Виды социальной реабилитации
-Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания. Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания -- для этого применяются все виды необходимого лечения - хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
-Психологическая форма реабилитации - это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.
-Педагогическая реабилитация -это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
-Социально-экономическая реабилитация - это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, работы поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.
-Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
-Бытовая реабилитация -- это предоставление инвалиду протезов,личных средств передвижения дома и на улице
(специальные вело- и мотоколяски, и др.).
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мерориятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалида в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с человеком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с инвалидом, предполагающий:
· апелляцию к его личности;
· разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
· единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;
· определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.
Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения.
Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации инвалида к условиям жизнеобеспечения.
Таким образом, при разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать, как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и инвалида, и его окружения (в первую очередь семейного) –с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации -это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее. Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимостиот этапа. Если задача первого этапа - восстановительного –профилактикадефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задачапоследующих этапов - приспособление индивидуума к жизни и труду, егобытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятнойпсихологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этомразнообразны -от активного первоначального биологического лечения до«лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которыхвозрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависятот тяжести заболевания или травмы, особенности клиническойсимптоматики особенностей личности больного и социальных условий.Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не простооптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только насамого инвалида, но ина его окружение в первую очередь на его семью. Вэтой связи важное значение для реабилитационной программы имеютгрупповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапиясредой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) винтересах инвалида может быть рассмотрена как метод лечения, влияющийна психические и соматические функции организма; как метод влияния,связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструментсоциального контроля; как средство коммуникации.
ОТВЕТ №38.СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ
1. Сущность и содержание социальной реабилитации
1.1 Определение термина "социальная реабилитация"
Формирование и терминология концепции социальной реабилитации берут свое начало в англосаксонских странах, где реабилитация приобрела свое современное содержание в годы Второй Мировой войны, хотя основы и отдельные направления реабилитации появились гораздо раньше - в XIX в. Впервые определение понятия "реабилитация" дано Ф.И.Р. фон Бусом в 1903 г. В буквальном переводе термин "rehabilitation" обозначает "восстановление прав, способностей, доброго имени". Термин "реабилитация" используется и в юридическом смысле, например реабилитация Репрессированных, применение к подсудимым мер воспитательного характера. Концепция реабилитации больных и инвалидов вначале исходила из идей физической медицины. Впервые понятие "реабилитация" в медицине было применено к больным туберкулезом. После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела статус самостоятельной специализации. Цель ее заключалась в оказании помощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими нарушениями.
С увеличением числа больных с хроническими формами соматических заболеваний, детей, родившихся с генетически обусловленными дефектами, лиц, пострадавших от несчастных случаев, спектр потребителей реабилитационной помощи значительно расширился. Встал вопрос о необходимости перехода от медицинской (пассивной) реабилитации к более активной, ориентированной на реинтеграцию указанных групп населения в общество. Создавались специализированные учреждения для реабилитации отдельных категорий инвалидов и больных. Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин. В связи с этим стали выделять медицинскую, педагогическую, психологическую, профессиональную реабилитацию. Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.
Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов индивида или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология - социальная реабилитация. Она призвана повысить уровень социального функционирования больного или инвалида, являясь методом психосоциального воздействия. Социальную реабилитацию можно определить, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и др.), девиантного поведения личности (несовершеннолетние лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.).
Субъекты социальной реабилитации – это государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Объекты социальной реабилитации – это группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды; и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети, подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д.
1.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации
Целью социальной реабилитации является ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости. К сожалению, в современных условиях именно эта социальная цель встречает наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев статуса иждивенца, получателя пособий. Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося (и довольного) социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Таким образом, проанализировав цели социальной реабилитации, можно их представить в виде схемы 1.
Схема 1
Проблема профессиональной реабилитации инвалидов рассматривается отдельно и в силу ее значимости выделена в особый раздел профессионально-трудовой реабилитация. В широком смысле проблема социально-средовой реабилитации и интеграции инвалидов в общество не может считаться решенной без возвращения или приобщения инвалида к посильной трудовой деятельности.
К задачам социальной реабилитации относят:
1.Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.
2.Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.
3.Развитие коммуникативных навыков.
Итак, подводя итоги, можно отметить, что целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
МЕТОДЫ
Технологии социальной реабилитации выступают частным вариантом технологий социальной работы. Они определяются специалистами как система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации».Разработка технологий социальной реабилитации начинается с этапа социальной диагностики, в ходе которой определяются проблемы клиентов.Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
- стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.
Традиционно используются следующие технологии методы социальной реабилитации:
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:
- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития субъекта;
- самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач предполагает использование различных методов:
1.Административные методы. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
Система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений. Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.
2.Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение клиентов. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов.
3.Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п.
Все эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза.
Широкое распространение в социальной практике получил такой метод как трудовая терапия.
Трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностей человека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим, организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми, расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.
Терапия самовоспитания представляет собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам человек. Однако, эта деятельность должна осуществляться под контролем социального работника, психолога, педагога или других специалистов. Их задача состоит в том, чтобы, во-первых, научить человека вышеуказанным приёмам деятельности и, во-вторых, контролировать ход процесса самовоспитания клиента с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений его личности.
Дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей.
ФОРМЫ
Социально-медицинская (медицинская) реабилитация – это комплекс медицинских мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека со сложившимися, стойкими, часто необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем.
К медицинской реабилитации относятся все виды вмешательств, направленных на:
· восстановление функций органов, систем и организма в целом;
· профилактику и ликвидацию осложнений и рецидивов заболеваний;
· общее физическое состояние,
· функционирование нервной системы;
· функционирование сердечно-сосудистой системы;
· функционирование дыхательной системы;
· функционирование опорно-двигательного аппарата;
· развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных навыков.
Главной целью социально-медицинской реабилитации является не устранение признаков болезни и не сам больной, а максимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций до оптимального социально приемлемого уровня. Нарушенные функции могут быть:
· полностью восстановлены (когда удаляется зоб, функция щитовидной железы полностью восстанавливается; когда удаляют одну почку, вторая берет на себя ее функцию и т.п.);
· компенсированы (когда человек не может работать кистью из-за ожоговых рубцовых изменений, он приспосабливается выполнять всю работу другой рукой; когда человек страдает ишемической болезнью сердца, развивается коллатеральное кровообращение, обеспечивающее питание миокарда и дублирующее работу пораженных сосудов);
· заменены (при этом функции не восстанавливаются, как, например, при пластической операции по восстановлению дефекта лица, при установке протеза глаза, руки и т.д).
Методами социально-медицинской реабилитации являются:
· реконструктивная хирургия, которая проводится с целью восстановления анатомической целостности и физиологической состоятельности организма (состоит из косметологических методик, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии);
· восстановительная терапия, проводимая на этапе выздоровления или ремиссии с целью восстановления или компенсации нарушенных функций человека, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, улучшения трудовых функций либо возвращения дееспособности (включает в себя фармакотерапию и лечение средствами народной медицины, диетическое питание, лечебную физкультуру, массаж, мануальную терапию, физиотерапию, рефлексотерапию, механотерапию, трудотерапию, логопедическую помощь, санитарно-курортное лечение);
· ортезирование, представляющее собой компенсацию частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций;
· протезирование, которое проводится с целью замены частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей человека.
Медицинская реабилитация раньше была единственным направлением реабилитации инвалидов, направленным на излечению инвалидизирующего заболевания и восстановления нарушенных функций методами медицины. Но когда выяснилось, что эффективность реабилитации, относящейся только к физическому и психическому состоянию самого инвалида, довольно низкая, стали учитывать воздействие окружающей социальной среды на инвалида. Стало понятным, что недостаточно концентрироваться на исправлении анатомо-физиологических нарушений, необходимо уделять внимание и на коррекцию нарушений взаимодействия между человеком и окружающей средой. Поэтому современная социально-медицинская реабилитация направлена на восстановление не только нарушений в организме человека, но и на восстановление его социально-ролевых функций в условиях ограниченной свободы.
С другой стороны, нельзя игнорировать или недооценивать важной медико-биологической составляющей социально-медицинской реабилитации, ибо именно последствия болезней, травм или дефектов становятся причиной ограничения проявлений социальной активности и требуют медицинских мер преодоления. Но эффективность социально-медицинской реабилитации следует все же рассматривать с точки зрения не улучшения показателей функционирования органов и систем, а расширения социального функционирования.
По данным Министерства здравоохранения России потребность в социально-медицинской реабилитации в современных условиях возрастает по причине ухудшения экологии, распространения девиантных форм поведения и нравственной деградации, роста нервных, психических заболеваний, травм, посттравматических стрессовых расстройств.
В связи с этим государство принимает ряд мер, направленных на развитие системы социально-медицинской реабилитации:
· совершенствует нормативно-правовое обеспечение в сфере социально-медицинской реабилитации («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), Указ Президента РФ о совете при президента Российской Федерации по делам инвалидов от 17.12.2008 № 1792, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 о внесении изменений в правила признания лица инвалидом и др.).
· развивает инфраструктуру социально-медицинской реабилитации (отделения восстановительного лечения в поликлиниках и больницах, центры и больницы физиотерапевтического и восстановительного лечения, санаторные учреждения, центры медицинской и социальной реабилитации, кабинеты восстановительного лечения в специализированных школах, центры восстановительной терапии для инвалидов военной службы, центры патологии речи и нейрореабилитации, центры лечебной физкультуры, мануальной терапии).
· развивает научно-методические основы социально-медицинской реабилитации (ими занимаются такие ведущие научно-исследовательские и научно-практические центрах страны, как Многофункциональный центр восстановительного лечения Минздрава России, Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, Институт медицинской реабилитации в Санкт-Петербурге, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн в Санкт-Петербурге, Институт курортологии и физиотерапии в Сочи).
Тем не менее, существует еще очень много реальных и перспективных проблем и направлений развития социально-медицинской реабилитации граждан РФ, что заставляет утверждать о том, что единая развитая система социальной реабилитации до сих пор не сформирована.