Индивидуальная работа с учащимися

В современных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диаг­ностической, коррекционной, экспериментальной, антропософ­ской, христианской, педагогики мира, коллективного творческо­го воспитания, сотрудничества, ненасилия.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и тво­рить в демократическом обществе.

Личностно-ориентированное воспитание— это развитие и само­развитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценно­стей. Е. В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и твор­ческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей».

Личностный подход— это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процесс означает признание его активным субъектом деятельности, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

Личностный подход реализуется только при наличии гуманистической системы воспитания. Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направленности личности и восприимчивости ученика к воспитанию. Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в контексте системы гуманистического типа воспитания личность школьника рассматривается как общечеловеческая ценность. Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ребенка на уровне гуманистических отношений. Только коллектив педагогов-гуманистов способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка.

Именно личность школьника и личность педагога — главное ме­рило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Дифференцированный подходв воспитании предполагает реали­зацию педагогом воспитательных задач применительно к возрас­ту, полу, уровню обученности и воспитанности учащихся. Диффе­ренциация направлена на изучение качеств личности, ее интере­сов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на ос­нове сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне сформированности ведущих качеств. В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, де­тей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Вос­питательная работа при дифференцированном подходе ведется с группами. Каждая группа учащихся требует индивидуального под­хода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Индивидуальный подходопределяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задат­ками, дарованиями, способностями, сильными сторонами харак­тера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и дея­тельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, ин­дивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребен­ка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифферен­цированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организа­цию -педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педа­гога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и инди­видуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индиви­дуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Очень важно в современных условиях индивидуальную рабо­ту с детьми поставить на научную основу, использовать практи­ческие рекомендации и советы по реализации личностного, ин­дивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессиона­лизма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических осо­бенностей, присущих только конкретному человеку и отличающихся его от других людей. Учитывая их, учитель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической тех­нологии воспитания на диагностической основе.

В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е.Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующи­ми принципами:

• установление и развитие деловых и межличностных контак­тов на уровне «учитель—ученик —класс»;

• уважение самооценки личности ученика;

• вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

• постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

• создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. На первом этапе классный руководитель (воспитатель) изучает науч­но-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого ребенка, устанав­ливает дружеские контакты с детьми, организует совместную кол­лективную деятельность. На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. Опыт пока­зывает, что педагоги-воспитатели, изучая детей, используют со­вокупность самых разных методов: наблюдение, беседы, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, социометрию, метод экспертных оценок, анализ документации, эксперимент и др.

Для успешного формирования личности школьника педагог, как правило, учитывает в своей работе основные свойства типов выс­шей нервной деятельности, которые соответствуют, по И.П.Пав­лову, следующим темпераментам: холерик, сангвиник, флегма­тик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных осо­бенностях поведения человека, его основных чертах).

Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности и препятствия. В отношении холериков воспита­тель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, тре­бование доводить дело до конца, обучение приемам самоконтро­ля, саморегуляции.

Сангвиник, по характеристике И.П.Павлова, горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни.

Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остро­умие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Для группы учащихся сангвинического темперамента воспитатель должен планировать дела с учетом их интересов, привлекать к активной деятельности и поддерживать оптимисти­ческое состояние духа.

Дети-флегматики излишне спокойны, малоподвижны, инерт­ны, они доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру об­щительны. И. П. Павлов считает, что флегматик — это спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам воспитатель должен не делать поспешных выводов, стараться на­правлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».

Особое внимание следует уделять детям-меланхоликам. Эти школь­ники необщительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их путает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной привычной обстановке мелан­холик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адап­тации к коллективу, общению с людьми.

Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере активности и работоспособности, ком­муникативности и поведении. Отсюда воспитатель строит свою де­ятельность, учитывая не только темперамент учащегося, но и принадлежность его к той или иной группе детей. Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других уча­щихся ярко выраженными умственными способностями, устой­чивостью внимания, развитостью воображения, широтой интере­сов. Они требуют от педагогов-воспитателей особого внимания и уважения, учета особенностей их психики. Таким детям необходи­ма известная свобода выбора самостоятельных действий в учебной и внеучебной работе с целью их разностороннего развития и са­моразвития. В школах разных типов должны создаваться условия для развития одаренных детей: атмосфера сотрудничества, твор­ческая обстановка, разнообразная познавательная и внеучебная деятельность. К работе с такими детьми должны подключаться та­лантливые учителя-воспитатели, владеющие новейшими техноло­гиями и методиками обучения и воспитания.

Особого такта и терпения требуют к себе так называемые труд­ные подростки. В структуре личности трудного подростка могут наблюдаться задержки в развитии, негативные качества личности, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю.

Зная и учитывая специфику взаимодействия с трудными деть­ми, опытные педагоги организуют перевоспитание.

На первом этапе работы с трудными подростками педаго­гическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости воспитательные возможности семьи и шко­лы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духов­ном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в пере­воспитании, и пр.

