Работа с глиной и пластилином с применением инструментов
Практические работы
Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
Технические сведения.Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.
Работа с бумагой (аппликации)
Практические работы
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
Приемы работы.Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
Четвертая четверть.
Работа с бумагой (аппликация)
Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.
Технические сведения.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.
Приемы работы.Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.
Работа с природными материалами (многодетальные изделия)
Практические работы
Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.
Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.
Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).
Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).
Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.
Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
Технические сведения.Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.
Приемы работы.
Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.
Работа с нитками
Практические работы
Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги. Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.
Технические сведения.Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
Приемы работы.Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.
Умения
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
1. | Работа с пластилином | |
2. | Работа с природным материалом | |
3. | Работа с бумагой | |
4. | Работа с нитками | |
Итого |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "РУЧНОЙ ТРУД" 1 класс (1 вариант)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | БУД | Область развития жизненных компетенций | Дата | |
План | факт | ||||||
I четверть | |||||||
I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ | |||||||
1. | Здравствуй, школа! | Беседа о школе. Беседа о труде и профессии. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. | 1.09 | ||
2. | Лепка «Лесенка». | Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. | входить и выходить из учебного помещения со звонком | Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. | 7.09 | ||
3. | Лепка «Забор». | Овладение навыками работы с пластилином. | слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | 8.09 | |||
4. | Лепка «Домик». | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | 14.09 | ||||
5. | Лепка «Ёлка». | Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления. | 15.09 | ||
6. | Лепка «Самолет». | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | 21.09 | ||||
7. | Лепка по образцу «Бусы». | Лепка предметов шаровидной формы | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | 22.09 | |||
8. | Лепка по образцу «Ягоды». | Лепка предметов шаровидной формы | ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. | 28.09 | ||
9. | Лепка по образцу «Мяч». | Лепка предметов шаровидной формы | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | 29.09 | |||
10. | Лепка по образцу «Кукла-неваляшка». | Изготовление игрушки из двух шаров различной величины. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) | 5.10 | |||
11. | Лепка по образцу овощей и фруктов. | Предметы, имеющие форму шара: яблоко, помидор, апельсин. | работать с учебными принадлежностями | 6.10 | |||
12. | Лепка по образцу овощей и фруктов. | Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Уметь составлять композицию на тарелке. | 12.10 | ||
II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ | |||||||
13. | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др. | работать с учебными принадлежностями | Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев. | 13.10 | ||
14. | Аппликация «Лист большой, лист маленький». | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев. | 19.10 | ||
15. | Аппликация «Ваза с цветами». | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги. | обращаться за помощью и принимать помощь | Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые композиции из листьев и цветов. | 20.10 | ||
16. | Аппликация «Отлет птиц». | Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | 26.10 | |||
III. РАБОТА С БУМАГОЙ | |||||||
17. | Изготовление записной книжечки. | Выполнение изделий из бумаги. | активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям. | 27.10 | ||
18. | Наборная линейка по образцу | Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами. | соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | 2.11 | ||
19. | «Летающая птица». | Изготовление изделия по образцу. | передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | 3.11 | |||
II четверть | |||||||
20. | «Шапочка-пилотка». | Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | 16.11 | |||
21. | «Стаканчик для семян». | Технология изготовления изделия из бумаги. | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | 17.11 | |||
22. | «Волшебные ножницы». | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | 23.11 | |||
23. | Изготовление дидактического материала по математике. | работать с учебными принадлежностями | Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям. | 24.11 | |||
IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ | |||||||
24. | Лепка по образцу: морковка, перец, груша. | Изготовление изделий овальной формы. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | 30.11 | ||
25. | Лепка «Грибы». | Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара. | обращаться за помощью и принимать помощь | 1.12 | |||
26. | Лепка по образцу «Цифры и буквы». | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | 7.12 | ||||
27. | Лепка «Ёжик». | Использовать дополнительный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха. | активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | 8.12 | |||
28. | Лепка «Цветок». | работать с учебными принадлежностями | 14.12 | ||||
29. | Лепка «Бабочка». | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | 15.12 | ||||
30. | Изготовление по образцу «Рыбка». | Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать деталей, соблюдать пропорции и размеров | 21.12 | ||
