Работа с глиной и пластилином с применением инструментов

Практические работы

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

Технические сведения.Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

Работа с бумагой (аппликации)

Практические работы

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Приемы работы.Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

Четвертая четверть.

Работа с бумагой (аппликация)

Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

Технические сведения.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

Приемы работы.Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

Работа с природными материалами (многодетальные изделия)

Практические работы

Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.

Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).

Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).

Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.

Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

Технические сведения.Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

Приемы работы.

Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.

Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

Работа с нитками

Практические работы

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги. Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

Технические сведения.Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Приемы работы.Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

Умения

Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).

Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Учебно-тематический план

№ п.п Наименование разделов и тем программы Количество часов
1. Работа с пластилином
2. Работа с природным материалом
3. Работа с бумагой
4. Работа с нитками
Итого

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "РУЧНОЙ ТРУД" 1 класс (1 вариант)

Тема урока Кол-во часов Содержание БУД Область развития жизненных компетенций Дата
План факт
I четверть    
I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
1. Здравствуй, школа! Беседа о школе. Беседа о труде и профессии. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. 1.09  
2. Лепка «Лесенка».   Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. входить и выходить из учебного помещения со звонком   Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. 7.09  
3. Лепка «Забор».   Овладение навыками работы с пластилином. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту 8.09  
4. Лепка «Домик».     самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей 14.09  
5. Лепка «Ёлка». Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления.   15.09  
6. Лепка «Самолет».     использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем   21.09  
7. Лепка по образцу «Бусы».   Лепка предметов шаровидной формы   самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей 22.09  
8. Лепка по образцу «Ягоды». Лепка предметов шаровидной формы   ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.   28.09  
9. Лепка по образцу «Мяч». Лепка предметов шаровидной формы   адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) 29.09  
10. Лепка по образцу «Кукла-неваляшка». Изготовление игрушки из двух шаров различной величины. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) 5.10  
11. Лепка по образцу овощей и фруктов. Предметы, имеющие форму шара: яблоко, помидор, апельсин. работать с учебными принадлежностями 6.10  
12. Лепка по образцу овощей и фруктов. Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Уметь составлять композицию на тарелке.   12.10  
II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
13. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др.   работать с учебными принадлежностями   Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев. 13.10  
14. Аппликация «Лист большой, лист маленький». Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.   принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе   Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев.   19.10  
15. Аппликация «Ваза с цветами». Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги. обращаться за помощью и принимать помощь   Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые композиции из листьев и цветов. 20.10  
16. Аппликация «Отлет птиц». Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей 26.10  
III. РАБОТА С БУМАГОЙ
17. Изготовление записной книжечки. Выполнение изделий из бумаги.   активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям.   27.10  
18. Наборная линейка по образцу Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. 2.11  
19. «Летающая птица». Изготовление изделия по образцу. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения   3.11  
  II четверть          
20. «Шапочка-пилотка». Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги.   самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей 16.11  
21. «Стаканчик для семян». Технология изготовления изделия из бумаги. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов 17.11  
22. «Волшебные ножницы». Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале     23.11  
23. Изготовление дидактического материала по математике.   работать с учебными принадлежностями   Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям. 24.11  
IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
24. Лепка по образцу: морковка, перец, груша. Изготовление изделий овальной формы.   принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.   30.11  
25. Лепка «Грибы». Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара. обращаться за помощью и принимать помощь 1.12  
26. Лепка по образцу «Цифры и буквы». самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей 7.12  
27. Лепка «Ёжик». Использовать дополнительный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников 8.12  
28. Лепка «Цветок». работать с учебными принадлежностями 14.12  
29. Лепка «Бабочка».   принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе   15.12  
30. Изготовление по образцу «Рыбка». Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать деталей, соблюдать пропорции и размеров 21.12  
