Основные закономерности и принципы социальной работы
Социальной работе, как и другим отраслям знаний и деятельности человека, присущи определенные закономерности и принципы Закономерности как наиболее существенные, устойчивые связи, от познания которых зависит результативность социальной работы, существуют объективно, проявляются в комплексе, хотя в идеале мы их рассматриваем в относительно самостоятельной абстрактной интерпретации.
В качестве основной закономерности выделяют взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Становление социальной работы как профессии, усиление социальной направленности хозяйственной деятельности в Беларуси, совершенствование форм социальной защиты и др. подтверждает наличие и плодотворность этой закономерности. Столь же важной закономерностью следует считать взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Комплексный характер последней, включение в решение жизненно важных человеческих проблем различных служб и ведомств, естественно, «работает» на социальное развитие в целом, а не только на отдельных людей или их группы.
Выделив два уровня социальной работы (организационно‑управленческий и контактный) рассмотрим и их специфические закономерности. Для организационно-управленческих отношений в системе административных единиц или групп специалистов характерными (определяющими успех их деятельности) являются:
- зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания
- зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации кадрового корпуса органов государственного управления
- взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.
На контактном уровне выделяются следующие факторы (закономерности), определяющие успех деятельности:
- совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия
- целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента
- соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе
- соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.
Закономерности существуют объективно, независимо от того, знаем ли мы их, признаем ли. Но успехи в социальной работе будут лучшими, если эти закономерности будут познаваться и учитываться в практической деятельности.
Сформулированы также основные принципы социальной работы. Рассматривается несколько групп принципов:
- общефилософские
- социально-политические
- организационно‑деятельностные
- психолого‑педагогические, а также специфические, относящиеся только к социальной работе (основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населения)
К общефилософским принципам, лежащим в основе всех наук об обществе, относятся:
- принцип детерминизма
- принцип отражения
- принцип развития
- принцип единства сознания и деятельности
- принцип историзма
- принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды
Последующие три группы принципов являются более узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны социальной работы.
К группе социально‑политических принципов относятся принципы, указывающие на зависимость социальной работы от социальной политики. Это:
- единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы
- демократизм ее содержания и методов
- законность и справедливость деятельности социального работника
К группе организационно‑деятелъностных принципов относят:
- социально‑технологическую компетентность кадров
- принцип функциональной определенности
- принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности
- принцип контроля и проверки исполнения
Психолого‑педагогические принципы выражают требования к выбору средств воздействия на клиента. Сюда относятся такие принципы, как:
- комплексный анализ условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними
- индивидуальный поход
- целенаправленность и адресность социальной работы
К специфическим принципам социальной работы относят следующие:
- Принцип универсальности (социальная помощь оказывается всем, независимо от национальности, расы, убеждений, возраста нуждающихся).
- Принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их).
- Принцип социального реагирования (необходимость принимать меры по конкретным обстоятельствам, а не по стандартам «среднего» клиента).
- Принцип профилактической направленности (предотвращение (предупреждение) возникновения социальных проблем или отягощения уже возникших).
- Принцип клиентоцентризма (признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей).
- Принцип опоры на собственные силы (активная позиция клиента в разрешении своих проблем, консультативная роль социального работника).
- Принцип максимизации социальных ресурсов (поиск путей увеличения объемов и форм социальной помощи населению).
- Принцип конфиденциальности (неразглашение информации о проблемах клиента, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, или детям).
- Принцип толерантности (признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия).
ОТВЕТ №7.ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Реализуя аналитико-диагностическую функцию,социальный педагог:
ü изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
ü выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
ü изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
ü устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
ü содействует выявлению особо одаренных школьников;
ü выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
ОТВЕТ №8.ЭТАПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
· уточнение социальной ситуации развития;
· определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);
· ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, —психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими правилами:
· соблюдать общие технологические требования:определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание и особенности социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;
· соблюдать этические нормы;
· защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;
· обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
Диагностические методики
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.
Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. При составлении анкет используются вопросы:
· о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;
· о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);
· о фактах социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);
· на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).
По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе.
Документы подразделяются:
на личные и безличные - по степени персонификации;
на официальные и неофициальные - в зависимости от статуса документального исследования
на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы) - по источнику информации
По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.
Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.
Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Существуют различные источники биографических данных: интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы. При использовании метода «социальных биографий» следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект.
Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).
Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др. Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактичной деятельности.
К основным в специальной педагогике относятся следующие этапы диагностики:
Первый этап.Выявление школьных проблем учащегося в условиях обычного педагогического процесса в сопоставлении с основной массой одноклассников и их формулировка в целях последующего хода исследования. Результаты наблюдений излагаются в педагогической характеристике, которую составляет учитель или группа педагогов.
Второй этап.Сбор анамнестических данных, отражающих обстоятельства предшествующей жизни ребенка и факты, их подтверждающие (особенности здоровья и характера родителей, течения беременности и родов у матери, перенесенные болезни и их тяжесть, динамика психомоторного развития ребенка, особенности микросоциальной среды и т.п.). На этом этапе большое значение имеет знакомство с результатами диагностики раннего развития ребенка.
Характер работы с ребенком, имеющим те или иные отклонения и в связи с ними проблемы в сфере его социально-педагогического развития, воспитания и обучения, определяется результатами диагностики. При этом особое значение имеет ранняя диагностика, позволяющая как можно раньше выявить характер отклонения, его глубину, возможности ребенка и приступить к его индивидуальному, индивидуально-коррекционному развитию. Чем младше ребенок, тем больший потенциал и большие перспективы в развитии он имеет.
Основная цель ранней диагностики заключается в том, чтобы обеспечить наиболее полную и целесообразную помощь ребенку на самом активном этапе его социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития. Ранняя диагностика позволяет выявить индивидуальные возможности ребенка с особыми образовательными потребностями для обеспечения их наиболее полного раскрытия, развития. Исключительно важной целью ранней диагностики является обеспечение наиболее целесообразногоазвития ребенка, недопущение возникновения вторичных дефектов у детей с нарушением развития.
Ранняя диагностика позволяет:
1. Определить характер и особенности "первичного нарушения" (отклонения) у ребенка. Речь идет об изначальном нарушении, которое имеет место у ребенка па момент диагностики. Первичным называют нарушение, которое характерно для ребенка до влияния па него других факторов (лечение, воспитание, их отсутствие, либо неправильная организация). Вследствие различных негативных для ребенка факторов имеющиеся отклонения могут усиливаться, а также могут сформироваться новые, обостряя влияние имевшихся ранее.
2. Предупреждать возникновение "вторичных нарушений". Вторичные – это вновь возникшие (сформировавшиеся) отклонения (нарушения), возникающие либо как следствие первичного дефекта, либо вследствие неудач медицинской практики, либо в результате ошибок в процессе обучения и воспитания, неправильных взаимоотношений в семье, сдерживающих или негативно сказывающихся па развитии ребенка. Если семье удастся создать оптимальные условия для ребенка с особыми образовательными потребностями, обеспечивать его направленное и целесообразное развитие и воспитание, то это исключит дополнительные, вредные для него воздействия, в значительной степени предопределит возникновение негативных последствий. "Вторичные нарушения" имеют место вследствие неучета (недостаточного учета) в работе с ребенком первичного отклонения.
3. Как можно раньше определить возможности ребенка в социальном развитии, воспитании и приступить к его индивидуальному, индивидуально-коррекционному развитию.
4. Определять перспективы в развитии ребенка и возможности добиться их в существующих условиях среды. В настоящее время, например, создана система раннего выявления нарушений слуха. Это возможно уже в первые месяцы жизни ребенка.
