Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины

Объем пачки деревьев, хлыстов или сортиментов, трелюемой трак- тором, является одним из важнейших факторов, определяющих произво- дительность на трелевке. Объем пачки должен соответствовать следую- щим ограничениям: тяговому усилию трактора по мощности и по сцепле- нию с грунтом, тяговому усилию лебедки (для тракторов с канатно- чокерной оснасткой), допустимой нагрузке на щит (коник, пачковый за- хват). Наибольшее распространение получила трелевка леса в полупогру- женном положении (рис.2.9).

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru

Рис.2.9. Схема сил, действующих на трелевочный трактор в про- цессе трелевки

Уравнение равномерного движения трактора с грузом для данного способа трелевки имеет вид

FК = P(mТ cosa ± sina) + KQ(mТ cosa ± sina) + (1 - K)Q(mГ cosa ± sina), (2.11)

где FК – касательная сила тяги трактора (на 1-й или 2-й передаче), кН;

Р – вес трактора в заправленном состоянии, кН;

mТ – коэффициент сопротивления движению трактора по волоку;

mГ – коэффициент сопротивления движению пачки по волоку;

a – угол отклонения волока от горизонтали;

Q – вес трелюемой пачки, кН;

К – коэффициент, учитывающий, какая часть веса пачки приходится на щит (коник) трактора;

(1-К) – коэффициент, учитывающий, какая часть веса пачки приходит- ся на трелевочный волок.

Из уравнения (2.11) вес трелюемой пачки определяется по следую- щей формуле:

F - P( m × cos a ± sin a )

Q = K T . (2.12)

K( mT × cos a ± sin a ) + ( 1 - K )( m Г × cos a ± sin a )

Значения коэффициентов сопротивления движению трактора и пачки деревьев или хлыстов по волоку mТ и mГ приведено в табл. 2.13, коэффици- ента К в табл. 2.14.

Касательная сила тяги трактора FК определяется по формуле

FК =

Nh, (2.13)

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru u

где N – мощность двигателя, Вт; η – КПД силовой передачи трактора

(0,65…0,85); υ – скорость движения трактора на 1-й или 2-й передаче, м/с. При трелевке трактора в полупогруженном положении вес трелюе-

мой пачки ограничивается грузоподъемностью щита (коника) трактора

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru Q £ QO ,

K

где QО – грузоподъемность щита (коника) трактора, кН.

(2.14)

Ограничение по тяговому усилию лебедки трактора выражается не-

равенством

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru Q £ FЛ×j

mГ × cosa ± sina

, (2.15)

где FЛ – тяговое усилие лебедки трактора на первом ряде витков, кН;

j – коэффициент использования тягового усилия лебедки, j=0,9–0,95.

Для проверки веса трелюемой пачки по условию сцепления трактора с грунтом следует принять наименьший вес трелюемой пачки, полученный по формулам (2.12), (2.14), (2.15). Чтобы пачку перемещать по волоку без буксования, должно соблюдаться условие




FСЦ

³ FК ,

(2.16)

где FСЦ – сила тяги трактора по сцеплению, кН, которая определяется по формуле:

FСЦ

= PСЦ m1,

(2.17)

где РСЦ – сцепной вес трактора, кН.

PСЦ

= P + KQ,

(2.18)

где m1 – коэффициент сцепления ходовой части трактора с грунтом. Для гусеничных тракторов: зимой m1 = 0,3–0,5; летом m1 = 0,4–0,8. Для колесных тракторов: зимой m1 = 0,3; летом m1 = 0,3–0,6.

Если окажется, что условие (2.16) невыполнимо, необходимо опре- делить вес трелюемой пачки по FК для другой передачи.

Расчетный объем трелюемой пачки хлыстов получается из выраже-

ния

Q = Q¢, (2.19)

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru P g

где Q¢ – наименьшая расчетная нагрузка, полученная по формулам (2.12), (2.14), (2.15) и проверенная по сцеплению (2.16), кН;

g – объемный вес древесины, кН/м3, g = 7,8–8,0 кН/м3.

