Как узнать их ожидания от детского объединения

«Свеча»

Участники игры садятся в круг вокруг свечи (костра). Ведущий (педагог- организатор, лидер детского объединения) берет в руки какой- нибудь предмет ( цветок, ветку, значок) и говорит: «Разрешите представиться, меня зовут … Я очень хочу, чтобы наше объединение было для вас очень интересным и увлекательным и очень хочу, чтобы вы вспомнили, про что вы думали, направляясь в организацию (отряд, объединение), и каким хотели бы видеть свой отряд. Я ожидал(а), что в моем отряде будут ( и далее лидер говорит, каким он хотел видеть свой отряд). После этого он приглашает к разговору всех по кругу, при этом передается предмет. Лидер задает тон, ритм разговора, содержание, направляет и регулирует течение игры. После того, как скажут все, можно обсудить, поговорить о возможностях реализации их ожиданий.

Сплочение отряда

« Разнобой»

Это соревнование- экспромт на знание какого- либо вопроса, явления, проблемы (кино, политика, экология, сказки). Отряд делится на команды различными способами: например, педагог-организатор сам выбирает 3 человека, они выбирают еще по одному и т. д. Ребята сами отбирают тему, защищают ее публично, голосуют за выбор. Затем в группах же обсуждают количество и характер вопросов или заданий, критерии их оценки, форму поощрения победителей. Группа, придумав свои вопросы или творческие задания, подготовив ответы, «выдает» их соперникам. Оценивать желательно нейтральным людям. Эта форма не требует подготовки, её можно проводить в любое время дня, вопросы, как правило, те, которые быстро приходят в голову и не требуют энциклопедических знаний. Ребята привыкают работать в группе, привыкают друг к другу.

Как узнать их таланты и способности

Эстафета-«Ромашка»

Это игра- обозрение, участники которой придумывают друг для друга веселые задачи на импровизацию и по очереди их выполняют. Например, по 2 задания от каждой команды (в зависимости, сколько лепестков у ромашки). Задания может заготовить и воспитатель. Деление на команды может быть по выбранному цвету и желательно иметь название команды и девиз. Заранее готовятся жетоны разного цвета равного количества, а также большой цветок ромашки с приклеенными лепестками, на обратной стороне которых пишутся задания. Лепестки отрываются по очереди. На выполнение задания дается 10-20 минут, после чего все смотрят импровизацию. Это эстафета способностей, таланта, юмора, поэтому желательно в баллах не оценивать. Возможными заданиями могут быть: Конкурс пантомим на известные пословицы «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»; Сделать шляпу из необычного материала, необычного фасона; Составить детективный рассказ, воспользовавшись только названиями кинофильмов; На мелодию одной песни спеть хором ( или сольно) другую (или спеть азбуку на мотив…); Нарисовать веселый плакат о значении жвачки для развития челюстей или придумать дорожный знак для «зайцев»; Инсценировать песню; Буриме и т. д.

Как узнать лидера

«Лидер»

Для проведения этой игры ребятам предлагается взять веревку и связать концы. Длина веревки зависит от участников. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Воспитатель дает задание: закрыть глаза и, не открывая их и не выпуская из рук веревку, построить треугольник. Разговаривать разрешается. Задача может быть усложнена: построить шестиугольник, квадрат. Необходимо наблюдать, кто из участников возьмет на себя роль лидера, как скоро, сколько лидеров проявилось.

Вариант: молча, не говоря ни слова (без веревки и с открытыми глазами). Построить треугольник внутри круга.

«Башня»

Ведущий дает командам одинаковое количество бумаги, скотча, маркеров, ножниц, линеек. Задание: построить саму высокую, самую красивую, самую устойчивую башню. Время- 30-40 минут. Наблюдать необходимо за групповой динамикой, лидерством и принятием лидера. Затем группа должна командно защитить свой творческий макет. После этого педагог-организатор проводит рефлексию: что ощущали ребята в групповой работе, как они определили, кому подчиняться при выполнении задания. Нравились ли им действия лидера? Что импонировало, что наоборот? и т. д. Завершить можно обсуждением лидерских качеств вообще, вызывающих положительные эмоции и желание творить в команде.

Как спланировать работу

«Дом»

На листе бумаге рисуется дом. Каждому члену группы дается клейкая бумага, на которой ему необходимо предложить интересное отрядное дело, Заполненные листочки крепятся внутри дома. Затем обсуждается весь набор предложений.

Игра по станциям.

Это целенаправленное движение команд по маршрутам, обозначенным в маршрутных листах. В маршрутном листе четко определен порядок прохождения станций, ведущий на станции фиксирует время прохождения станции в маршрутном листе и балл за сплоченность. В качестве критериев выдвигаются согласованность группы, быстрота, (множество предложений можно не включать в критерии, так как при планировании важно не количество, а качество). После выполнения заданий и прохождения всех станций команда собирается в месте, где был дан старт, где подводятся итоги. Важно придумать станции, необходимые для включения ребят в процесс планирования. При этом следует учитывать и творческие задания, так как однообразная деятельность на станциях утомляет и снижает эмоциональный накал игры. Примерные станции: «Мишень»: Дается перечень интересных дел, из которых нужно выбрать только 3, но с которыми согласится вся группа и доказать, что вычеркнутые дела действительно не нужны в отряде; «Болото»: на полу лежат листы бумаги (кочки). Для того, чтобы пройти болото, каждый член команды вписывает в каждый лист свое предложение в план отряда. «Талант»: команда должна продемонстрировать, что она способна сделать жизнь отряда интересной и отстаивать честь отряда на общих мероприятиях. «Эмблема»: каждая команда придумывает эмблему отряда. «Десант»: назвать объекты труда в отряде и социуме, которые команда выполнит в течение смены.

Наши рекомендации