Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО, особенно больших могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков в задании на проектирование указывается программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным табл. 4.
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения
Х = , (11)
где Т – общий годовой объем работ СТО, чел.-ч;
φ – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (φ = 1,15);
Кп – доля постовых работ в общем объеме (0,75…0,85);
Драб.г – число рабочих дней в году;
Тсм – продолжительность смены;
С – число смен;
Рп – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту
(Рп = 0,9…1,1);
ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (ηп = 0,9).
Для нашего примера
Х = 14 рабочих постов.
Таблица 4 – Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91)*
Вид работ | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов | Распределение объема работ по месту их выполнения | |||||
до 5 | от 6 до 10 | от 11 до 20 | от 21 до 30 | свыше | на рабо-чих постах | на произ-водствен-ных участках | |
Диагностические | - | ||||||
ТО в полном объеме | - | ||||||
Смазочные | - | ||||||
Регулировочные по уста-новке углов управляемых колес | - | ||||||
Ремонт и регулировка тормозов | - | ||||||
Электротехнические | |||||||
По приборам системы питания | |||||||
Аккумуляторные | |||||||
Шиномонтажные | |||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | |||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | ||||||
Окрасочные | - | - | |||||
Обойные | - | ||||||
Слесарно-механические | - | - | |||||
Уборочно-моечные | - | - | - | - | - | - | |
Противокоррозионные | - | - | - | - | - | - |
* Распределение объема работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании
Используя данные табл. 4 (колонка от 11 до 20 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (табл. 5).
Таблица 5 – Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Вид работ | Распределе-ние объема работ ТО и ТР по видам | Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения | ||||
на рабочих постах | на произ-водственных участках | |||||
% | чел.-ч | % | чел.-ч | % | чел.-ч | |
Диагностические | - | - | ||||
ТО, смазочные | - | - | ||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | - | - | ||||
Ремонт и регулировка тормозов | - | - | ||||
Электротехнические | ||||||
По приборам системы питания | ||||||
Аккумуляторные | ||||||
Шиномонтажные | ||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||||||
Кузовные и арматурные | ||||||
Окрасочные | - | - | ||||
Обойные | ||||||
Слесарно-механические | - | - | ||||
Итого | - | - |
Расчет численности рабочих
Технологически необходимое (явочное) число производственных рабочих Рт и штатное Рш
Рт = , (12) Рш =
, (13)
где Т – годовой объем работ, чел.-ч;
Фт и Фш – соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска). Для всех других специальностей Фт = 2020 ч и Фш = 1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Для нашего примера результаты расчета общей численности, производственных рабочих СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача автомобилей, противокоррозионная обработка кузовов и предпродажная подготовка) приведены в табл. 6
Таблица 6 – Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
Вид работ | Годовой объем работ, чел.-ч | Рт | Рш | ||
расчетн. | принят. | расчетн. | принят. | ||
ТО-ТР | 20,3 | 23,2 | |||
УМР | 2,0 | 2,3 | |||
Приемка и выдача | 0,2 | 0,2 | |||
Противокоррозионная обработка | 0,5 | 0,6 | |||
Предпродажная подготовка | 1,0 | 1,2 | |||
Итого | 24,0 | 27,5 |
Численность вспомогательных рабочих
Рт = 2 чел.;
Рш = 3 чел.
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл. 7.
Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов
Х = , (14)
где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч;
φ – коэффициент неравномерности загрузки постов; [1, 15]
Драб.г – число рабочих дней в году;
Тсм – продолжительность смены, ч;
С – число смен;
Рп – среднее число рабочих на посту (0,9…1,1 чел.);
ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,85…0,90).
Таблица 7 – Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Вид работ | Объем работ ТО и ТР выполняемый | Численность производственных рабочих | ||||||||
на рабочих постах | на производ. участках | на рабочих поста | на производственных участках | |||||||
Рт | Рш | Рт | Рш | |||||||
чел.-ч | чел.-ч | расч. | прин. | расч. | прин. | расч. | прин. | расч. | прин. | |
Диагностические | - | 0,8 | 0,9 | - | - | - | - | |||
ТО, смазочные | - | 3,7 | 4,2 | - | - | - | - | |||
Регулировочные по установке углов передних колес | - | 0,8 | 0,9 | - | - | - | - | |||
Ремонт и регулировка тормозов | - | 0,6 | 0,7 | - | - | - | - | |||
Электротехнические | 0,6 | 0,7 | 0,2 | 0,3 | ||||||
По приборам системы питания | 0,6 | 0,6 | 0,2 | 0,3 | ||||||
Аккумуляторные | - | - | - | - | 0,3 | 0,4 | ||||
Шиномонтажные | 0,1 | 0,1 | - | 0,3 | 0,3 | |||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 0,8 | 0,9 | 0,9 | |||||||
Кузовные и арматурные | 3,8 | 4,3 | 1,3 | 1,4 | ||||||
Окрасочные | - | 3,7 | 4,2 | - | - | - | - | |||
Обойные | 0,3 | - | 0,3 | - | 0,3 | - | - | - | ||
Слесарно-механические | - | - | - | - | - | 1,3 | 1,6 | |||
Итого | 15,8 | 17,8 | 4,9 | 5,6 |
Примечание. Принятая итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного значения до целого числа
Для расчета числа рабочих постов ТО и ТР принимаем φ = 1,15 и Рп = 1,0 чел. Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в табл. 8.
