Сущность социальной профилактики в социальной работе
Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону. Социальная профилактика – научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.
Социальная профилактика(предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, который основывается на приоритете принципов законности и морали. В этой связи можно согласиться с точкой ряда исследователей проблем социальной работы, что в профилактике нуждается все население. Однако есть категории населения, которые нуждаются в ней в большей мере. Это дети, подростки, лица, ведущие аморальный образ жизни. При этом подходы к этим категориям людей со стороны специалистов социальных служб должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в них. Современный подход к социальной работе предполагает отход от прежней медицинской модели, которая была ориентирована только на лечение болезни, т.е. была направлена на оказание помощи. Сегодня важным представляется найти причины болезни, т.е. социальные и психологические факторы, которые вызвали негативные последствия.
Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах. Уровнями социальной профилактики являются:
1.Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики какой-то социальной проблемы, но объективно содействующие её предупреждению или сокращению (повышение образовательного, культурного уровня личности, совершенствование воспитательной работы). В 2004 г. В Казахстане был принят Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», который определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
2.Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной. Специальные меры – это меры, направленные на решение определенной задачи, например профилактики беспризорности среди несовершеннолетних.
3.Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.
Прогрессирующий рост различных проявлений девиантного поведения образует значительную для общества социальную проблему, которую необходимо решать своевременно и эффективно. В практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждениях и ведомствах по профилактике девиантного поведения сформировались определенные подходы на проблему в целом, предполагающие определенные способы борьбы и выбор конкретных направлений работы. Один из наиболее концептуальных способов – это информационный способ. Этот способ исходит из представления, что отклонения от социальных норм в поведении людей происходят потому, что они их не знают. Уже теоретическая посылка данного способа предполагает, что профилактическая работа должна направляться по пути информирования людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом. Это означает, что необходимо активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и другие современные средства, поскольку их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания человека, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.
Социально-профилактический подход предполагает широкое использование различных социальных учреждений с целью усиления профилактики девиантного поведения. Большая роль в рамках социально-профилактического подхода отводится процессам информирования населения о последствиях отклоняющихся форм поведения в следующих социальных организациях: школах, производственно-технических училищах и других учебных заведениях, различных специализированных учреждениях [3]. Поэтому социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляется на принципах: законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; поддержки семьи; комплексности применения мер профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; научной обоснованности; системности. Целью государственной политики является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем: содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями государства, достижениями национальной и мировой культуры; обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры; формирования правовых основ для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.
Важно создать систему профилактики в каждом учебном заведении. Она должна включать как общие меры совершенствования учебно-воспитательного процесса, так и специальные целенаправленные психолого-педагогические, организационные меры предупреждения индивидуальных и групповых преступлений, как на уровне учебного заведения, так и на уровне учебных групп. Общие мерывключают повышение качества всего учебного процесса,совершенствование его организации, методического уровня, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятности учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности, активизация деятельности органов ученического самоуправления и др. Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Система профилактики включает также организационно-правовые меры: создание в каждом учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся; создание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста; создание органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.).
К специальным психолого-педагогическим мерамотносятся: психодиагностические:изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском, выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за их пределами; психокоррекционные:систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением; психопрофилактические:использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы.
Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К ним относят: профилактическую беседу, которая может носить информационный, консультационный характер; наблюдение; метод профилактического вмешательства; профилактические тренинги. Для оценки эффективности социально-профилактических мероприятий могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения.
Таким образом, социальная профилактика девиантного поведения подразумевает всеохватывающий и комплексный характер, она должна отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Социальная профилактика – важнейшее направление социальной работы. Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. Важнейшими условиями, определяющими эффективность этой социальной технологии, являются также профессионализм субъекта воздействия и комплексный характер профилактического применения.
ОТВЕТ №55.СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
В соответствии с Федеральным законом (от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ)«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Система социальных служб в России - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Но кроме государственных предприятий и учреждений социального обслуживания социальное обслуживание в РФ осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальная служба является структурой, которая создается для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Социальная служба может быть создана там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала.
В нашей стране социальная работа «как профессиональная деятельность» зародилась в начале 1990-х гг.
Основания для деления социальных служб на типы приобретает особую значимость. В основе классификации, которая делит службы по видам и формам социальной работы могут лежать различные основания, но все они, в конечном счете, сводятся к следующим:
- решение проблемы клиента;
- взаимодействие с другими службами, учреждениями, организациями.