Дети, в зависимости от характера и глубины отклонений подразделяются на определенные группы, среди которых можно выделить следующие:
1. Дети, чье развитие существенно нарушено. Эта категория детей обычно сразу попадает в поле зрения специалиста. Потребности в создании для таких детей системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Дети в данном случае нуждаются в индивидуальном, индивидуально-коррекционном развитии и воспитании.
2. Дети, отклонения в развитии которых на ранних этапах не всегда выражены, достаточно проявляются и диагностируются. Своевременная диагностика детей данной группы представляет определенную трудность не только для родителей, по и для специалистов. В первые месяцы, годы развития ребенка вполне может быть затруднено понимание того, что он нуждается в помощи. Вот почему столь важно производить регулярное обследование детей с первых дней их жизни, а тем более при появлении каких-либо симптомов, указывающих на возможные отклонения. Это позволит родителям своевременно обратиться за квалифицированной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития. После выявления отклонений у детей определяются задачи по стимулированию развития, коррекции развития, перевоспитанию, коррекции воспитания.
3. Дети, отклонения в развитии у которых появились с возрастом вследствие каких-либо причин (травм, болезни, стихийных бедствий и т.д.). В работе с такими детьми речь идет о комплексной реабилитационной работе, стимулировании направленного развития.
Наиболее важным в процессе диагностики является выяснение уровня развития ребенка в соответствии с его возрастом, особенностями ближайшего окружения, кругом общения, интересами и желаниями. Диагноз в нарушении развития ребенка, прежде всего медицинский, устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами специалистами.
Чаще всего отклонения носят сложный характер и требуют комплексной диагностики. С этой целью проводится комплексное обследование (комплексная диагностика) ребенка с особыми образовательными потребностями. Комплексная диагностика предусматривает участие в ней группы специалистов разного профессионального назначения. В процессе комплексной диагностики используются клиническая медицинская, а также функциональная, иммунологическая, психолого-педагогическая и социальная диагностика ребенка и его семьи. Благодаря комплексности диагностики выясняются необходимые для последующей работы специалиста особенности уровня развития ребенка, заболевания, нарушений организма. Особое место при этом принадлежит психодиагностике, позволяющей выявить особенности психического развития ребенка.
Одним из основных направлений психодиагностики является нейропсихологическая диагностика, под которой понимается выявление уровня сохранности психологических способностей и задатков, механизмов психологических функций, позволяющего при определенных условиях стимулировать развитие, компенсировать или восстановить психологические нарушения.
Диагностика направлена на выявление особенностей эмоциональной (своеобразие развития чувств, эмоций и их проявления), волевой (степень самоактивности, особенности поведения), познавательной (степень обучаемости, отношение к обучению, дефекты речи, особенности восприятия, памяти, мышления и т.п.) сфер. Диагностируются социальные возможности среды жизнедеятельности, в которых происходит развитие и воспитание ребенка: домашняя обстановка, сведения о родителях, круг общения, условия воспитания и др.
Так как диагностика ребенка с особыми образовательными потребностями требует комплексности, то ее можно обеспечить только в специализированном центре. В нашей стране такие центры называются реабилитационными или медико-психолого-социальными. Первичная диагностика в реабилитационном центре осуществляется по специальным методикам в зависимости от медико-психологических проявлений ребенка. В ходе данной диагностики врач- психиатр, дефектолог и психолог на комиссии изучают всю исходную документацию: направление (если оно имеется), характеристику ребенка (если она есть), амбулаторную карту, а также желательно тетради и рисунки (если они есть), а если их нет, ребенку предлагают что-то писать, рисовать. Диагностика предусматривает также беседы с матерью (родителями).
На диагностическом этапе врач реабилитационного или медико-психолого-социального центра определяет характер и степень выраженности нарушений, характер ограничений жизнедеятельности больного, особенности болезни, ее тяжесть в соответствии с международной номенклатурой нарушений, а также позитивный потенциал, на который можно рассчитывать в процессе индивидуального развития ребенка.