Так, изучение причин трудновоспитуемости проводится по сле­дующей схеме: что искажено в духовном мире подростка в наи­большей мере и под влиянием каких причин; какие неблагоприят­ные условия существуют в данный момент; с какими отрицатель­ными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а ка­кие следует устранить с помощью семьи и общественности; были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить. После изучения трудного школьника необхо­димо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимо­действия, а также методы перевоспитания (см. табл. 2).

Методы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы
Переубеждение Коренное изменение оправдательных моти­вов неправильного по­ведения, формирова­ние социально ценных Общественное мне­ние, переубеждение словом, делом, при­мером, создание со­циально ценного ин­дивидуального жиз­ненного опыта
Переучивание Устранение отрица­тельных привычек, не­здоровых потребнос­тей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включе­ние в активную соци­ально ценную дея­тельность, поддержка положительных про­явлений
Взрыв Разрушение отрица­тельных качеств, нега­тивного стереотипа поведения Нагнетание отрица­тельных переживаний до предела, доведе­ние до абсурда нега­тивного в поведении подростка
«Реконструкция» характера Внесение определен­ных корректив в духов­ный мир ребенка, со­храняя ценное, устра­няя отрицательное Система перспек­тив, выделение веду­щего положительного качества, составление программы реконст­рукции
Переключение Изменение направ­ленности, переориен­тация на следование положительному при­меру Методы и приемы организации социаль­но ценной деятельно­сти
Поощрение и наказание Стимулирование по­ложительного поведе­ния, сдерживание от­рицательного Система поощре­ний и наказаний с поправкой на трудно-воспитуемость
Самоисправление Развитие активности подростков в пере­стройке и переделке своего характера Самоанализ, само­оценка, самоприуче­ние, самоупражнение, самоосуждение, само­наказание

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспита­ния. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспита­ния: переубеждение эффективно при работе педагога по форми­рованию убеждений, переучивание связано с приучением к дея­тельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокри­тикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфи­ческих методов перевоспитания выступает воспитание в коллек­тиве, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе ус­тановленного уровня воспитанности учащегося классный руково­дитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности уча­щегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. Работа с личностью отдельного учащего­ся предполагает также знание воспитателем уровня воспитанно­сти всего класса, так как личность ярче всего проявляется в кол­лективных отношениях, в общей деятельности. Показателями вос­питанности являются прежде всего конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

ОТВЕТ №70.ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональной просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- Представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

10-11 классы:

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:

- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.

Работа с учащимися:

- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;

- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;

- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Перспективы профориентационной работы:

- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;

- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;

- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;

- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;

- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;

- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;

- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

ОТВЕТ №71.ХАРАКТЕРИСТИКА БЛАГОПОЛУЧНОЙ И НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

Благополучная семья.

Благополучная семья - это такая семья, в которой добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, поддерживаются моральные основы и ценности общества. Это семья, которая может сама себя материально обеспечить, которая воспроизводит человеческую культуру и сохраняет ее. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны. В целом включает в себя:

Базисные качества:

· наличие работы, удовлетворяющей членов семьи;

· достаточный доход;

· наличие квартиры;

· удовлетворение образовательных, медицинских, бытовых, культурных потребностей.

Качества поведения:

· трудовая и экономическая активность;

· активность в сфере культуры и образования;

· активность в поддержании и улучшении здоровья;

· общественная активность.

Качества семейного сообщества:

· духовно-нравственный потенциал;

· образовательный потенциал;

· психологический потенциал.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения Здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

· наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке,

· детей воспитывающихся на основе преемственности поколений;

· духовно-нравственное благополучие;

· медицинское благополучие;

· отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

· удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;

· единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

· здоровый семейный образ жизни.

Признаки стабильной семьи:

· положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

· сплоченность семейного социума, единство целей и задач;

· четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу;

· постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу».

Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена.

Для этого типа семьи характерно:

- гибкость иерархической структуры власти;

- ясно сформулированные семейные правила;

- сильная родительская коалиция;

- сохранение четкой дистанции между поколениями.

Оценку благополучия семьи можно оценить по шкале:Благополучные - неблагополучные – группы «риска» - находящиеся в социально опасном положении.

Неблагополучная семья.

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Социологическими, психолого-педагогическими и медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психологическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами. Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию.

Основные критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

-отсутствие работы у родителей, нерешённые жилищные проблемы и т.д.:

- пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;

- вовлечение детей в противоправные действия (распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество и т.д.);

- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей;

- семьи, в которых дети совершили правонарушение или преступление;

- семьи, где родители ограничены в родительских правах.

Типы неблагополучных семей

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

- с явной (открытой) формой неблагополучия;

- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Вторую группу представляют семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях – об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.

Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья так же вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям, не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

К неблагополучным должны отнести и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и собственными родителями.

Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.

Следовательно, неблагополучная семья оказывает отрицательное, разрушительное, влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения.

Наши рекомендации