В зависимости от этих форм социальная работа подразделяется на виды.
Так, в первом случае имеется возможность рассуждать, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, утрата работы, потеря родного человека, инвалидность и так далее); с обратной - особенностях клиента, так как в виде клиента может выдвигаться и личность, и объединение, в том числе и сообщество как большая социальная группа. С другой стороны, мы рассуждаем о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (скажем так, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); а так же - о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворительные и так дальше).
В случае если принимать за основу классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае классификация социальных служб представлена следующей последовательностью:
а) занятие социальной помощью населению: обнаружение семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и другой необходимой помощи, с привлечением специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.;
б) служба социальной реабилитации: социальная услуга лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений;
в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; разные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.
Если за основание классификации взять сферу деятельности, то существуют следующие службы:
а) службы социально-бытовой помощи. Такие службы оказывает услуги престарелым, одиноким, инвалидам. Содействует строительству для данной категории людей специальных жилых домов; участвуют в развитии и совершенствовании системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;
б) службы семейного досуга. Данные службы стимулируют семейный туризм, семейные экскурсии, организованных отдых семей, создают центры семейного досуга, семейные клубы, клубы молодых и многодетных семей;
в) службы социальной профилактики отклоняющегося поведения. Такие службы ведут борьбу с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидами, бродяжничеством, правонарушениями и другими асоциальными явлениями среди несовершеннолетних. Данные службы содействуют созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Основой работы системы учреждений социальной службы и ее дифференциации служат различные законодательные акты. Основным документом, на базе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное на основе действующего законодательства.
Основная информация, которая в нем заключена:
1) определение статуса социальной службы, источников ее финансирования;
2) основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы;
3) основные направления деятельности;
4) формы работы.
Так же в данном Положении определены приоритетные направления социальной работы:
- упорядочивание и систематизирование диагностических данных о потребностях и возможностях населения; дифференцированный анализ по различным его группам (возрастным, разновозрастным, по интересам, состоянию здоровья и так дальше);
- составление перечня социальных услуг, организация условий для их реализации и подталкивание клиентов в решении собственных проблем;
- информирование и консультирование населения;
- организаторская служба по оказанию социальных услуг населению.
Специальная работа социальной помощи: поддержка в поиске и устройстве на работу, во время профессиональной адаптации, формирование детских и молодежных социальных инициатив, службы реабилитации и социальной помощи инвалидам, престарелым и другим нетрудоспособным гражданам - работает с конкретными категориями населения, опираясь на медико-психолого-педагогическую семейную службу в повседневном контакте с клиентом и его семьей.
Главное направление социальной работы заключается:
- в сборе и изучении информации о клиентах, их семьях и характере проблем;
- в создании прогнозов и вырабатывании банка данных о возможностях решения проблем;
- в координационной посреднической работе по оказанию социальной помощи нуждающимся;
- в организации финансовой опоры, а так же в защите прав и интересов клиентов.
Важность нахождения социального работника в службах занятости сводится, во-первых, к оперативному учету предложений на рабочие места; информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным; во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального включения в социально полезную активность; наконец, в-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто работает не постоянно; к контролю за исполнением законодательных актов, регулирующих поддержку отчасти или целиком безработным. Помимо того, в круг обязанностей и полномочий социального работника служб занятости входит поиск причин, которые порождают проблемы трудоустройства, их правовые, социологические, социально-психологические и этические аспекты.
Социальный педагог «семейного профиля» работает в социуме по месту жительства клиента, автономно выходя на связь с семьей (из расчета 1 социальный педагог на 25-30 семей), личностью, вникает во внутренний мир, взаимоотношения, обстоятельства жизни людей, в те проблемы, к решению которых после подключаются специалисты, социальные работники.
Медико-психолого-педагогическая семейная служба - особенный стержень, базовая инфраструктура в системе социальных служб, преимущественно приближенная к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессий, поколений, взрослых и детей, разворачивающая к семье учреждения различных ведомств, фонды, общество, коммерческие структуры.
Главные направления социальной работы семейной службы:
- осуществлять своевременную комплексную диагностику социума, факторов среды, характера интересов и потребностей семьи, ее возможностей и имеющихся трудностей, проблем;
- изучать и разграничивать проблемы семьи как совокупного клиента социальных служб;
- реализовывать посреднические услуги среди клиентом и службами-исполнителями в оказании семье необходимых видов услуг и социальной помощи;
- предоставлять механизм социальной самозащиты, самообслуживания населения, развития добровольных начал в социальной работе, вовлечение жителей в социальную взаимопомощь и заботу о наиболее незащищенных группах, детях, инвалидах и престарелых.