Таким образом, на диагностическом этапе выявляется комплекс сведений об индивидуальных особенностях ребенка, необходимых для составления индивидуальной диагностической карты, на основе которой разрабатывается программа индивидуально-коррекционного развития, воспитания ребенка.
Индивидуальная диагностическая карта ребенка включает совокупность сведений о нем, к которым в первую очередь относятся сведения первого класса:
– нарушения в развитии психических функций (восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика и т.д.);
– неврозоподобные или психопатоподобные патологические нарушения;
– расстройства эмоционально-мотивационной среды (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность и т.п.);
– общие нарушения интеллектуального, психического развития (умственная отсталость, задержка умственного развития);
– неадекватное отношение к заболеванию, физическому (внешнему) дефекту, обусловливающее нарушения в поведении.
Ко второму классу сведений о ребенке относятся тс особенности психологического развития ребенка, которые не являются патопсихологическими, но, тем не менее, могут существенно затруднять возможность его социального развития и интеграции в среде. В их число входят:
– недостаточное усвоение навыков общения, низкий уровень коммуникативной активности;
– неадекватность уровня притязаний, самооценки, критики;
– узость круга интересов, недостаточность социальной опосредованности ценностных ориентаций;
– чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.
К третьему классу сведений об индивидуальности ребенка следует отнести условия социальной среды, внутрисемейных отношений, непосредственным образом влияющих на особенности его психического развития и воспитания. Это:
– дисгармония во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах "ребенок – мать", "ребенок – отец" в частности;
– различного рода нервно-психические расстройства, выявляемые у родителей;
– асоциальное поведение членов семьи;
– нерациональность доминирующих форм совместного воспитания (типичным здесь является гиперопека);
– нерациональность отношения родителей к различным индивидуально-коррекционным (реабилитационным) мероприятиям, неадекватность их оценки жизненных перспектив.
В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития ставятся на диспансерный учет у детского невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и прочих узких специалистов. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист – не просто сторонние наблюдатели, а непосредственные кураторы, ведущие маленького пациента, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания или с проявлением каких-либо отклонений. Факт отклонения фиксируется врачом-специалистом как болезнь. На приеме у такого врача ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб родителей сделать заключение о характере развития болезни, особенностях ее протекания. Полученная информация по результатам каждой диагностической или консультационной встречи с ребенком и его родителями обязательно заносится в "Карту индивидуального развития ребенка". Такая информация помогает лучше понять проявление индивидуальных возможностей ребенка в процессе диагностики, определять динамику его развития, действенность предшествующих рекомендаций специалиста. Со временем достигается наибольшая оптимизация рекомендаций по индивидуальной работе с ребенком.
На основе первичной диагностики и постановки на диспансерный учет специалист дает родителям рекомендации по уходу за ребенком и его воспитанию. Данные рекомендации касаются особенностей режима сна, питания, посещения детского дошкольного учреждения, школы, места летнего отдыха и со временем уточняются в ходе роста, развития и проявления ребенка. Одновременно даются рекомендации по индивидуальному, индивидуально-коррекционному развитию ребенка, активизации его направленной деятельности.
В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Однако это вовсе не означает, что родителям отводится роль пассивного слушателя, ведь никто не знает ребенка лучше, чем самые близкие ему люди, никто нс любит его так сильно. В связи с этим наблюдения за ребенком в процессе повседневного общения в домашней обстановке могут дать очень ценную информацию для врача.
Чтобы знать, когда и с каким специалистом следует взаимодействовать, семье необходимо точно представлять особенности развития ребенка. Маленькие дети развиваются очень быстро. Каждый день можно отмечать что- нибудь новое в поведении ребенка, поэтому родителям советуют внимательно наблюдать за его развитием и сообщать врачу обо всех изменениях. Некоторые родители, воспитанные в многодетных семьях и имевшие возможность наблюдать развитие младших братьев или сестер, способны сопоставлять, сравнивать. Однако таких примеров сравнительно мало. Большинство семей имеют одного или двоих детей. В этом случае следует обратиться к специальной литературе, поскольку это оптимальный способ лучше понять особенности индивидуального развития типичного ребенка. При знакомстве с литературой, да и вообще при изучении особенностей развития ребенка у родителей возникают вопросы. В этом случае следует обращаться к педиатру, который подскажет, как именно проходит динамика развития ребенка в данном возрасте, посоветует, как лучше наблюдать его, и ответит на другие волнующие родителя вопросы. Такие знания предваряют направленность внимания родителей и подготавливают к восприятию каждого последующего шага в развитии малыша.
