Рассмотрим отдельные виды частных технологий.
Диагностические технологии социальной работы.
Такие технологии предназначены дли выполнения конкретной функции — постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социальной запущенности объекта, степени отклонения, социальных, социально-педагогических и социально-психологических особенностей его развития, др.
Назначение. Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.
Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.
Объект применения. Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.
Место реализации. Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.
Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации.Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.
Диагностико-прогностические технологии социальной работы.
Такие технологии используются чаще всего в специализированных социальных учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.
По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.
Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального работника определяется его личным опытом и интуицией.
Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональную компетентность субъектаи индивидуальные особенности ееобъекта, а также место применения.
Прогностическую часть технологии социальной работыможно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию.
Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социальной деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социальной работы по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социального заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (социальных проблем, индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста (специалистов), технологических и материальныхвозможностей, условий среды реализации. Как правило, в каждом учреждении социального обеспечения и защиты складывается своя технология деятельности; каждый специалист вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).
Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью субъекта и индивидуальными особенностямиобъекта, а такжеместом ее реализации. Характерной особенностью методики выбора является также и то,для кого готовится целевая технология — для специалистов учреждения или для себя самого.
Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии(технология и методика непосредственной подготовки к социальной работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетомисполнителей (субъектов), объекта социальной работы и места реализации целевой технологии.
Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист — социальный работник (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует достижению прогнозируемых целей социальной работы с человеком, группой.
По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опытсубъектов реализации, на конкретногообъекта работы иместо реализации (условия оптимальной реализации) технологии.
По способу реализации целевые технологии разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.
По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социальных целей.От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей деятельности специалиста (специалистов) социальной работы. Все остальные функциональные технологии социальной работы носят преимущественно обслуживающий характер.
Экспертно-оценочные социальные технологии.
Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо обшей технологииспециалистом социальной работы с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности.
На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социальной работы.
Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество деятельности специалиста социальной работы. Они могут осуществляться и для определения перспектив социальной работы с клиентом. Каждая такая технология (методика) имеет свое назначение, ориентирована на определенныйобъект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также насреду, в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста — социального работника.
Рассмотренная классификация технологии социальной работы может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной практики.
ОТВЕТ №27.СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Социальная диагностика
Среди различных технологий социальной работы важное место отводится социальной диагностике.
Термин "социальная диагностика" получил распространение в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Термин "диагностика" (от греч. "diagпostikos" — распознание, определение) заимствован из медицины.
Известно, что социальному работнику в научно-практическом плане приходится решать достаточно широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всем его многообразии.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных жизнедеятельностью людей.
Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие "социальная диагностика" определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальный диагноз как научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального явления основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации.
Тем не менее общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
1) предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
2) проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
3) проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
4) построение выводов, на основе которых делается заключение.
Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, запятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза — заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте.
Постановка социального диагноза — процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работающие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины.
Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В. И. Вернадский. Он советовал придерживаться следующих правил:
• проводить детальный анализ;
• видеть за частным общее;
• не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
• не избегать вопроса "почему?";
• прослеживать историю идей;
• собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;
• изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
• связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
• не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.
Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.
Социальная диагностика — весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований, принципов диагностики.
Принцип конфиденциальности.Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.
Принцип научной обоснованности.Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными и надежными.
Принцип ненанесения ущерба.Диагностические результаты ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности.Требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных, объективных данных и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатам и.
Принцип эффективности.Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Социальная диагностика важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.
Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы выступает как автор и участник прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией, реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т.д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает как исходная, вполне самостоятельная сфера деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания, умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.
При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:
• выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
• определение степени развитости различных свойств, их выраженность в количественных и качественных показателях;
• описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
• ранжирование специфических свойств клиента.
В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:
• ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;
• измерение и анализ показателей;
• формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.
Социальная диагностика является важнейшим звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение. Как важный технологический инструмент, она прежде всего обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.
Разработка диагноза указывает на специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:
• определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;
• установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой;
• выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики;
• разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области;
• поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом должен носить двусторонний характер, клиент имеет право и обязан активно участвовать в этом процессе. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник должен хорошо овладеть как научными, так и практическими основами диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного обоснования не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.
Основой применения любой диагностической технологии является знание теории, па которую она опирается. Без этого специалист может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапии и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.
К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них. Интервьюявляется самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.
Анкетированиепредназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации с помощью анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
Обработка и анализинформации включают в себя: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.
Сравнениеявляется неотъемлемой частью диагностики па всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив,в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.
Метод "дерева целей"исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.
В последнее время чаще стали использовать такие методы социальной диагностики, как:
• зондажно-информационное обследование социума, сбор сведений о составе домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т.д.;
• социально-исторические обследования, т.е. изучение истории заселения и освоения данной территории, как складывался, изменялся состав местного населения, чем занимались, каким традициям следовали местные жители, чем вызывалась и как происходила здесь смена населения;
• информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т.д.;
• социальное картографирование, т.е. определение показателей, характеризующих социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п.