Другим направлением социальной работы является занятие с инвалидами. Главным результатом социальной работы с инвалидами является принятие такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (социальными умениями) понимаются трудовая активность, образование, умение к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная восприимчивость и др.
Главная задача - с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (в частности, одевание, умывание, способность обладать столовыми приборами, управляться с деньгами, совершать покупки и приготавливать пищу, владеть телефоном, транспортом и т.д.). Детишки-инвалиды школьного возраста имеют шанс в рамках медико-социальной реабилитации усваивать академические дисциплины и настраивать себя к трудовой жизни.
Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; неизменность и стадийность их проведения; единый характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов; личный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, трудотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.
В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и преднамеренно оборудованные цеха, облегченный распорядок, надомный труд.
Особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменившие область дислокации части; мигранты. Потому одно из главных и самых востребованных в нынешнее время направлений социальной работы – является предоставление помощи с бездомными.
Бомжам и бродягам уделяют особое внимание – для них открыты дома ночного пребывания, ночлежки, для них организуют «телефоны доверия». Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны и в частности это заключается в организации и открытии для них приютов, столовых и душевых с прачечными; социальные центры и так далее.
В работе с бездомными надлежит отличный подход: не срамить и не отталкивать, предоставить шанс испытать человеческое отношение. Представление элементарных услуг (ночлег, пища, медицинская поддержка) не надо порождать ощущение обиды и горечи за свое состояние, а, наоборот, пробуждать надежду на положительное решение проблемы, как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты.
Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать инвестиции населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты коммунальных услуг, расширения ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству.
Так как в России достаточно насущно стоит вопрос бездомных детей, то для оказания помощи таким детям создаются специально-ориентированные учреждения по их социальной реабилитации, утративших семейные отношения, отказавшихся проживать в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Но, вместе с бездомными существуют и беспризорные подростки. В периоды социальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучное положение, уход детей из дома имеет социально-экономические и социально-педагогические причины, а затем и следствия.
Основными побудителями к уходу из дома являются: принадлежность к социально неблагополучной и не состоявшейся семье; чувство стыда за родителей (в частности, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми, и т.д.); безучастие родителей к трудностям их детей в школе. Удачный выход из таких ситуаций во многом бывает, связан с помощью школьнику со стороны учителей и социального работника. Их обязанность, увидев неблагополучное положение в поведении ребенка, - по серьезному разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе в домашних условиях и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах надлежит всякий раз принимать сторону ребенка и его семьи, непременно их отстаивать.
Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье и коллективе. Соцработник может с помощью товарищей подростка по двору изучить район передвижения, установить связи с проживающими там детьми-бродягами и т.д.
Для предотвращения побегов школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в которой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.
Социальному работнику нужно не упускать из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.
Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых - предотвращение безнадзорности и противоправных действий.
ОТВЕТ №56.ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ.
Общеобразовательные учрежденияпредставлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также гимназиями, лицеями.
Учебный и воспитательный процесс общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательным учреждении, государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом. В соответствии с этими документами общее образование дают следующие виды образовательных учреждений:
1)начальная образовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
2)основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
3)средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
4)средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
5)гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования);
6)лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профиля, и может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования);
Специальные общеобразовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В такие образовательные учреждения дети и подростки направляются органами управления образованием только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.
Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающимся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.
Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.
Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.
В системе общего образования России определенное распространение получили частные и альтернативные общеобразовательные учреждения, которые функционируют на основе государственного лицензирования и последующей государственной аккредитации.
Система негосударственных и альтернативных образовательных учреждений действует с 1991 года, когда был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы, которое выдается в Департаменте образования необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения).
По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:
1) привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;
2) для детей, которые нуждаются в особых условиях обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходима особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.
Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования, добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.
К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М.В. Ломоносова и др.).
Содержание школьного образования – это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.
Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.
Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.
Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России – федеральная, централизованная.
В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:
1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).
2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно – с 1 по 11 классы.
3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.
5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже – доктора наук.
Дошкольное образование в России
В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей от трех до семи лет. Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях – от 2 месяцев до года. Большинство детских садов финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами.
В последнее время появилось много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг. Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает – полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер. Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.
Важно отметить и тот факт, что детские сады являются многофункциональными учреждениями, <