31. | Изготовление по образцу «Рыбка». | работать с учебными принадлежностями | 22.12 | ||||
32. | Изготовление по образцу «Мышка». | Поделка из шишки (хвост из мочалки или проволоки). | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Уметь скатывать и раскатывать, расплющивать куски пластилина. | 28.12 | ||
33. | Изготовление по образцу «Пирамидка». | Ознакомление с натуральными объектами; сочетание цветов пластилина и природного материала. | наблюдать; изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | Уметь соединять детали приемом примазывания. | 29.12 | ||
III четверть | |||||||
34. | Лепка «Утенок». | работать с учебными принадлежностями | 11.01 | ||||
V. РАБОТА С БУМАГОЙ | |||||||
35. | Ёлочные гирлянды (цепочка). | Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Уметь пользоваться ножницами и клеем. | 12.01 | ||
36. | Гирлянда «Змейка». | Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. | обращаться за помощью и принимать помощь | Уметь пользоваться ножницами, клеем; сочетать цвета бумаги. Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натуральным объектом. | 18.01 | ||
37. | Аппликация «Флажки». | Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям. | наблюдать; | 19.01 | |||
38. | Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам. | работать с учебными принадлежностями | Знать правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Уметь симметрично вырезывать детали. | 25.01 | |||
39. | Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам | Рельефы букв и цифр на подкладной доске. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | 26.01 | |||
40. | Лепка по образцу рельефов букв и цифр. | Технология изготовления фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя. | обращаться за помощью и принимать помощь | Знать вид лепки: на плоскости (рельеф). Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске. | 1.02 | ||
41. | Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. | Поделка из шишки ели, пластилина и веточек. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Знать вид лепки круглая (скульптура). Уметь лепить двумя способами: из целого куска и присоединение отдельных деталей. | 2.02 | ||
42. | Изготовление по образцу «Птичка». | Изготовление по образцу из скорлупы грецкого ореха, ракушек, сосновой коры. | наблюдать; работать с информацией | Знать свойства материалов, используемые для работы. | 8.02 | ||
43. | Изготовление по образцу «Кораблик». | Отработка навыков пользования инструментами, использование подручных материалов. | работать с учебными принадлежностями | Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. | 9.02 | ||
44. | Изготовление по образцу «Сова». | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | 22.02 | ||||
VII. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ) | |||||||
45. | Аппликация «Снеговик». | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. | наблюдать; работать с информацией | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | 1.03 | ||
46. | Аппликация «Домик». | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | 2.03 | ||||
47. | Аппликация «Орнамент в полосе». | работать с учебными принадлежностями | 9.03 | ||||
48. | Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | 15.03 | |||
49. | Композиция «Лодочка, пирамидка, фрукты, овощи». | обращаться за помощью и принимать помощь | 16.03 | ||||
VIII. РАБОТА С НИТКАМИ | |||||||
50. | Знакомство со свойствами ниток. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | работать с учебными принадлежностями | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | 22.03 | ||
51. | Витье шнура из толстых цветных ниток. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | 23.03 | ||||
IV четверть | |||||||
52. | Изготовление кисточки. | обращаться за помощью и принимать помощь | 5.04 | ||||
IX. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ). | |||||||
53. | Лепка на тему русской народной сказки «Репка». | Коллективная работа по образцу и представлению. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | 6.04 | ||
54. | Лепка. На тему русской народной сказки «Колобок». | Коллективная работа по образцу и представлению. | активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | 12.04 | |||
55. | Лепка по образцу «Снегурочка в лесу" | Отработка навыка лепки фигуры человека. | работать с учебными принадлежностями | 13.04 | |||
56. | Лепка по образцу «За грибами». | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | 19.04 | |||
X. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ) | |||||||
57. | Аппликация «Растительный орнамент в полосе». | Составление геометрического и растительного орнамента. | обращаться за помощью и принимать помощь | Знать правила составления орнамента. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их. | 20.04 | ||
XI. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ) | |||||||
58. | Практическая работа с нитками и иголкой. | Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам. | 26.04 | ||
59. | Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник». | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». | работать с учебными принадлежностями | 3.05 4.05 | |||
60. | Вышивание по готовым проколам «Овощи». | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. | 10.05 11.05 | ||
61. | Вышивание по готовым проколам «Фрукты». | обращаться за помощью и принимать помощь | 17.05 18.05 | ||||
62. | Вышивание по рисунку, составленному учителем. | наблюдать; работать с информацией | 24.05 25.05 |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011
2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Просвещение, СПб. 2010
3. Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2. М., Просвещение, 2011 г.
4. Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М: «Просвещение» 2007 г.
5. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва – 2004 г.
Учебный материал:
индивидуальное рабочее место;
простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, коробочки для мелочи;
материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций), картон (обычный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин, фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей-карандаш.