу-вверх предполагает постепенное выстраивание обучающей системы на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных ресурсов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае может быть характерна такая последовательность этапов:
1) подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;
2) разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;
3) разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;
4) проектирование и апробация принципов обратной связи;
5) структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;
6) формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса.
Проектирование сверху-вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс:
1) определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ресурса;
2) формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ресурса;
3) детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;
4) проектирование модулей и сценариев работы с ресурсом;
5) решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения (при использовании сетевых технологий);
6) апробация обучающей системы.
Методические материалы должны разрабатываться с прицелом на их универсальное использование: и через Интернет,и в локальных сетях, и на отдельных компьютерах обучаемых, и в отдаленных учебно-консультационных пунктах и филиалах. Кроме того, разработка должна позволять легко направлять необходимые материалы по электронной почте, проводить контроль качества обучения с последующей обработкой результатов в самых разнообразных режимах: непосредственно при работе в сети с оперативной обработкой на сервере, с отсылкой результатов по электронной почте или на диске, с последующей их обработкой и уведомлением в соответствующей форме.
43. Нелинейные образовательные технологии. Программные средства нелинейных образовательных технологий.
Значит напоследовательные
ОТ – это технологии, которые применяются в образовании (информационные т) (электронный учебник)
В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы – как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и для подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).
Программное обеспечениеможно разбить на несколько категорий:
Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов.
Контролирующие системы.Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля.
С подсистемой создания тестов работает непосредственно или педагог, или оператор, который вводит информацию, предоставленную педагогом.
Обучаемому, работающему с подсистемой проведения тестирования, может быть предложен индивидуально подобранный набор вопросов и алгоритм их предъявления. По результатам тестирования с помощью подсистемы мониторинга будет сформирована база данных, обеспечивающая необходимой информацией педагога, обучаемых и администрацию учебного заведения.
Обучающие и тренировочные системы.Создание собственно учебных компьютерных средств шло на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.
Виртуальная реальность (англ. virtual reality, возможная реальность) – это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире».
Гипертекст(англ. Hypertext, сверхтекст) или гипертекстовая система– это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах.
Моделирующие программы.Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе.
Микромиры– это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы.
В ходе этой работы обучаемый демонстрирует понимание новых знаний и возможности использования ранее полученных знаний. Подобные средства относят к категории интеллектуальных обучающих систем (ИОС), создание которых становится реальным благодаря интенсивному росту возможностей персональных компьютеров. Характерным примером ИОС являются системы символьной математики (Mathlab, Maple, Mathematicaи др.), помогающие выполнять различные символьные преобразования, встречающиеся в математических задачах, и доступные не только студентам, инженерам, ученым, но и учащимся старших классов.
Специфика технологий Интернетзаключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:
v базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети;
v оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;
v разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;
v информация о компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины.
44. Электронные учебные курсы. Структурирование учебного материала.
Приступая к созданию систем, реализующих технологии обучения, следует уделить внимание тем международным стандартам, которые разработаны в области приложений. Техническую поддержку Международной организации по стандартизации оказывает Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (The Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE). Один из научных комитетов IEEE занимается проблемами стандартизации образовательных технологий. Результатом деятельности этого комитета является рабочий стандарт IEЕЕ P1484.1/D8, который посвящен архитектуре систем, реализующих технологии обучения (Learning Technology Systems Architecture - LTSA). Этот стандарт охватывает обучающие, тренинговые, интеллектуальные системы, системы компьютерного тестирования.
Основные задачи стандарта:
v структуризация архитектуры систем, реализующих технологии обучения, выделение типовых, функциональных базовых блоков, что позволяет выработать единые подходы, требования, критерии для оценки существующих систем и формирует представления о будущих системах;
v определение требований к интерфейсу;
v определение технических перспектив на ближайшие несколько лет.
Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию.
Можно определить следующие задачи, решаемые электронным учебником:
v конспективное представление полного текста учебного материала;
v структуризация учебного материала;
v визуализация содержательной части учебного материала с помощью текстово-графических элементов, облегчающих восприятие и запоминание;
v систематизация представления всего комплекса учебных дисциплин, которые предлагаются в процессе обучения.
Сформулируем принципы построения электронных учебников:
1. Нелинейное и многоуровневое представление учебной информации.
2. Нацеленность на личность (личностно-ориентированное обучение), на самостоятельную и индивидуальную работу.
3. Интеграция линий развития психической деятельности личности: наблюдения, мыслительной деятельности, практических действий (демонстрация, моделирование, информативность, интерактивность).
