Переход к Части 2: размышления об анализе будущего

“Кто хочет прочесть будущее, должен заглянуть на страницы прошлого.

Нельзя продолжить пути в будущее, не зная цели.

Нельзя сделать этого и не зная отправной точки, откуда дороги берут начало, не исследовав территорию, по которой пройдут пути.

Размышления на эту тему в конце концов приводят к формулировкам парадигмы органического роста и развития. Как уже говорилось, первым делом необходима абсолютно точная картина существующего положения дел; кроме того, мы должны понять, как это положение изменяется, т. е. какими будут в долгосрочной, средней и ближайшей перспективе культурные, социальные, политические и экономические силы, несущие перемены, а также учесть и новейшие, пока еще едва заметные тенденции, которые с течением времени могут заставить нас внести серьезные поправки в свои действия.

Без интуитивного проникновения в суть дела, без глубокого понимания движущих сил, которые – часто скрыты от общего взора – движут миром, мировая проблематика представляется страшно запутанным лабиринтом фактов и событий, в котором не найти никакой отправной точки для будущих действий.

Действия же должны быть предупреждающими, потому что сложные системы глобального масштаба обладают такой колоссальной инерцией, что серьезные перемены занимают часто целые десятилетия.

Когда мы пытаемся понять новое явление, круг проблем или сложный динамический объект, проникнуть вглубь их механизмов, мы всегда пользуемся моделями, даже не зная об этом. Связывая друг с другом определенные мысли и идеи с помощью логических или неформальных правил, мы, собственно, и строим модель. В других случаях можно создать математическую модель, в которой количественно определенные переменные взаимодействуют друг с другом, подчиняясь математическим уравнениям и формулам, и с течением времени принимают различные числовые значения. В исследовании “Пределы роста” использовалась именно такая математическая модель.

Исследуя полное неопределенности будущее с помощью моделей любого типа, необходимо строго определить цель построения модели, должна ли она давать точные прогнозы или использоваться как инструмент, позволяющий получить представление о различных возможных вариантах будущего развития, или “всего лишь” как способ, помогающий лучше понять движущие силы, формирующие будущее. Но из-за неопределенности будущего мы не свободны в выборе цели, которой должна послужить модель. Нужно знать, что в моделях, предназначенных для анализа будущего развития, присутствуют элементы двух различных типов: с одной стороны, определенные, или заданные, элементы с другой – неопределенные. Их присутствие в модели и определяет, какой из тех описанных нами целей наиболее соответствует модель.

В моделях, помогающих нам анализировать будущее, почти всегда присутствуют оба типа элементов – и заданные, и неопределенные. Поэтому конечная цель построения моделей решительно зависит от того, какие из них относительно важнее с точки зрения исследуемых взаимосвязей.

Цель прогноза – предсказание будущего. Ясно, что это возможно, если в модели присутствуют только заданные элементы.

Цель предвидения – получить представление о неопределенных случайных обстоятельствах, которые могут повлиять на будущий ход событий наравне с заданными элементами. В таких случаях в модель вводят набор альтернативных предположений, чтобы сделать качественную или количественную оценку их возможных последствий. Здесь используется метод допущений типа “если – тогда” или “что – если”, т. е. ставится вопрос, что будет, если сделаны такие-то предположения, приняты такие-то решения или произошли такие-то события. Целью “Пределов роста” было именно такое предвидение, но критики упорно принимали работу за прогноз.

Когда цель анализа – проникновение в глубь механизмов и причин процессов, модели играют другую роль. Здесь нужно обнаружить, понять и оценить силы, движущие развитие, или ответственные за него. Такие модели не предсказывают будущего, они, скорее, указывают, в каком направлении должен идти процесс строгих, реалистичных творческих размышлений о будущем. Модель учитывает не только конкретные исторические, политические, экономические и экологические факты, но и более широкие общие понятия – религиозные верования, идеологические убеждения и предрассудки, этические ценности, моральные нормы, традиции и пр.

Если стремиться к глубокому проникновению в суть явлений (что необходимо для рационального анализа будущего), то, кроме всех известных фактов и данных, нужно мобилизовать мощные средства разума – логическое мышление и интуицию. Не следует пытаться заменить их механической компьютерной моделью, надеясь, что она автоматически предскажет, чем встретит нас будущее и как нужно действовать, чтобы повлиять на будущий ход событий.