ОТВЕТ №28.ДИАГНОСТИКА КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностика(греч. diagnostikos — способный распознавать)— способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Cоциальная диагностика— процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние (1, с.48). Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем используют полученные результаты при разработке программ социальной помощи, выборе приоритетов. Социальная диагностика дает возможность получать достоверные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям. Цели социальной диагностики: - установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде; - прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты; - выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи. Этапы социальной диагностики: 1) предварительное ознакомление с объектом, предполагающее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; 2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; 3) специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; 4) построение выводов, заключение по диагнозу. Результаты диагностики не жестки и предоставляют простор для авторской интерпретации. Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными учреждениями и службами конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности (3, с. 28). В.И.Вернадский советовал при диагностике придерживаться определенных правил, актуальных и в социальной диагностике. Вот некоторые из них: - проводить детальный анализ; - видеть за частным общее; - не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; - собирать как можно больше сведений о предмете исследования; - не избегать вопроса «почему?»; - не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные (1, с.49). В социальной диагностике необходимо учитывать социальные (внешние) и биологические (внутренние) факторы. Задача социального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций. Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального работника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально-этических принципов. Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследование, не имеет права искажать действительность в чьих-либо интересах. Принцип причинной обусловленностипозволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования. Принцип конфиденциальности — неразглашение результатов социального диагноза клиента без его согласия на это, или родителей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок). Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследованию. Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными. Принцип эффективности. Социальный работник по итогам анализа не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемого результата. В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. Для практической деятельности социальных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы. К первой группе методов относятся интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки, обследование и др. Наблюдение— наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления поведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: - определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; - результаты обязательно фиксируются; - полученные данные обрабатываются. Эффективное наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны социальных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе; они позволяют судить о чувствах, мыслях, намерениях клиента. Отсутствие реакции может означать, что собеседник чего-то не понял или не согласен со сказанным. Беседа — вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. В беседе можно узнать такую информацию, какую другими способами не получить. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но это очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было ясным при наблюдении или использовании иных методов. Чтобы повысить надежность результатов беседы и устранить неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры: -выстраивание четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; - обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; - варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме; - умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование,перенесенное из социологии. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Социальному работнику важно уметь располагать к себе собеседника, вызывать его доверие и добиваться искренности в ответах. Г.Ф. Нестерова и И.В. Астер полагают необходимым учитывать сензитивность тематики беседы. Сензитивная тема - это тема, представляющая для респондента серьезную потенциальную угрозу, которой он стремится избежать и поэтому старается не затрагивать в беседе. В силу того, что для объектов социальной работы их реальные проблемы как раз и являются причиной сензитивности, специалист должен соблюдать ряд дополнительных правил, позволяющих в определенной мере снизить степень остроты конкретной темы (2, с. 66). Правила ведения беседы с учетом сензитивности тематики: 1. Представить возможную сензитивную тему так, как будто это нечто очевидное, и рассуждать о принципиальной частоте интересующей деятельности, либо о степени ее активности, а не о том, имеет ли она место вообще в поведении респондентов. 2. При открытом характере интервью, обычном в макросоциальной работе, представить аналитическую или исследовательскую работу как повсеместную практику, а сензитивную тему - как действия, свойственные всем исследованным объектам. 3. В качестве одного из возможных вариантов ведения беседы придать видимость случайности интересующей деятельности, показать, что ее обсуждение не важно, и вы о ней упоминаете мимоходом. 4. Сослаться на авторитетный источник для оправдания проблемной деятельности. Правила повышения искренности ответов на задаваемые вопросы: 1. Задавать длинные вопросы. Чем опаснее тема, тем длиннее должен быть вопрос. Он может содержать как рассуждения на общие темы, так и примеры деятельности отдельных категорий населения и этим напоминать размышления вслух. Длинные вопросы: - дают ключи для активизации памяти, в том числе и через примеры; - помогают респонденту освоиться с угрожающей ситуацией, - ответ на длинный вопрос более гибок и неопределенен, чем на короткий; - снижают возможность и уровень недоотвечания о каких-либо событиях; - реабилитируют сензитивные темы, поскольку респондент, выслушивая, как долго кто-то другой говорит на данную тему, приходит к выводу, что можно об этом высказать свое мнение. 2. Использовать знакомые респондентам слова, - попросить их сообщить термин, которым они характеризуют определенную деятельность или состояние и дальше употреблять это слово. 3. Расположить вопросы в определенном порядке. Примеры возможных вариантов: - замаскировать сензитивную тему, в более широком контексте, например тему о питейной культуре поместить в беседу о медицине; - снизить сензитивность темы представив ее в историческом плане, затем в плане прошлого опыта респондентов, после чего переходить к настоящему опыту, поскольку человеку проще рассказывать о настоящем, если подобное с ним ранее случалось; - менять степень сензитивности вопросов, постепенно ее повышая, либо наоборот переходя от высокосензитивных в контексте беседы на общие темы к менее сензитивным на интересующую тему. Заканчивая рассмотрение интервью сензитивных тем необходимо отметить, что этот метод в применении к практической социальной работе весьма рискован. Требуется большая осторожность при его выборе и в процессе использования во избежание необратимо негативных результатов. Анкетирование— метод сбора материала путем опроса широкого круга лиц. Основные требования к анкетам, которые используются в консультационной деятельности, следующие. Анкеты должны быть простыми (с четкими, понятными, короткими вопросами, по возможности предвидящими ответы «да» и «нет»); вопросы должны быть представлены в логическом порядке. Их целесообразно группировать для облегчения дальнейшей обработки информации. Экспертный опрос -разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — компетентные лица, имеющие глубокое знание о предмете исследования и являющиеся специалистами в одной из областей исследования. Этот вид опроса используется при оценке эффективности практической социальной работы или социальных программ. Реже этот метод применяется при создании социальных программ. Общим процессом опроса руководят подготовленные специалисты, работающие исключительно в этой области макросоциальной работы. Они организуют процедуру оценки и готовят анкеты-опросники. Сама оценка работы или ситуации включает в себя, таким образом, не только полевое исследование, но и экспертизу, - процесс получения мнения экспертов. Эксперты, как правило, работают в группе. Основными требованиями к организации их работы являются тщательный подбор участников группы, создание оптим< Наши рекомендации
|