В результате анализа данных табл. 5, 7 и 8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.
Таблица 8 – Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Вид работ | Годовой объем работ, чел.-ч | Число рабочих постов | |
расчетное | принятое | ||
Диагностические | 0,6 | - | |
ТО, смазочные | 2,6 | ||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | 0,6 | ||
Ремонт и регулировка тормозов | 0,4 | ||
Электротехнические | 0,5 | ||
По приборам системы питания | 0,4 | ||
Аккумуляторные | - | - | |
Шиномонтажные | 0,1 | - | |
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 0,6 | ||
Кузовные и арматурные | 2,7 | ||
Окрасочные | 2,3 | ||
Обойные | 0,2 | - | |
Итого | 11,0 |
Диагностические работы предлагается проводить на посту по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов.
Обойные работы предусматривается выполнять в кузовном участке.
В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих постов даны в табл. 9.
Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ:
· кузовных, арматурных и обойных;
· окрасочных;
· слесарно-механических и по ремонту узлов, систем и агрегатов;
· противокоррозионных.
Таблица 9 – Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
Вид работ | Распределение объема работ ТО и ТР по видам | Распределение объема работ по ТО и ТР по месту выполнения | Численность производственных рабочих | Число рабочих постов | ||||||||||||
на рабочих постах | на произв. участках | на рабочих постах | на производственных участках | расч. | прин. | |||||||||||
Рт | Рш | Рт | Рш | |||||||||||||
% | чел.-ч | % | чел.-ч | % | чел.-ч | расч. | прин. | расч. | прин. | расч. | прин. | расч. | прин. | |||
ТО, смазочные | - | - | 3,7 | 4,2 | - | - | - | - | 2,3 | |||||||
Регулировочные, по установке углов передних колес, диагностические | - | - | 1,2 | 1,4 | - | - | - | - | 0,8 | |||||||
Ремонт и регулировка тормозов, диагностические | - | - | 1,0 | 1,2 | - | - | - | - | 0,6 | |||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 8211* | 3,0 | 3,5 | 1,0 | 1,2 | 1,9 | ||||||||||
Кузовные, арматурные и обойные | 11495** | 5,5 | 6,3 | 0,9 | 1,0 | 3,1 | ||||||||||
Окрасочные | - | - | 3,7 | 4,2 | - | - | - | - | 2,1 | |||||||
Слесарно-механические | - | - | - | - | - | - | 1,4 | 1,6 | - | - | ||||||
Итого | - | - | 18,1 | 20,8 | 3,3 | 3,8 | 10,8 |
Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной установки
, (15)
где Nc – суточное число заездов (Nc = Nз / Драб.г);
φм – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (для СТО до 10 рабочих постов – 1,3…1,5; от 11 до 30 постов – 1,2…1,3);
Тоб – суточная продолжительность работы участка, ч;
Nу – производительность моечной установки, авт./ч;
ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,85…0,90).
Для нашего примера
· число постов УМР (перед ТО и ТР)
ХУМР = = 0,1 поста;
· число механизированных постов мойки
пост
Для проектируемой СТО принимаем 1 пост УМР (для мойки автомобилей перед ТО и ТР и для коммерческой мойки).
· Число постов по противокоррозионной обработке кузовов
Хпк = пост
Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл. 10.
Таблица 10 – Распределение рабочих постов по видам воздействий
Общее число рабочих постов | Число постов по видам воздействий | |||||
УМР | ТО, смазочные, диагностические | Ремонт узлов, систем и агрегатов | Кузовные, арматурные, обойные | Окра-сочные | Противо-коррозион-ная обра-ботка кузова | |
Вспомогательные посты – это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрасочном участке и т.п.).
В нашем примере:
· число постов приемки и выдачи
Хпв = = 0,1 поста
В данном случае приемку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.
· Число вспомогательных постов на окрасочном участке (зашкуривания, шпатлевки и т.п.) принимается из расчета 2…4 вспомогательных поста на один пост окраски, т.е. Хвсп = (2…4) · Хокр,
Хвсп = 2 · 2 = 4 поста
Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25…0,50.