Схема выстрела из пневматической винтовки иж-38
Рис. 39
1- пуля; 2 – воздухопровод; 3 – воздушная камера; 4 – направление движения поршня; 5 – боевая пружина; 6 – поршень;
Ствольная коробка; 8 – давление воздуха; 9 – ствол.
Пули для стрельбы из пневматической
Винтовки ИЖ – 38 (Рис. 40).
Пуля «ДЦ» Пуля «ДЦ - М»
Рис. 40
А - полость;1 – головка; 2 – ведущий поясок (диаметр 4,5 мм);3 – ведущий обтюрирующий поясок (диаметр 4,8 мм); 4 – юбка.
В настоящее время выпускается и используется большое разнообразие пуль различающихся между собой в основном точностью изготовления и вследствие этого кучностью.
Для первоначального обучения можно использовать пули «Альфа» и «Бета» выпускаемые ООО «ПКФ Квинтор» г. Н. Новгород, они сравнительно не дороги и по кучности (~ 20мм. рассеивания) позволяют выполнить норматив на значок «Юный стрелок».
По мере совершенствования в стрельбе, для повышения ее результатов необходимо применять пули типа GAMO Match и GAMO PRO Match производство Испании, а также Германские Grosman имеющие диаметр рассеивания до 15мм. Чтобы улучшить кучность пули осматривают удаляя деформированные, а затем калибруют т.е. сортируют по диаметру с точностью 2-3 сотые доли мм. используя металлическую пластинку толщиной 5 мм. с отверстиями разного диаметра: 4,48, 4,50 мм.
При выполнении спортивных упражнений применяются пули высокой точности изготовления выпускаемые фирмами Германии, это: Dynamit Nobel и особо точные пули Finale Match имеющие диаметр рассеивания 2-3 мм.
Преподаватель должен иметь в виду, что применение пуль высокоточного изготовления не гарантирует высокий результат т.к. он складывается еще и из качества ствола оружия и уровня подготовки стреляющего (т.е. величины ошибок, которые тот допускает в изготовке, прицеливании, дыхании и нажатии на спуск).
Основы стрелковой подготовки
Стрельба из любого вида оружия является источником повышенной опасности для окружающих. По этому с первого занятия необходимо прививать обучаемым правильные, безопасные приемы обращения с оружием, безусловного соблюдения ими мер безопасности, с целью повышения у обучаемых чувства ответственности.
Проведя с ними беседу с использованием «Инструкции по мерам безопасности» предложить расписаться в журнале о прохождении инструктажа.
Инструкция по мерам безопасности при
Обращении с оружием
1. Все участники должны знать и строго выполнять требования Правил безопасности при обращении с оружием.
2. Вне линии огня любое оружие должно находиться в чехле, футляре или коробке.
3. Вынимать оружие из чехла, футляра и д.т. можно только на линии огня, после вызова участников.
4. Заряжать оружие разрешено только на отведенной участнику огневой позиции и только после того, как подана команда «Заряжай» или «Старт».
5. Во время выполнения упражнения выносить оружие с линии огня можно только с разрешения судьи и после того, как тот убедиться, что оно в безопасном состоянии.
Категорически запрещено:
- стрелять или заряжать оружие на линии огня без разрешения ответственных за стрельбу лиц;
- находясь в не линии огня, изготавливаться к стрельбе и прицеливаться в мишени и другие предметы, не зависимо от того, заряжено оружие или нет;
- оставлять на линии огня заряженное оружие;
- прикасаться к оружию, когда в зоне стрельбы находятся люди или животные;
- стрелять по предметам, не относящимся к выполнению упражнения (по рамам, номерам щитов, осветительным приборам, аппаратуре и т.д.).
- стрелять из неисправного оружия;
- оставлять оружие без присмотра, брать в руки оружие или прикасаться к оружию без разрешения стрелка, в распоряжении которого оно находится;
- поворачивать оружие в стороны или в тыл, а также в людей или животных в каком бы состоянии оружие не находилось: незаряженное, учебное, неисправное, разобранное;
- выносить заряженное оружие с линии огня.
