Шлока 108. Кундалини свернулась, как змея
Говорят, что кундалини свернулась, как змея. Тот, кто заставит эту шакти течь, несомненно достигнет освобождения.
Пока кундалини спит в муладхаре, она изображается в виде змеи, обычно кобры, обернувшейся три с половиной раза вокруг дымчатого серого шивалингама (дхумралингама). Три с половиной витка представляют собой форму мантры Ом. Эти три витка представляют собой три состояния существования и переживания; сознательное, подсознательное и бессознательное; джаграт, свапна и сушупти, то есть бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон; объективное переживание, субъективное переживание и отсутствие переживания; прошлое, настоящее и будущее. Три витка также представляют собой три качества природы, пракрити или шакти — тамас, раджас и саттву. Половина витка представляет собой то, что находится выше игры природы, турию, или четвертое измерение, которое включает в себя все другие измерения сверх третьего. Дымчатый шивалингам, вокруг которого свернулась кундалини, представляет собой тонкое тело, или сукшма шариру, известное также как астральное тело, но его плохо очерченная, дымчатая форма указывает на то, что внутреннее сознание затемнено в переменчивых реалиях трех царств переживаний.
У непробужденного индивидуума кундалини опустила свою голову вниз, но у йога ее голова поднята вверх, поскольку кундалини начинает пробуждаться. Когда змея кундалини пробуждается, она должна подняться через сушумну, пока она не вытянется от кончика своего хвоста, укорененного в муладхаре, до макушки своей головы, которая заполняет череп. Это указывает на распространение сознания, которое не сводится ни к какой своей модификации, обусловленной чьим-либо влиянием или каким-либо субъектом.
Когда кундалини лежит дремлющая в муладхаре, имеет место соединение с аджна чакрой через ида и пингала нади. Иногда из-за блокировок нет даже этого соединения. Когда кундалини уже пробудилась, так что ее голова полностью погружена в мозг, соединение является прямым (через сушумну), три состояния переживания сливаются в одно, четвертое (трансцендентное), а витки кундалини полностью выпрямляются. Тогда нет никакого отдельного существования какой-либо из гун, нет больше разделения чего-либо. Все это становится одним вечным космическим переживанием.
Шлоки 109, 110. Кундалини находится между идой и пингалой
(109) Между Гангой и Ямуной находится молодая вдовствующая Баларандам, практикующая аскетизм. Ее следует взять силой, тогда ты сможешь достичь высшего состояния Вишну
(110) Ида — это священная Ганга, пингала — это река Ямуна. Между идой и пингалой, в середине, находится эта молодая вдова, кундалини.
Аджна
Муладхара
В йогическом и тантрическом знании река Ганга известна как ида, а Ямуна — как пингала. Ида и пингала являются двумя основными нади, поддерживающими индивидуальные тело и ум, соответственно. Описывается также третья, подземная или тайная, река — Сарасвати. Это сушумна нади, скрытый канал, проводящий духовную энергию. Таким образом, география тонкого тела была включена в мифологию тех людей, которые проживали на берегах этих двух великих рек на заре цивилизации. Ганга и Ямуна всегда были источниками дающей жизнь воды, в то время как Сарасвати представляет собой скрытое подводное течение духовного осознавания, которое так осязаемо пронизывает жизнь индийского субконтинента.
Ида является темной по цвету — так же как Ганга является темно-голубой в ее верховьях. Ганга является бездонной, непостижимой, таинственной и яростной — подобно ментальной силе. В мифах первое появление Ганги на земле описывается как дикое и неконтролируемое, сметающее все, стоящее на ее пути. Когда она была выпущена из своего дома на вершинах Гималаев, Господь Шива вынужден был поймать ее в свои спутанные волосы. Спустя некоторое время он выпустил ее, и Бхагиратхи осторожно повел ее вниз, на землю (через свое тело). Аналогичным образом неконтролируемая сила иды может превратить нормального человека в безумца. Тенденция Ганги заливать свои берега и затоплять все во всех направлениях указывает на то, что она представляет собой пространство — уникальное качество иды и правого полушария мозга.
Аналогичной истории о происхождении реки Ямуны и о связи этой истории с пингала нади нет. Как мужской, или позитивный, аспект пингалы Ямуна является спокойной и рассудительной по своей природе. Это река, около которой Господь Кришна жил в течение многих лет. Он одолел огромную змею Калийю, жившую в Ямуне, и танцевал на ее раздутом капюшоне. Калийя представляет время, качество пингала нади и левого полушария мозга. Ямуна тоже глубока, но летом бывают времена, когда она пересыхает, — точно так же, как временами бывает утерянной прана шакти (жизненная сила), которую приходится восстанавливать.
Эти две реки являются наземными — как ида и пингала нади являются проявленными силами. Сушумна нади расположена глубоко внутри центрального позвоночного столба — так же как и подземная Сарасвати, лежащая внутри земли. Эти три реки сливаются в Прайяге, около Аллахабада, расположенного в северной Индии. Это мощная энергетическая точка в геологической структуре земли, и она связывается с объединением иды, пингалы и сушумны в аджна чакре в тонком теле.
Кундалини описывается в этой шлоке как молодая вдова, практикующая аскетизм на полпути между Гангой и Ямуной или между идой и пингалой. Ее называют молодой, потому что потенциал кундалини уподобляется неотразимой силе молодой и привлекательной женщины. Она является вдовствующей, потому что ее муж, Шива, остается на величественных небесах, на горе Кайлаш, в сахасрара чакре. Она практикует аскетизм в том смысле, что отделение ее от мужа является величайшей епитимьей (тапасьей), которую должна претерпеть молодая и прекрасная вдова. Она страстно желает воссоединиться со своим мужем в Кайлаше. Это символика того блаженства, которое достигается при подъеме кундалини от муладхары к сахасрара чакре. Муладхара является источником энергии, или шакти, а сахасрара является местом обитания сознания, Шивы.