Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

- выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;

- укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;

- помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе

Таким образом:в соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

ОТВЕТ №47.СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ — ОСНОВА ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Соц. терапия- это комплекс решений, процедур, меропр-й и действий, кот-е направ. на решения соц. проблем разл. ур-ня орган-и.

Этапы соц. терапии:

1.Знак-во с проблемой и взаимное приглаш-е к сотруд-ву.

2.Оценка проблемы как будущий предмет труда спец-та.

3.Планир-е и состав-е контракта. Выбирают стратегии будущих действий по решению проблемы.

4.Послед-ое осущес-е соц-терап. мероприятий.

5.Оценка и анализ получ. рез-тов.

Методы соц. терапии:

1) Административные. Осн-ны на формал. соц. нормах. Осн-ми субъектами явл-ся гос-е органы и учр-я. Они построены на принципах соц. иерархии господства и подчинения. Нап-р: гос-е администр. упр-е, руков-во, правовые методы.

2)Экономические методы: анализ и учет эконом. положения и эконом. интересов ч-ка или группы, связаны с деят-ю людей в экон-ой сфере общ-й ж-ни. Нап-р: конкр. оплата труда, право на труд, сист эк-их дотации и эк-ой помощи, система защиты эк-х интересов граждан.

3)Политические методы направлены на оптимизацию взаимоотн-й м/у соц. субъектами и властью. Эти методы строятся на учете полит-х интересов людей, предпол. участие опред-х соц. институтов и организаций.

В качестве технологии соц. раб. соц. терапия выполняет следующие ф-ции:

• лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

• социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация пр-са «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

• отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую. Инд-ая терапия применяется к клиентам, разрешение проб-м которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групп-ой терапии. Групповая терапия – это стратегия воздействия, нацеленная на пом-щь людям в преодолении эмоц-ых нарушений или соц-го неустройства с использованием групп (при руководстве соц. р-ка или иного профессионального терапевта). Практическая соц. р-та, осуществляемая гос-ми учр-ями соц. обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в Трудной Жизненной Ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус. Для большинства из них соц. терапия – это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных соц-ых изменений. Поэтому необходимость широкого внедрения в практическую деятельность социальных служб и учр-ний этой технологии соц. раб. не может подвергаться сомнению.

В условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый может рассчитывать на получение этого вида помощи. Объяснить это можно целым рядом причин. Во-первых, это связано с недостаточным финансированием социальной сферы. Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику с. р. соц. терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого проф-го мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. И, наконец, в-третьих, методологическая неразработанность ее осуществления как технологической процедуры. Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день соц. терапия как технология соц. р-ты в практической деятельности соц. служб пока еще почти не осуществляется. Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления соц. терапии как технологии соц. раб.

ОТВЕТ №48.ПСИХОТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Социальная терапия и способы ее осуществления

Социальная терапия – основа практики социальной работы. Социальная терапия как система продолжительного и существенного профессионального воздействия на социальный объект с целью его оздоровления. Сущность социальной терапии и ее разновидности.

Основные направления социальной терапии: терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личности.

Виды социальной терапии: трудотерапия, арттерапия, музыкотерапия, игротерапия, цветотерапия, ландшафттерапия, библиотерапия, сказкотерапия, анималотерапия, куклотерапия, метод аутогенной тренировки и др. Специфика применения в социальной работе различных видов социальной терапии. Психотерапия в социальной работе. Взаимосвязь методов социальной терапии и социальной диагностики. Обусловленность методов и приемов социальной терапии целями социальной помощи и объектами социальной терапии.

Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение». Как известно, в медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства, физиотерапия, фитотерапия, мануальная терапия и многое другое. Наряду с использованием традиционных методов делаются попытки найти другие формы лечения, например, применяется иглотерапия, или такой экзотический вид врачевания, как «дельфинотерапия», при котором, по мнению некоторых специалистов, в результате общения с дельфинами у детей восстанавливаются двигательные способности, улучшается речь, кровообращение, снижаются боли. Кстати, в США этот метод применяется уже более 30 лет.

Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов. Врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервно-психическими патологиями человека.

Известны 4 основные модели психотерапии:

— психотерапия как метод лечения, т. е. воздействие на соматическое и психическое состояние клиента (медицинская модель психотерапии);

— психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

— психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);

— психотерапия как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель).

Именно специалист в области социальной работы, овладев современной технологией терапевтического воздействия, способен преодолеть узкую трактовку причин соматических и Психических недугов. Воспринимая человека целостно как индивидуальную самоценность, с его переживаниями, проблемами и трудностями, социальный работник имеет возможность творчески использовать лучшие, апробированные методы в своей практике, сделать терапевтическую помощь более действенной и гуманной.

В настоящее время имеется несколько направлений социальной работы, которые основываются на различных функциональных подходах.

Первый подход, который применяют социальные работники многих западных стран, основывается на лечебной функции социальной работы. Так, в США социальные работники часто работают в клиниках и центрах психического здоровья, где придерживаются ориентации на индивидуальное лечение. Роль социального работника как специалиста заключается в оказании помощи клиенту в решении его общих проблем совместно с медиками.

Второй подход в социальной работе — социальное развитие. Эта модель предполагает включение клиента в активную групповую деятельность, например, для решения социальных проблем по месту жительства, на работе и т.д. Деятельность таких групп рассматривается как процесс «совместного развития», положительно влияющий на социальное здоровье клиентов.

Третий подход в социальной работе — основан на функции отстаивания интересов клиента. Главная задача сводится к тому, чтобы разъяснить нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, например, организациям, в которых работают; людям, рядом с которыми они живут.

В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы.

Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.

Формы осуществления соц терапии:

- индивидуальные

- групповые

Социальная терапия – это определенная форма вмешательства (интервенция) в интересах клиента, может быть рассмотрен как метод «лечения», влияющий на психологические и соматические функции организма; как метод влияния связан с обучением и профессиональной ориентации; как инструмент соц контроля; как средство коммуникации. Эмоциональный компонент – выражение лица, голос, жест.

Группы психотерапии:

1. Учебная группа

2. Группа для родителей

3. Женские группы

4. Трудовые группы

5. Дискуссионная группа

6. Психогимнастика

7. Цветотерапия

8. Натуртерапия

9. Логотерапия

10. Библиотерапия

11. Иппотерапия

12. Дельфинотерапия

Социальная терапия - система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании. В том случае, когда социально-терапевтическое воздействие направлено на психику, под социальной терапией вполне правомерно понимать психотерапию. Специфика психотерапии заключается в лечебном характере ее воздействия на психику, а через психику и на организм человека в целом, на его состояние и поведение.

В настоящее время психотерапия рассматривается специалистами не только как способ лечения, медицинского оздоровления человека (группы лиц), но и как способ социально-психологического воздействия на социальный объект, широко используемый в практике социальной работы. Поэтому психотерапевты сейчас работают и в клинических медицинских учреждениях, и в различных социальных учреждениях.

Социальная терапия, ее психотерапевтические возможности используются активно в социальной работе, в деятельности различных социальных учреждений. Способы психотерапевтической помощи применяются в работе со многими категориями населения, семьями, группами лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. Поэтому вполне обоснованно выделять такие направления социальной терапии, как терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личности и др.

Эффект терапевтического воздействия во многом обеспечивается системой методов. Классификация методов психотерапии разнообразна. В зависимости от количественной составляющей социального объекта, на который направлено терапевтическое воздействие, выделяют методы индивидуальной и групповой терапии.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволят клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии. В практической социальной работе могут быть использованы некоторые методы групповой терапии: метод групповой дискуссии, ролевую игру, проективный рисунок, психогимнастику и др.

В зависимости от характера терапевтического воздействия выделяют следующие три группы методов психотерапии: методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии; методы суггестивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.