Стрелки, нарушившие настоящую инструкцию подлежат немедленному удалению со стрельбища или из тира.
Основы меткого выстрела.
Производство меткого выстрела требует от стрелка выполнения определенных действий – изготовки, прицеливания, задержки дыхания и нажима на спусковой крючок. Все эти действия являются обязательными элементами меткого выстрела и находятся между собой в определенной, строго согласованной взаимосвязи.
Ниже мы рассмотрим все эти элементы применительно к подготовке к сдаче норматива на значок «Юный стрелок» из учебной винтовки с открытым прицелом.
Для более эффективного овладения основами меткого выстрела начнем их изучение с тренировки в прицеливании.
Прицеливание
Процесс прицеливания заключается в том, чтобы с помощью прицельных приспособлений направить винтовку в цель.
Открытый прицел (Рис. 41) представляет собой прицельную, планку с прорезью. При прицеливании мушка располагается посреди прицельной планки вровень с ее краями. Выровняв мушку, ее подводят под черный круг мишени, оставляя между ними небольшой просвет, настолько тонкий, насколько позволяет острота зрения. Если не оставлять просвета, то, каким бы острым зрением стрелок не обладал, всегда существует вероятность того, что верхний край мушки «наползет» на черный круг мишени. И в этом случае очень сложно заметить, насколько значительно это нарушение. Появляются отрывы (далекие пробоины) по вертикали. К таким же ошибкам приводит изменение величины просвета между мушкой и черным кругом мишени.
Малейшее отклонение мушки в прорези прицельной планки приводит к смещению оружия, что вызывает - отклонение пуль от центра мишени.
Исходя из особенностей устройства глаза, при прицеливании следует учитывать, что невозможно одинаково хорошо видеть предметы, удаленные от глаза на разные расстояния. Малоопытные стрелки допускают грубую ошибку, стараясь одновременно хорошо видеть прорезь прицела, мушку и мишень. Практически такая цель недостижима.
а 1 2
Рис. 41
а – с открытым прицелом; 1 – прямоугольная мушка;
2 – кольцевая мушка.
Руководитель занятий по стрельбе должен объяснять учащимся, что основное внимание необходимо концентрировать не на мишени, а на прицельных приспособлениях. Следует четко видеть мушку в прорези прицельной планки, мишень же может быть видна несколько расплывчато. После выравнивания мушки в прорези прицела стрелок переводит взгляд на точку прицеливания и обратно. Однако неоднократное переведение взгляда с прицельных приспособлений на мишень и обратно вызывает быстрое утомление глаза.
Сам процесс прицеливания должен занимать лишь несколько секунд, что обеспечивает максимальную остроту зрения. Прицеливание более 10—15 с. влечет за собой излишнее напряжение мышц глаза и, как следствие, некачественную стрельбу. Если глаз устал (возможны даже резь и слезоточивость), следует тотчас же прекратить прицеливание и дать возможность глазу восстановить свои функции. Обычно опытные стрелки, опустив голову, переводят взгляд с прицельных приспособлений и мишени на менее освещенные предметы, давая глазам отдых в течение нескольких секунд.
Не рекомендуется тереть уставший глаз руками, т. к. после надавливания на глазное яблоко замедляется восстановление нормальной работы глаза. Не следует также закрывать глаза, в связи с тем, что им требуется определенное время, чтобы после этого привыкнуть к свету.
Многие спортсмены осуществляют процесс прицеливания с обоими открытыми глазами, мобилизуя свое внимание только на работу правым глазом. При таком прицеливании достигается выключение из работы отдельных мышц лица, не принимающих непосредственного участия в производстве выстрела.