При трелевке деревьев для расчета объема пачки необходимо допол- нительно учитывать вес кроны

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru Q = Q¢-QКР, (2.20)

P g

QКР – вес кроны (15–20 % от веса трелюемой пачки), кН.

Приведенные расчеты по определению объема трелюемой пачки применимы также для трелевочных тракторов с пачковыми захватами (ЛТ- 230, ЛТ-154, ЛТ-171, МЛ-56 и др.) и с манипуляторами (ТБ-1М, ЛП-18 и др.). Эти трактора трелюют пачку хлыстов или деревьев в полупогружен- ном или полуподвешенном положении и все перечисленные ограничения для них применимы, кроме ограничения по тяговому усилию лебедки.

В полностью погруженном положении трелюют сортименты на сор- тиментовозах (форвардерах). Для этого случая при расчете объема тре- люемой пачки необходимо учитывать вес прицепного устройства.

Значения коэффициентов mТ и mГ

Т а б л и ц а 2.12


Наименование движущего- ся по волоку объекта Период года
Зима Лето
Трактор 0,09 – 0,18 0,14 – 0,25
Хлысты 0,45 – 0,5 0,6 – 0,7
Деревья 0,65 – 0,7 0,85 – 0,9

Т а б л и ц а 2.13

Значение коэффициента К

Способ трелевки Значение коэффициента К в зависимости от объема хлыста, м3
0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 и более
За вершины вперед 0,39 0,26 0,23 0,225 0,2
За комли вперед 0,72 0,65 0,64 0,63 0,58

В качестве примера рассмотрим порядок расчета для следующих ис- ходных данных:

трактор ТДТ-55А;

способ трелевки – деревьями за комли; средний объем хлыста – 0,32 м3;

время года – зима;

максимальная величина подъема – 50.

Из приведенных выше таблиц находим необходимые данные для расчетов:

мощность эксплуатационная – 58,8 кВт;

скорость движения на второй передаче – 1,08 м/с (см. табл. 2.14);

масса трактора – 9,3 т. » 93 кН (см. табл. 2.14);

 
  Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru

Т а б л и ц а 2.14

Технические характеристики трелёвочных тракторов

  Показатели Значения показателей для тракторов
ТДТ- 55А ТТ- 4М ТЛТ- 100-06 ТБ-1М- 15 ЛП- 18К ЛТ-230 ЛТ-187 МЛ-56 МЛ-74 ТЛК-4- 01
Базовый трактор       ТДТ- 55А ТТ- 4М ТЛТ- 100-06 ТТ-4М К- 703М Т- 150К  
Тип технологического оборудования канат.-чокер. бесчокерные пачкоподборщик    
Мощность двигателя, кВт 58,8 95,5 88,2 88,2 95,5 88,2 95,5 121,4
Допустимая нагрузка на щит (коник, захват), кН 39,2 68,7 68,7 43,8
Тяговое усилие лебёдки, 66,5 - - - - - -
Максимальный объём трелюемой пачки, м3 -за комли -за вершины                     -     -     -     -         -
Эксплуатационная масса трактора, т 9,3 14,46 12,4 14,4 18,1 14,1 16,0 19,0 13,77 14,5
Скорость движения, м/с                   0-12,4
передача 1 0,8 0,63 0,79 0,79 0,63 0,79 0,63 0,72 0,69  
передача 2 1,08 0,73 1,0 1,0 0,73 1,0 0,73 0,86 0,92  
передача 3 1,41 0,87 1,35 1,35 0,87 1,35 0,87 1,06 1,22  
передача 4 2,18 1,2 1,91 1,91 1,2 1,91 1,2 1,28 1,64  
передача 5 3,56 1,45 2,88 2,88 1,45 2,88 1,45 1,89 1,5  
передача 6 - 1,69     1,69   1,69 2,14 2,0  
передача 7 - 2,03     2,03   2,03 2,56 2,72  
передача 8 - 2,84     2,84   2,84 3,08 3,61  

грузоподъемность щита – 39,2 кН (см. табл. 2.14); тяговое усилие лебедки – 66,5 кН (см. табл. 2.14). коэффициент mТ – 0,14 (см. табл. 2.12); коэффициент mГ – 0,7 (см. табл. 2.12); коэффициент К – 0,66 (см. табл. 2.13), коэффициент μСЦ – 0,4 (прим. к формуле (2.18)).

