Особенность возрастной группы

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности

Так как дети от 1,5 до 2 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием пальчиками, ладошками, и штампованием.

Основные способы и формы работы с детьми

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Время занятий 5-7 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 1,5-2 года.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:

-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Основные методики нетрадиционных техник рисования

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Прогнозирование результатов

-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Формы подведения итогов реализации программы

-Проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

Средства, методы и приемы, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

-разработка ОД по художественно-эстетическому развитию средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

-использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

-наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

-нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

-рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

-инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

-дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

-привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

-просветительская работа с родителями в форме консультаций, наглядной информации.

Литература, используемая для разработки программы

1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой

2.«Игровые занятия с детьми 1-2лет» Д. Н. Колдина.,

3. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» - Е. С. Демина).

4. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

6. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..

7.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

8.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

9.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

10.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004

11.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 20036«Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.

12. .Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д.

План работы кружка «Разноцветные ладошки» по нетрадиционному рисованию для детей раннего возраста

месяц Название занятия   Вид деятельности Задачи занятия
    я н в а р ь       Картинки на манке   Рисование на манке Познакомить детей с рисованием на сыпучем материале (манке): на цветном фоне пальчиком, кулачком, ладошкой.  
    Летят, летят снежинки     Рисование пальчиками   Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу.  
    Узоры на окошке   Рисование пальчиками   Продолжить знакомить детей с техникой рисования пальчиками. Развивать творчество, мелкую моторику рук.
    Снегопад     Рисование пальчиками (коллективная работа)   Создание коллективной композиции «Снегопад» (на тёмном фоне формата А3 с наклеенным изображением снеговика). Продолжить освоение техники пальчиковой живописи. Развитие мелкой моторики.  
    ф е в р а л ь       Украсим варежку     Рисование ватной палочкой Знакомство детей с новым способом рисования – рисование ватной палочкой. Упражнять в освоении положения пальцев, удерживающих палочку. Освоение способа точечного рисования ватной палочкой- палочка прыгает.  
    Угостим птичку     Рисование ватной палочкой     Освоение способа точечного рисования ватной палочкой.   Освоение техники печатания бросовым материалом (катушкой от ниток, ластиком, торцом карандаша и т.д.) Расширять знания детей о многообразии инструментов для изображения, развивать воображение, фантазию, творчество.    
    Подарок для папы     Рисование ватной палочкой   Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватной палочкой. Вызвать желание доставить папе радость.  
    м а р т       Веточка мимозы для мамы     Рисование пальчиками     Продолжать освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу. Развивать чувство композиции. Вызвать желание доставить маме радость.  
    Травка для зайчика   Рисование пальчиками       Продолжить освоение техники пальчиковой живописи. Развитие мелкой моторики.  
  Вот такое волшебство   Рисование методом печатания (бросовый материал)     Освоение техники печатания бросовым материалом (катушкой от ниток, ластиком, торцом карандаша и т.д.) Расширять знания детей о многообразии инструментов для изображения, развивать воображение, фантазию, творчество.  
  Солнышко     Рисование ладошкой     Познакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творчество, мелкую моторику.  
    а п р е л ь     Ёжик   Рисование вилкой Познакомить с новым способом изображения - рисование вилкой, развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным.    
      Волшебный дождик     Рисование свечой     Познакомить с техникой рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Доставить детям радость от «волшебства»  
      Солнышко     Рисование ладошками       Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка.  
    Прилетела тучка       Рисование пальчиком     Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, развивать мелкую моторику
    М А Й       Салют   Рисование ладошками   Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками. Вызвать радость от занятия.
    Божьи коровки на лужайке     Рисование пальчиками   Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков.  
    Бабусины гуси     Рисование ладошкой   Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дополнять изображение деталями.  
  Здравствуй, лето! Коллективная работа Использование разных техник рисования в создании картинки.
         

Наши рекомендации