Учащимся рекомендуем сшить кольцо из обыкновенной галантерейной резинки. Надев кольцо на голову, следует просунуть под него небольшую полоску из светонепроницаемого материала напротив левого глаза. Такая полоска, прикрывая глаз, способствует более полной концентрации внимания на работе правого глаза.
Обучение прицеливанию проводится на первых занятиях с использованием прицельного станка КС-51 или любого другого аналогичного приспособления, задачей которого является надежное, прочное закрепление винтовки (автомата, макета и т.п.) и указки Чернова.
Все обучаемые, после ознакомления с особенностями прицеливания с открытым прицелом должны пройти тренировочную проверку в точности прицеливания на дистанцию около 5 метров.
Руководитель садится на стул под углом 20-30° возле прицельного станка, стоящего на столе, с закрепленной в нем винтовкой (макетом с прицельными приспособлениями).
Правое плечо располагается возможно ближе к затыльнику приклада, не касаясь его.
Один из обучаемых становится возле доски (стены) закрепленным на ней листком бумаги и по команде руководителя: «Влево», - «Вправо»; «Вверх», - «Вниз» перемещает указку Чернова по листку бумаги до тех пор, пока не будет команда: «Стоп, точка».
В отверстие передвижной мишени (указки Чернова) ставится точка. Данное действие производится трижды. Все три точки соединяются линиями в треугольник. Далее производится замер размеров треугольника наложением имеющихся на указке отверстий.
Тренировка в прицеливании производится в процессе нескольких занятий до получения обучаемыми оценок «хорошо» и «отлично».
Обучаемые, получившие хорошие оценки приступают к изучению и овладению правильной изготовкой к стрельбе сидя с опорой на локти и с упора.
Изготовка
Изготовка – это положение тело стрелка с оружием. В задачу изготовки входит:
а) создание системы (тело стрелка – оружие);
б) обеспечение ее наибольшей неподвижности;
в) возможно более точная ориентация этой системы относительно цели;
г) сохранение относительной неподвижности этой системы во время и после выстрела.
Правильная изготовка – это фундамент меткого выстрела. Поэтому ее освоению должно уделяться большое внимание. Необходимо внушить обучаемому важность принятия и сохранения изготовки, как в процессе производства отдельного выстрела, так и в ходе выполнения всего упражнения.
Начиная обучение руководитель, садится за стол и приняв позу изготовки к стрельбе с опорой на локти и с упора, объясняет, что сидеть надо свободно, естественно, удобно и прочно. Ноги широко расставлены, туловище слегка опирается на локти, винтовка цевьем лежит на мякоти большого пальца левой руки и упоре. Правая рука плотно, без напряжения охватывает шейку приклада и прижимает винтовку к плечу, при этом верхняя часть затыльника приклада упирается в подключичную впадину, голова щекой кладется на гребень приклада.
Задачей занятия является обучение курсантов младших классов принятию правильной изготовки и ее ориентация – т.е. ориентирование принятой изготовки относительно мишени.
Приняв изготовку и удерживая глазперед прицелом, руководитель опускает взгляд в стол и спустя 2-3 секунды переносит его в прицел, определяя направленность системы «стрелок – оружие». При несоответствии направления оружия на мишень, перемещаясь на стуле, он уточняет его ориентацию поясняя свои действия обучаемым.
В процессе стрельбы, обучаемые должны сохранять принятую изготовку (не перемещаться на стуле), а зарядив оружие и положив винтовку на упор снова проверить изготовку и, при необходимости, изменить положение правого локтя на столе.
Начальное обучение приемам и правилам стрельбы производится из положения, сидя с упора (Рис. 42). Стрельба с использованием упора — наиболее простой в техническом отношении вид стрельбы. Такая изготовка облегчает прицеливание, создает благоприятные условия для стрельбы и в большой степени способствует концентрации внимания занимающихся на правильном нажиме на спусковой крючок.