31. Изготовление по образцу «Рыбка». работать с учебными принадлежностями 22.12  
32. Изготовление по образцу «Мышка». Поделка из шишки (хвост из мочалки или проволоки). принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Уметь скатывать и раскатывать, расплющивать куски пластилина. 28.12  
33. Изготовление по образцу «Пирамидка». Ознакомление с натуральными объектами; сочетание цветов пластилина и природного материала. наблюдать; изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).   Уметь соединять детали приемом примазывания.   29.12  
  III четверть        
34. Лепка «Утенок». работать с учебными принадлежностями 11.01  
V. РАБОТА С БУМАГОЙ
35. Ёлочные гирлянды (цепочка). Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Уметь пользоваться ножницами и клеем.   12.01  
36. Гирлянда «Змейка». Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. обращаться за помощью и принимать помощь Уметь пользоваться ножницами, клеем; сочетать цвета бумаги. Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натуральным объектом. 18.01  
37. Аппликация «Флажки». Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям. наблюдать;   19.01  
38. Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам. работать с учебными принадлежностями   Знать правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Уметь симметрично вырезывать детали. 25.01  
39. Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам Рельефы букв и цифр на подкладной доске.   принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе 26.01  
40. Лепка по образцу рельефов букв и цифр. Технология изготовления фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя. обращаться за помощью и принимать помощь   Знать вид лепки: на плоскости (рельеф). Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске. 1.02  
41. Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. Поделка из шишки ели, пластилина и веточек.   самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Знать вид лепки круглая (скульптура). Уметь лепить двумя способами: из целого куска и присоединение отдельных деталей. 2.02  
42. Изготовление по образцу «Птичка». Изготовление по образцу из скорлупы грецкого ореха, ракушек, сосновой коры. наблюдать; работать с информацией   Знать свойства материалов, используемые для работы. 8.02  
43. Изготовление по образцу «Кораблик». Отработка навыков пользования инструментами, использование подручных материалов. работать с учебными принадлежностями   Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. 9.02  
44. Изготовление по образцу «Сова».   принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе     22.02  
VII. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)
45. Аппликация «Снеговик». Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. наблюдать; работать с информацией   Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. 1.03  
46. Аппликация «Домик». делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале 2.03  
47. Аппликация «Орнамент в полосе». работать с учебными принадлежностями   9.03  
48. Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе   Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. 15.03  
49. Композиция «Лодочка, пирамидка, фрукты, овощи».     обращаться за помощью и принимать помощь   16.03  
VIII. РАБОТА С НИТКАМИ
50. Знакомство со свойствами ниток. Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. работать с учебными принадлежностями Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. 22.03  
51. Витье шнура из толстых цветных ниток. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе 23.03  
  IV четверть        
52. Изготовление кисточки. обращаться за помощью и принимать помощь 5.04  
IX. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ).
53. Лепка на тему русской народной сказки «Репка». Коллективная работа по образцу и представлению. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. 6.04  
54. Лепка. На тему русской народной сказки «Колобок». Коллективная работа по образцу и представлению. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников 12.04  
55. Лепка по образцу «Снегурочка в лесу" Отработка навыка лепки фигуры человека. работать с учебными принадлежностями 13.04
56. Лепка по образцу «За грибами». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе 19.04  
X. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)
57. Аппликация «Растительный орнамент в полосе». Составление геометрического и растительного орнамента. обращаться за помощью и принимать помощь   Знать правила составления орнамента. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их. 20.04  
XI. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)
58. Практическая работа с нитками и иголкой. Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам. 26.04  
59. Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник».   Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».   работать с учебными принадлежностями   3.05 4.05  
60. Вышивание по готовым проколам «Овощи». Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе   Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. 10.05 11.05  
61. Вышивание по готовым проколам «Фрукты». обращаться за помощью и принимать помощь   17.05 18.05  
62. Вышивание по рисунку, составленному учителем. наблюдать; работать с информацией   24.05 25.05  

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебные пособия:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011

2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Просвещение, СПб. 2010

3. Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2. М., Просвещение, 2011 г.

4. Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М: «Просвещение» 2007 г.

5. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва – 2004 г.

Учебный материал:

 индивидуальное рабочее место;

 простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, коробочки для мелочи;

 материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций), картон (обычный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин, фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей-карандаш.

Наши рекомендации