Техника безопасности при спускоподъемных операциях
Спускоподъемные операции являются наиболее трудоемкими и их выполнение требует значительных физических усилий.
Согласно проведенному во ВНИИТБ анализу травматизма по некоторым предприятиям нефтедобывающей промышленности выявлено, что при бурении на спускоподъемные операции приходится примерно 30 -40% всех несчастных случаев.
Неправильные приемы работы, несоблюдение правил безопасности, возможность обрыва канатов при креплении и раскреплении машинных ключей, свинчивание свечей круговым ключом , нахождение рабочих в опасных зонах рабочей площадки приводит к значительному травматизму
Важным фактором, на который следует обратить внимание при спускоподъемных операциях, чтобы исключить возможность травмирования рабочих, является состояние рабочей площадки буровой
Запрещается находиться в радиусе действия подвесного бурового ключа и вблизи натяжного каната при свинчивании и развинчивании бурильных или обсадных труб.
При посадке бурового инструмента, а также колонны обсадных труб на ротор, подводе и отводе механизированных буровых ключей люди не должны находиться на роторе и в зоне действия ключей.
Запрещается проворачивать стол ротора, а также производить подъем бурового инструмента до ввода обоих штропов в проушины элеватора и их страховки шпильками или другими приспособлениями.
Запрещается подавать руками бурильные свечи с подсвечника к устью скважины и обратно. При отсутствии механизма для установки бурильных свечей на подсвечник и перемещения их к ротору указанные операции должны производиться с помощью отводного ключа.
Находящиеся на полатях крючки и другие приспособления для завода и установки свечей за палец должны привязываться пеньковым или оцинкованным канатом к элементам вышки.
По окончании спускоподъемных операций и при вынужденных остановках необходимо перекрыть главный кран воздушной линии и выпустить воздух из линии пневматического бурового ключа, а ручки управления ключом зафиксировать в нейтральном положении.
Техника безопасности при креплении скважин
С точки зрения техники безопасности крепление скважин особенно газовых является одной из самых ответственных работ. Спуск обсадных колонн с точки зрения техники безопасности характеризуется использованием тяжелого инструмента и наличием повышенных нагрузок на буровое оборудование.
Перед спуском колонны обсадных труб в скважину буровой мастер и механик должны проверить исправность всей буровой установки, талевой системы и инструмента, предназначенных для выполнения операции по спуску колонны.
Обнаруженные неисправности должны быть устранены до начала спуска обсадной колонны. Спуск в скважину обсадной колонны разрешается при наличии у бурового мастера утвержденного плана проведения этой работы.
Запрещается рабочим находиться у нижнего конца обсадной трубы, поднимаемой для навинчивания.
До начала работ по цементированию скважины около буровой установки должна быть подготовлена площадка для цементировочных агрегатов, цементосмесительных машин и другого оборудования.
Цементирование скважин должно производиться в дневное время. При вынужденном цементировании скважины в вечернее и ночное время площадка для установки агрегатов должна иметь освещенность не менее 25 лк.
Кроме того, каждый цементировочный агрегат должен иметь индивидуальное освещение.
Во время цементирования скважины запрещается ремонтировать агрегаты, цементировочную головку и трубопроводы, находящиеся под давлением.
В целях безопасности обслуживания агрегатов и возможности отъезда какого-либо из них в сторону, в случае необходимости следует соблюдать следующие расстояния:
• от устья скважины до блок-манифольда - не менее 10 м;
• от блок-манифольда до агрегатов - не менее 5 10 м;
• между цементировочными агрегатами и цементосмесительными машинами - не менее 1,5 м.