Рис. 42
После получения удовлетворительных результатов в стрельбе сидя с опорой на локти и с упора приступают к обучению в стрельбе сидя или стоя с опорой на локти без упора (Рис. 43).
Рис. 43
Дыхание
Правильное дыхание имеет большое значение для стрелка. При прицеливании и производстве выстрела стрелок вынужден задерживать дыхание на 10—15 с для достижения устойчивого и неподвижного положения оружия.
При дыхании происходит движение грудной клетки, что вызывает смещение оружия относительно точки прицеливания. При поверхностном дыхании в легких скапливается небольшое количество воздуха, недостаточное для выполнения выстрела. Поэтому перед выстрелом рекомендуется осуществить вентиляцию легких посредством глубокого вдоха и выдоха и на полувдохе или полувыдохе сделать паузу, задержать дыхание и, прицелившись, нажать на спусковой крючок. Если в течение 8— 12 с стрелок не смог произвести выстрел, необходимо прекратить прицеливание и передохнуть, перед тем как повторить все сначала.
Управление дыханием.
Навык управления дыханием необходимо формировать после освоения изготовки как элемент, завершающий изготовку и настраивающий на следующий - прицеливание. Задержка дыхания завершает дыхательные движения, является сигналом для остановки винтовки в районе прицеливания и нажатия на спусковой крючок. Не следует затягивать задержку дыхания и тем вызывать затруднения и неприятные ощущения. Необходимо уравнивать длительность задержки с оптимальным временем выполнения выстрела, которое не должно превышать 5-10 сек.
После выстрела дыхание более углубленное. Мастера стрельбы задерживают дыхание как на естественном полувыдохе, так и на различных режимах полувдоха. Стрелок должен сам выбрать определенную манеру дыхания между выстрелами и задержку во время выполнения выстрела. Таким образом, использование определенной манеры дыхания с затуханием дыхательных движений к периоду устойчивого положения оружия и как бы естественной непродолжительной задержкой его к моменту выстрела является наиболее рациональной схемой техники дыхания стрелка.
Нажим на спусковой крючок
Одним из наиболее важных факторов при стрельбе является нажим на спусковой крючок. Этот элемент техники стрельбы должен обеспечивать относительную неподвижность оружия в момент прицеливания и производства выстрела, чтобы не сбивалась наводка оружия в цель. Нажим на спусковой крючок необходимо производить в полном соответствии со зрительным восприятием ровной мушки под нижним краем «яблока» мишени. Для достижения меткого выстрела стрелок должен прицеливаться и нажимать на спусковой крючок строго согласованно. Можно хорошо изготовиться, прицелиться, но неправильное нажатие на спусковой крючок сведет на нет все усилия стрелка. На начальном этапе обучения следует добиваться сознательного выполнения учащимися этого элемента в отдельности. Только доведенные до автоматизма двигательные действия в процессе нажима на спусковой крючок позволят перейти к отработке других элементов.
Нажатие на спусковой крючок осуществляется указательным пальцем правой руки. Палец кладут на середину спускового крючка и производят нажатие вдоль оси канала ствола.
При стрельбе из пневматической винтовки рекомендуется нажимать на спусковой крючок подушечкой первой фаланги указательного пальца ближе к суставу, стараясь включать в работу только те мышцы, которые принимают непосредственное участие в этом процессе.
Характерной ошибкой начинающих стрелков является желание поскорее сделать выстрел именного тогда, когда выровненная в прорези прицела мушка находится в точке прицеливания. Увлекшись прицеливанием, новичок забывает об остальных элементах техники производства меткого выстрела.
В процессе прицеливания через зрительный анализатор в мозг поступает сигнал о том, что выровненная мушка находится в районе прицеливания, оттуда поступает команда, и мышцы указательного пальца, находящегося на спусковом крючке, сокращаются. На осуществление этого процесса уходит некоторое (пусть даже очень небольшое) время, за которое мушка может отойти от точки прицеливания, что повлечет за собой неточный выстрел.