Но когда будущее анализируют люди, принимающие политические и экономические решения, им необходимы разнообразные модели, например, средства поддержки принятия решений… Вряд ли здесь пригодится единая монолитная модель, которая, коснись она мировой проблематики, быстро разрастется, превратившись в гигантское чудовище. Чтобы принимать практические решения, люди должны иметь в своем распоряжении целую “корзину моделей”, которыми можно пользоваться по мере необходимости.Сюда могут входить вербальные и концептуальные процедуры – “база знаний”,– которые для процесса принятия решений так же важны, как количественные или логические компьютерные модели. Только такой эклектический подход поможет должным образом объяснить неопределенные и условные параметры и особенность восприятия, зависящего от умственных способностей, опыта и интуиции человека, анализирующего будущее.

В Части 2 из множества проблем глобального масштаба я выбрал те, которые, на мой взгляд, требуют немедленного решения и принятия серьезных постоянных мер. Выбирая их, я руководствовался не только значением этих проблем для будущего благосостояния человечества, но и тем, насколько успех или провал попыток справиться с ними будет зависеть от примера процветающих индустриальных стран. Хотя четыре избранных круга проблем зависят один от другого, я решил рассматривать каждый из них отдельно, пытаясь проникнуть вглубь с помощью описанных мною правил, и считаю, что результаты такого исследования удовлетворяют целям этой книги. Но, учитывая современное состояние искусства моделирования, я счел невозможными (или, по крайней мере, неразумными) попытки разработать всеобъемлющую логическую или количественную модель для какого-либо круга проблем, рассматриваемых в Части 2. Поэтому я решил исследовать их с помощью вербального подхода, строго следуя правилам построения мысленных моделей, описанных выше, используя, где можно, результаты количественных моделей. Таким образом я попытался обнаружить движущие силы, обусловившие возникновение этих проблем, и наметить необходимые действия, т. е. разработать средства поддержки принятия решений в этих областях, имея в виду тех, кто сегодня должен показывать пример в преодолении трудностей и прокладывать “дороги, ведущие в будущее”.

Я нисколько не сомневаюсь, что все эти задачи нужно решать немедленно, с настоятельной неотложностью.Ведь результаты решений, принятых сегодня теми, кто – плохо или хорошо – играет роль ведущего, обнаружатся не раньше, чем в начале XXI в. Политическим “лидерам”, преследующим свои сиюминутные интересы, не заглядывая дальше следующих выборов, больше нельзя доверять управление миром.

Часть 2. ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ В БУДУЩЕЕ

Вступление

Сам по себе органический рост – это внешнее проявление целенаправленного процесса дифференциации, в противоположность недифференцированному росту. Парадигма органического роста становится политически действенной, только когда сформулированы цели и задачи политические, социальные, экономические, экологические и пр., причем одни из них могут быть глобальными или, по крайней мере, универсальными, другие – различными для того или иного общества, и указаны пути и средства достижения этих целей. Именно по отношению к этим целям следует оценивать действия процветающих и влиятельных стран,– ведь они служат примером для развивающегося мира, для менее богатых и менее могучих промышленных стран…

Хотя давно прошли времена, когда сильные могли беспрекословно диктовать слабым и бедным, что им делать и как жить, они и теперь могут повлиять своим примером, собственными политическими действиями, образом жизни.

Итак, вторая часть этого доклада посвящена роли, которую должны сыграть в мире промышленно развитые страны в течение будущих десятилетий, и вопросам, решение которых жизненно важно для этого.

Чрезвычайное значение имеет здесь проблема сохранения мира, при непременном условии – прекращении гонки вооружений во всем мире. Следующими в повестке дня стоят отношения между Человеком и Природой, которые не должны больше строиться на насилии. Опасность деградации окружающей среды и истощения сырьевых запасов будет обостряться, если страны Индустриальной Периферии, желающие поскорее присоединиться к Индустриальному Центру, переймут от современных высокоразвитых стран без особых изменений стиль жизни и принцип главенства технологии.

Наши рекомендации