Особенность возрастной группы
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности
Так как дети от 1,5 до 2 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием пальчиками, ладошками, и штампованием.
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Время занятий 5-7 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 1,5-2 года.
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:
-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Основные методики нетрадиционных техник рисования
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Прогнозирование результатов
-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Формы подведения итогов реализации программы
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
Средства, методы и приемы, необходимые для реализации программы
- создание художественно-развивающей среды в детском саду
-разработка ОД по художественно-эстетическому развитию средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация
-использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
-наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
-нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;
-рассматривание картинок, картин, иллюстраций;
-инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
-дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.
-привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
-просветительская работа с родителями в форме консультаций, наглядной информации.
Литература, используемая для разработки программы
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
2.«Игровые занятия с детьми 1-2лет» Д. Н. Колдина.,
3. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» - Е. С. Демина).
4. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
6. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
7.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
8.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
9.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
10.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
11.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 20036«Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
12. .Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д.
План работы кружка «Разноцветные ладошки» по нетрадиционному рисованию для детей раннего возраста
месяц | № | Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия |
я н в а р ь | Картинки на манке | Рисование на манке | Познакомить детей с рисованием на сыпучем материале (манке): на цветном фоне пальчиком, кулачком, ладошкой. | |
Летят, летят снежинки | Рисование пальчиками | Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу. | ||
Узоры на окошке | Рисование пальчиками | Продолжить знакомить детей с техникой рисования пальчиками. Развивать творчество, мелкую моторику рук. | ||
Снегопад | Рисование пальчиками (коллективная работа) | Создание коллективной композиции «Снегопад» (на тёмном фоне формата А3 с наклеенным изображением снеговика). Продолжить освоение техники пальчиковой живописи. Развитие мелкой моторики. | ||
ф е в р а л ь | Украсим варежку | Рисование ватной палочкой | Знакомство детей с новым способом рисования – рисование ватной палочкой. Упражнять в освоении положения пальцев, удерживающих палочку. Освоение способа точечного рисования ватной палочкой- палочка прыгает. | |
Угостим птичку | Рисование ватной палочкой | Освоение способа точечного рисования ватной палочкой. Освоение техники печатания бросовым материалом (катушкой от ниток, ластиком, торцом карандаша и т.д.) Расширять знания детей о многообразии инструментов для изображения, развивать воображение, фантазию, творчество. | ||
Подарок для папы | Рисование ватной палочкой | Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватной палочкой. Вызвать желание доставить папе радость. | ||
м а р т | Веточка мимозы для мамы | Рисование пальчиками | Продолжать освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу. Развивать чувство композиции. Вызвать желание доставить маме радость. | |
Травка для зайчика | Рисование пальчиками | Продолжить освоение техники пальчиковой живописи. Развитие мелкой моторики. | ||
Вот такое волшебство | Рисование методом печатания (бросовый материал) | Освоение техники печатания бросовым материалом (катушкой от ниток, ластиком, торцом карандаша и т.д.) Расширять знания детей о многообразии инструментов для изображения, развивать воображение, фантазию, творчество. | ||
Солнышко | Рисование ладошкой | Познакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творчество, мелкую моторику. | ||
а п р е л ь | Ёжик | Рисование вилкой | Познакомить с новым способом изображения - рисование вилкой, развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к животным. | |
Волшебный дождик | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Доставить детям радость от «волшебства» | ||
Солнышко | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. | ||
Прилетела тучка | Рисование пальчиком | Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, развивать мелкую моторику | ||
М А Й | Салют | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками. Вызвать радость от занятия. | |
Божьи коровки на лужайке | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. | ||
Бабусины гуси | Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дополнять изображение деталями. | ||
Здравствуй, лето! | Коллективная работа | Использование разных техник рисования в создании картинки. | ||