Методы личностно-ориентированной терапии имеют широкое распространение не только в психотерапевтической практике, но и в практической психологии, в социально-педагогичеекой работе, в деятельности специалистов по социальной работе. К числу этих методов можно отнести: психотерапевтическую беседу, разговорную терапию; психотерапевтические тренинги; трудотерапию, терапию физической культурой; библиотерапию, сказкотерапию; эстетотерапию, смехотерапию; гештальттерапию.

Использование методов суггестивной терапии предполагает активное применение техник внушения путем целенаправленного воздействия на уровни сознания и подсознания. Для работы с такими методами в профессиональной деятельности психолог должен иметь медицинское образование или осуществлять это терапевтическое воздействие совместно с врачом-психотерапевтом. К числу суггестивных методов терапии относят: метод аутогенной тренировки; метод активной релаксации; метод медитации; плацеботерапию (имитацию лекарственного воздействия); внушение в состоянии гипнотического сна, и др.

Целенаправленное терапевтическое воздействие на характер поведения социального объекта отличают поведенческие методы психотерапии. В их число включают: метод систематической десенсибилизации, когда путем ограничения влияния действий раздражителей специалисты добиваются устранения страхов; метод оперативного обусловливания, который метод сориентирован на изменение поведения с помощью стимулирующего воздействия.

Учитывая специфичность многих методов социальной терапии, их психотерапевтическую направленность, в практике социальной работы их необходимо применять осмотрительно, отдавая предпочтения тем из них, которые хорошо зарекомендовали себя в той или иной сфере социальной работы. Что касается суггестивных методов, то их целесообразно применять совместно с психотерапевтами.

Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д

Ландшафтотерапия– лечение многих заболеваний воздействием красотой местности, шума моря, леса.

Библиотерапия(от лат.biblio— книга и гр. therapia — лечение, уход за больным) — метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом.

Сказкотерапия–этонаправление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Куклотерапия–этокомплексное воздействие на людей с помощью разнообразных театральных приёмов с помощью кукол (специально разработанные ситуации, игры, этюды, спектакли).

Аутогенная тренировка— (от др. греч.αὐτός— «сам»,γένος— «происхождение») — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате дистресса.

Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). Являясь «родственницей» гипнотерапии, АТ выгодно отличается от последней тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом.

Проводя социальную диагностику, специалист по социальной работе становится не экспертом, который предлагает клиенту интерпретацию его проблемы с позиции «консультант всегда прав», а партнером, исследующим вместе с клиентом причины возникновения трудной жизненной ситуации, изучающим индивидуальные особенности клиента, которые могут помочь ему в дальнейшем справиться с данной проблемой. Информация, полученная с помощью диагностических методов, должна работать на изменение первоначального состояния клиента и обеспечивать улучшение его самочувствия, позитивное восприятие жизни, содействовать его социальной адаптированности

Социальная терапия как технология социальной работы использует приемы, техники влияния на личность и ее окружение, исходя со специфики социальной ситуации, сущности, заданий социальной терапии, уровня социальной структуры общества, на основе которой она проводится.

Анализ сущности и содержания технологий социальной диагностики и социальной терапии позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие определённых ьмер, направленных на полное или частичное разрешение выявленных проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта. Не будет ошибкой предположить, что социальная диагностика и социальная терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите. Именно такие задачи решаются многими наиболее известными учреждениями и организациями в этой сфере – службами занятости и отделами социальной защиты населения, миграционными службами и отделами социального обеспечения, службами психологической поддержки и отделами по защите прав детей и т.п.

В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу, считая его панацеей. Воздействие наиболее эффективно, если оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При понимании этого клиентом терапевтическая помощь наиболее результативна. Социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.Вместе с тем хорошим социальным работником является не тот, кто просто изучает различные терапевтические методы и методики, а тот, кто благодаря глубоким контактам с каждым клиентом будет все лучше понимать другого человека и обогащать свой собственный мир переживаний, ибо понимание другого человека зависит не столько от метода, сколько от человеческих качеств социального работника.

ОТВЕТ №49.ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЦЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.

Наши рекомендации