Социально-профессиональная реабилитация
Социально-профессиональная реабилитация–обеспечение возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности в условиях ограниченности человеческих возможностей с целью достижения материальной независимости и реализации личностного потенциала.
Данный вид реабилитации является выгодным не только инвалидам и дееспособным гражданам, ибо за счет нее они приобретают или повышают статус в обществе, но и государству, поскольку всякая трудовая деятельность в конечном итоге приносит ему прибыль в виде налоговых отчислений. Поэтому права инвалидов на реабилитацию закреплены в ряде нормативно-правовых документов.
Тем не менее, проблемы и задачи, связанные с социально-профессиональной реабилитацией инвалидов и лиц, в ней нуждающихся, в частности по предоставлению им равных возможностей по сравнению с другими категориями граждан в получении и реализации профессии являются очень актуальными.
С целью решения этой проблемы необходима оценка трех основных составляющих:
· оценка степени ограничения в обучении человека, которая определяется принадлежностью к одной из трех степеней ограничения способности к обучению: первая степень предполагает способность к обучению в общих учебных заведениях с соблюдением специального режима или вспомогательных средств; вторая – способность к обучению либо в специальных учебных заведениях, либо в домашних условиях; третья степень характеризует неспособность к обучению;
· оценка профессиональной и трудовой составляющей реабилитационной программы, которая сводится к определению реакции организма человека на трудовую деятельность и определению возможности адаптации к труду за счет поддержания нужного психического состояния;
· оценка общего и профессионального образовательного статуса человека, которая включает комплексный анализ характеристик образовательной деятельности и определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения.
Социально-профессиональная реабилитация включает в себя:
1) профессиональную ориентацию, которая решает вопросы:
· информирования и консультирования инвалидов и лиц, нуждающихся в профессиональной реабилитации, в области современных профессий и их востребованности на рынке труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки;
· психофизиологической диагностики, направленной на изучение индивидуально-психологических возможностей, способностей, склонности к определенному типу профессий и т.п.
· знакомство с профессиограммами, содержащими полную информацию о той или иной профессии;
· сам выбор профессии, соответствующей интересам, способностям человека и не причиняющей вреда здоровью.
2) профессиональное образование людей с ограниченными возможностями дает им возможность:
· получить квалифицированную профессию;
· получить новую специальность, если работа по прежней стала неприемлемой;
· повысить квалификацию и получить большую конкурентоспособность;
3) трудовую адаптацию, которая будет тем безболезненней, чем больше были учтены возможности выполнения человеком с ограниченными возможностями производственных операций, служебных обязанностей применительно к его способностям и интересам, знаниям и навыкам;
4) трудовое устройство, котороестановится возможным после положительной оценки экспертного заключения о трудоспособности на основе изучения всех предыдущих звеньев социально-профессиональной реабилитации человека, осуществляется:
· на предприятиях и в организациях общего типа на специальных рабочих местах, которые финансируются из средств федерального бюджета
· на специализированных предприятиях или цехах (для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения или слуха, психических расстройств, туберкулеза легких);
· на дому в рамках специализированного предприятия при условии, если там созданы необходимые жилищно-бытовые условия;
5) трудовую занятость, которая должна осуществляться с соблюдением принципа рациональности, согласно которому рабочее место и его трудовые обязанности адекватны его состоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, уровню профессиональной подготовки, половозрастным особенностям.
Стоит отметить, что профессиональная составляющая играет ключевую роль в социальной реабилитации, непосредственно способствуя реализации ее главных целей.