Именно специалист может помочь родителям лучше понять особенности ребенка, своевременно увидеть проявляемые отклонения, трудности в развитии и преимущества, что в свою очередь позволит на ранних этапах определять, какая помощь и каких специалистов понадобится ребенку и родителям для более полной диагностики, в соответствии с которой в последующем можно установить характер консультационно-практической помощи.
Остановимся на особенностях развития ребенка в течение первого года его жизни. Это, пожалуй, самый сложный период для семьи, когда родители особенно остро ощущают потребность в помощи специалистов. Кроме того, это наиболее ответственный год. Внимательный анализ получаемых данных в ходе наблюдения за ребенком помогает выявить возможные нарушения на максимально ранней стадии развития. Такой подход увеличивает вероятность преодоления аномалий посредством коррекции развития, стимулирования направленного развития, компенсаторного развития или компенсации недостатков в будущем.
Для родителей наиболее действенная информация о ребенке вытекает из его повседневного проявления. С этой целью необходимо обратить внимание на следующие стороны развития ребенка:
– общая моторика (навыки владения своим телом);
– тонкая моторика и зрительно-двигательная координация (навыки владения мелкими мышцами руки и способность осуществлять координированные движения глаз и рук);
– развитие языка и речи (навыки их понимания и использования);
– познавательное (умственное) развитие;
– навыки самообслуживания;
– социальные навыки (навыки общения).
Ребенок развивается в определенной логике. Для него в каждый период возраста характерны свои уровни и их типичные проявления, по которым оценивают уровень развития той или иной функции, качества, свойства психики ребенка, его предрасположенности к развитию вообще. Специалисты могут с определенной полнотой охарактеризовать типичные проявления нормального детского развития и, опираясь на эти данные, с достаточной уверенностью свидетельствовать о проявлении отклонения в развитии ребенка. В связи с этим знание характера и особенности типичного развития ребенка на каждом этапе его возраста необходимо специалисту. Однако такое знание нужно и родителю (естественно, не в таком объеме, в каком это нужно специалисту), поскольку он больше времени проводит со своим ребенком и всякое отклонение может выявить или заметить в самом раннем возрасте, что побудит его быстрее обратиться к специалисту.
Третий этап. Соматоневрологическое исследование школьника с учетом данных педагогической характеристики и анамнестических сведений; использование заключений различных специалистов (окулиста, невропатолога, отоларинголога), материалов дополнительных исследований (электроэнцефалограммы, рентгенографии черепа и т.п.).
Четвертый этап. Оценка психического состояния ребенка в процессе бесед со специалистом, учитывающим при этом все уже имеющиеся источники информации о ребенке, определение его личностных особенностей, выявление дополнительных данных из диалога с учителем, родителями, самим школьником.
Пятый этап. Специальное психологическое исследование, уточняющее структуру и степень выраженности нарушений психических функций, а также наличие компенсаторных и других проявлений с использованием пато- и нейропсихологических методик, опирающееся на предварительно полученную информацию о проблемах школьника, отраженных в протоколе.
Шестой этап. Дефектологическое исследование речи, моторики и т.д.
Седьмой этап. Интегрированное диагностическое заключение, определяющее конкретную программу медико- психолого-педагогической помощи обследованному школьнику, советы-рекомендации родителям.
Восьмой этап. Практическая проверка обоснованности коррекционно-педагогической программы и соответствующих рекомендаций в условиях учебно-воспита