Условия профилактики межличностных конфликтов
Особенности управления конфликтом во многом определяются спецификой этого сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности.
Во-первых, директор, учитель, психолог вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания дают как теоретическая подготовка, так и богатый жизненный опыт.
Во-вторых, необходимо иметь максимально подробную и содержательную информацию о конкретной конфликтной ситуации. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми.
Регулирование конфликтов требует соблюдения следующего принципа - попытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допуская противостояния. Лучше все же создать условия школьникам и учителям для защиты своих интересов, путем сотрудничества, компромисса, без явной конфронтации и даже путем уступок. Желательно не менять радикальным образом содержание событий в школьном коллективе, а сделать так, чтобы форма разрешения противоречия была конструктивной, мирной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Управление конфликтом - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта (А.Шипилов).
Управление конфликтами более эффективно, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.
Здесь очень важную роль играет психологическая диагностика психоэмоционального состояния участников УВП, сформированности классных коллективов, отношений учитель – ученик, психологического климата в педагогическом коллективе и др. Часто психолог первым видит предпосылки возникновения конфликтных ситуаций еще на той стадии, когда все можно изменить. Рекомендации и выводы, которые психолог адресует другим специалистам школы и опирается сам, должны использоваться при принятии управленческих решений и проектировании безконфликтной образовательной среды.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органов управления ими, школьные психологи. Она может вестись по четырем основным направлениям:
· создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций
· оптимизация организационно-управленческих условийработы школы - важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;
· устранение социально-психологическихпричин конфликтов;
· блокирование личностных причинвозникновения конфликтов.
Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.
Рассмотрим основные объективные условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов в школе.
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности учителей, учеников, руководителей школ.
Это основное объективное условие предупреждения конфликтов. К ним в первую очередь относятся: материальная обеспеченность, возможность самореализации человека в служебной деятельности, условия работы; взаимоотношения с коллегами и администрацией; здоровье человека; отношения в семье; наличие времени для полноценного отдыха и т.п. здесь психолог, скорее всего, может выполнять только мониторинговые мероприятия по запросу администрации для отслеживания благополучия в этой области.
Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников.Этот фактор обостряется в педагогических коллективах при введении НСОТ. Часто эта система провоцирует конфликтные ситуации, но школьный психолог может повлиять на него не больше, чем любой другой сотрудник школы, этот вопрос находится вне его компетенции.
Однако в вопросах, касающихся справедливого оценивания учащихся, распределения классных обязанностей педагоги часто подвергаются влиянию собственной субъективной оценки и психолог в процессе индивидуальных бесед с педагогом может помочь восстановить справедливость, подсказать те черты учащихся, которые явно не проявляются, но очевидны по результатам диагностических исследований и могли бы быть использованы на благо.
Успокаивающая среда, окружающая человека.К материальным факторам, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку школьных и жилых помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей, окраску помещений в спокойных тонах, наличие комнатных растений, аквариумов, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов и т.д. Здесь очень важной является индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа психолога по снятию психоэмоциональных напряжений у участников УВП.
Кроме выше описанных приемов и способов профилактики столкновения людей существуют социально-психологические условия, способствующие развитию бесконфликтной среды - социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер, если оно сбалансировано. Рассмотрим пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.
· Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роль старшего, равного или младшего по психологическому статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер и какой роли он ожидает от вас. Если ожидаемое партнером распределение ролей вас устраивает, то вы играете ту роль, которую от вас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Психологически наиболее комфортной ролью для человека нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально наиболее конфликтна, поскольку именно она чаще всего не устраивает партнера. Он не хочет играть роль младшего. Поэтому, взаимодействуя с окружающими, ученик, учитель, директор должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на основе признания равноправия в психических статусах.
Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально присуще стремление к свободе и независимости. Каждый в идеале стремится делать то, что хочет и когда хочет. Однако, свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому, если человек считает свою зависимость от окружающих большей, чем он может допустить, он способен пойти на конфликт. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость партнера от вас является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости. Учитель не должен стремиться контролировать каждый шаг ученика. Директору школы нецелесообразно во все вмешиваться, все решать самому, подвергая личной опеке каждого учителя и педагогический коллектив в целом.
В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу и личные услуги. К ним относятся: подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, доставание какой-то детали, билета, товара, другие личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что они осознанно или подсознательно фиксируют услуги, которые им оказали, и те, которые оказали они. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии диады людей чревато напряженностью во взаимоотношениях и конфликтами. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается. Это приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.
· Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, человеку свойственно чувство мести. Это в целом деструктивное чувство. Его сила и степень реализации в поведении обусловлены мировоззрением, воспитанием человека, социальными традициями и страхом наказания. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.
Профилактике конфликтов способствует и сохранение баланса между самооценкой и внешней оценкой.В процессе социального взаимодействия в школе люди постоянно оценивают друг друга. Человеку свойственна непрерывная самооценка своего поведения и результатов деятельности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде «руководитель (старший) - подчиненный (младший)». Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек чаще обращает внимание на положительные стороны собственной личности и на то, что ему удалось сделать в результате работы. При оценке работы подчиненного руководитель чаще отмечает то, что не удалось сделать работнику соответственно нормативным требованиям. Такой подход характерен не только для руководителей, но и вообще для оценки человеком других людей.
Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, в услугах, ущербе, самооценке и внешней оценке как о предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо отметить важную особенность: речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе.Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.
Школьный психолог может значительно развивать сбалансированность школьной среды за счет просветительской и тренинговой работы.