Социально-профессиональная реабилитация

Социально-профессиональная реабилитация–обеспечение возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности в условиях ограниченности человеческих возможностей с целью достижения материальной независимости и реализации личностного потенциала.

Данный вид реабилитации является выгодным не только инвалидам и дееспособным гражданам, ибо за счет нее они приобретают или повышают статус в обществе, но и государству, поскольку всякая трудовая деятельность в конечном итоге приносит ему прибыль в виде налоговых отчислений. Поэтому права инвалидов на реабилитацию закреплены в ряде нормативно-правовых документов.

Тем не менее, проблемы и задачи, связанные с социально-профессиональной реабилитацией инвалидов и лиц, в ней нуждающихся, в частности по предоставлению им равных возможностей по сравнению с другими категориями граждан в получении и реализации профессии являются очень актуальными.

С целью решения этой проблемы необходима оценка трех основных составляющих:

· оценка степени ограничения в обучении человека, которая определяется принадлежностью к одной из трех степеней ограничения способности к обучению: первая степень предполагает способность к обучению в общих учебных заведениях с соблюдением специального режима или вспомогательных средств; вторая – способность к обучению либо в специальных учебных заведениях, либо в домашних условиях; третья степень характеризует неспособность к обучению;

· оценка профессиональной и трудовой составляющей реабилитационной программы, которая сводится к определению реакции организма человека на трудовую деятельность и определению возможности адаптации к труду за счет поддержания нужного психического состояния;

· оценка общего и профессионального образовательного статуса человека, которая включает комплексный анализ характеристик образовательной деятельности и определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения.

Социально-профессиональная реабилитация включает в себя:

1) профессиональную ориентацию, которая решает вопросы:

· информирования и консультирования инвалидов и лиц, нуждающихся в профессиональной реабилитации, в области современных профессий и их востребованности на рынке труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки;

· психофизиологической диагностики, направленной на изучение индивидуально-психологических возможностей, способностей, склонности к определенному типу профессий и т.п.

· знакомство с профессиограммами, содержащими полную информацию о той или иной профессии;

· сам выбор профессии, соответствующей интересам, способностям человека и не причиняющей вреда здоровью.

2) профессиональное образование людей с ограниченными возможностями дает им возможность:

· получить квалифицированную профессию;

· получить новую специальность, если работа по прежней стала неприемлемой;

· повысить квалификацию и получить большую конкурентоспособность;

3) трудовую адаптацию, которая будет тем безболезненней, чем больше были учтены возможности выполнения человеком с ограниченными возможностями производственных операций, служебных обязанностей применительно к его способностям и интересам, знаниям и навыкам;

4) трудовое устройство, котороестановится возможным после положительной оценки экспертного заключения о трудоспособности на основе изучения всех предыдущих звеньев социально-профессиональной реабилитации человека, осуществляется:

· на предприятиях и в организациях общего типа на специальных рабочих местах, которые финансируются из средств федерального бюджета

· на специализированных предприятиях или цехах (для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения или слуха, психических расстройств, туберкулеза легких);

· на дому в рамках специализированного предприятия при условии, если там созданы необходимые жилищно-бытовые условия;

5) трудовую занятость, которая должна осуществляться с соблюдением принципа рациональности, согласно которому рабочее место и его трудовые обязанности адекватны его состоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, уровню профессиональной подготовки, половозрастным особенностям.

Стоит отметить, что профессиональная составляющая играет ключевую роль в социальной реабилитации, непосредственно способствуя реализации ее главных целей.

Наши рекомендации