Определяем касательную силу тяги трактора на второй передаче по

формуле (2.13)

FК =

5,88 × 0,7

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru 1,09

= 38,11кН .

Определяем вес трелюемой пачки по значению касательной силе тяги по формуле (2.12)

38,11 - 93 × (0,14 × cos(50 ) + sin(50 ))

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru Q = .

0,66 × (0,14 × cos(50 ) + sin(50 )) + (1 - 0,66) × (0,7 × cos(50 ) + sin(50 ))

С учётом того, что пачки будет равен

cos(50) = 0,996

и sin(50 ) = 0,087

вес трелюемой

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru Q = 38,11 - 93 × (0,14 × 0,996 + 0,087)

0,66 × (0,14 × 0,996 + 0,087) + (1 - 0,66) × (0,7 × 0,996 + 0,087)

= 41,13кН

Проверяем вес пачки на ограничение по грузоподъемности щита по формуле (2.14)

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru Q £ 39,2 0,66 = 59,4кН .

Проверяем вес пачки на ограничение по тяговому усилию лебедки по формуле (2.15)

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru Q £ 66,5 × 0,9

0,7 × cos(50) + sin(50)

= 66,5 × 0,9

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru 0,7 × 0,996 + 0,087

= 76,34кН .

Из результатов расчётов видно, что минимальный вес трелюемой пачки, определённой по значению касательной силы тяги, удовлетворяет ограничением грузоподъёмности щита и тяговому усилию лебёдки. По-

этому принимаем

Q = 41,13кН

. Проверяем вес трелюемой пачки по усло-

вию сцепления трактора с грунтом. Для этого находим сцепной вес трак- тора по формуле (2.18)

РСЦ

= 93 + 0,66 × 41,13 = 120,15кН

Определяем силу тяги трактора по сцеплению по формуле (2.17)

FСЦ

= 0,4 *120,15 = 48,06кН .

При сравнении касательной силы тяги и силы тяги по сцеплению с грунтом, видим, что условие (2.16) соблюдается: 48,06 > 38,11.

Определяем расчётный объём пачки по формуле (2.20)

Определение рейсовой нагрузки трелевочной машины - student2.ru (41,13 - 41,13 × 0,2) =4,11м3 .

8,0

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Курсовое проектирование по дисциплинам «Технология и оборудо- вание лесозаготовок» и «Технология и оборудование лесопромышленного производства» состоит из комплекса практических задач по технологии и организации лесозаготовительного производства и конструктивным расчё- там оборудования. Задачи связаны общими исходными данными, техноло- гическим процессом и уровнем переработки древесного сырья. В задании указаны основные показатели технологического процесса лесозаготовок, которые служат основой для проектирования. Проект состоит из поясни- тельной записки и графической части. Название и последовательность раз- делов в учебном пособии даны в соответствии с содержанием пояснитель- ной записки по дисциплине «Технология и оборудование лесозаготовок». Графическая часть включает чертежи и схемы выбранного технологиче- ского оборудования и процессов лесосечных работ или нижнескладского производства.

Введение

Во введении дается краткое описание современного уровня и бли- жайших перспектив развития лесопромышленного комплекса и его связь с лесным хозяйством. Отмечаются особенности и задачи, стоящие перед ле- созаготовительным производством, которые необходимо связать с темой и содержанием проекта и отразить их в ходе его выполнения. При написании введения следует использовать материалы учебной литературы, периоди- ческой печати и ресурсы Internet.

Наши рекомендации