Электронный учебник эффективен, имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации, имеются демонстрационные примеры и модели, имеется контроль. ажнейшей частью учебника должен являться глоссарий, или структурированный каталог понятий и модулей. обеспечивается навигация по электронному учебнику, быстрый поиск информации.
Под нстрационной моделью понимают компьютерную программу, файл данных, примеры и задачи, которые наглядно могут описывать и отражать понятия и объекты изучаемой предметной области, а также демонстрировать методы и способы обработки информации.
Модель назовем локальной, если ее использование предназначено для изучения отдельных разделов предметной дисциплины.
Модель можно назвать глобальной, если в ней отражены объекты разных тем и других предметных областей.
При классификации локальных демонстрационных моделей курса информатики целесообразно разделить их на блоки, соответствующие различным содержательным линиям:
v модели, демонстрирующие структуры данных, их представление в памяти компьютера, принципы, приемы и методы хранения и обработки информации;
v модели, демонстрирующие приемы и методы описания, разработки, отладки алгоритмов и программ;
v модели, демонстрирующие устройство компьютера, принципы его работы;
v модели, демонстрирующие область применения информационных технологий в решении практических задач;
v информационные модели данных, методы и способы их обработки.
А теперь отметим два вида электронного учебника: закрытый электронный учебник и Интернет-учебник. Первый является закрытым для внешнего вмешательства, неизменяемым. Он используется на отдельных компьютерах или в локальных сетях.
Под Интернет-учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации и знаний электронный учебник.
Программные средства для создания электронного учебника («Микола», VLE) позволяют педагогу заранее сконструировать траекторию обучаемого для работы с системой, обозначить в ней базовые и дополнительные элементы
45. Дидактические особенности электронных учебных курсов. (Анищенко Ю. Домашние университеты/ПЛ-Компьютеры №11, 2002 г.; журнал «КомпьютерПресс» - «Уроки по созданию учебного мультимедийного курса на базе eLearning»)
Каковы критерии целесообразности использования электронных ресурсов по сравнению с традиционными средствами обучения? В качестве таковых можно отметить:
v доступ к огромным массивам учебной информации, возможность ее структурирования, свертывания в пространстве и времени;
v повышение производительности поиска сильно разветвленной учебной информации по какому-либо курсу, ее пошаговая детализация, возможность отбора по определенным критериям;
v демонстрация реально трудно воспроизводимых объектов, опытов, экспериментов, ситуаций; моделирование объектов и ситуаций для прогнозирования их развития;
v настройка учебного материала на конкретного обучаемого (уровневая дифференциация обучения, выбор индивидуального маршрута), что приводит к достижению оптимизации его работы;
v вовлечение ученика в самостоятельное освоение учебного материала, добывание знаний.
Для реализации основных дидактических принципов обучения при работе с электронным учебником актуальной становится возможность использования динамическогогипертекста, в котором можно обеспечить настройку предъявляемого обучаемому материала в зависимости от его действий. Это помогает сделать гипертекстовый учебник гибкой, самонастраивающейся системой:
v использование динамически настраиваемых гипертекстовых страниц позволяет реализовывать принцип доступности, а возможность проведения диагностики позволяет в зависимости от ее результатов предлагать тот или иной уровень сложности в пределах одной и той же темы, обеспечивая тем самым дифференцированный подход к обучению;
v включение в страницу элементов мультимедиа помогает создать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, реализуя принцип наглядности;
v гиперссылки позволяют естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучаемому возможность обращения к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий, иллюстрируя теоретический материал практическими примерами, что обеспечивает соблюдение принципа связи теории и практики;
v работа гипертекстовой обучающей системы может адаптироваться к тем результатам, которые показывает обучаемый при выполнении заданий, ответах на вопросы, что позволяет благодаря обратной связи реализовать принцип прочности знаний.
Вовлекая обучаемого в непрерывный процесс рассмотрения альтернатив, новых точек зрения и новых связей, гипертекстовая обучающая система обеспечивает получение знаний в ходе творческой, поисковой деятельности, эффективность которой в большой степени зависит от инициативности, целеустремленности, самостоятельности обучаемого. Конечно, мимолетные мысли или идеи должны вынашиваться, и обучаемый, имеющий недостаточную начальную подготовку и поэтому постоянно «сражающийся» с системой, будет не в состоянии обращать внимание на их зарождение. Но в обучении важно уже то, что подобные идеи будут постоянно генерироваться.