Государственные приоритеты в области науки и технологий
Государственная инновационная политика подразумевает и смену приоритетов в фундаментальных, прикладных научных исследованиях и разработках, включая механизмы их финансирования. Исследование мировых рынков и тенденций развития техники и технологий, а также анализ достижений российской науки позволяют определить какие технологии целесообразно разрабатывать прикладной науке, что в дальнейшем должно привести к изменению приоритетов государственных программ.
Специалисты в области научно–технического прогнозирования утверждают, что «глобальная технологическая революция» в 2020–2030 гг. проявит себя наиболее существенным образом в ряде базовых областей научно–технологического прогресса, которые уже в ближайшей перспективе будут оказывать глубокое и многостороннее влияние на формирование экономического уклада [160], [161]:
1. Биотехнологии, в том числе: биомедицинские биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии; технологии биоинженерии, геномные, протеомные и постгеномные технологии, изменение и создание свойств живых организмов и модифицированных сельскохозяйственных культур с помощью управления геномом; клеточные и биоинженерные тканевые технологии; техника биологического экспресс–анализа.
2. Нанотехнологии, в том числе: технологии диагностики наноматериалов и наноустройств, диагностические и хирургические методы нового поколения; адресная доставка лекарств в опухолевые и патогенные зоны; сенсорная техника широкомасштабного применения, технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов, наноустройств и микросистемной техники.
3. Новые материалы с уникальными заданными свойствами, обеспечивающее развитие технологий в целом, в том числе композиционные материалы, аморфные металлы (металлические стекла), прозрачный алюминий, прозрачный бетон, металлическая пена, аэрогели, самовостонавливающиеся пластики, электронные ткани.
4. Аддитивные технологии, в том числе их распространение на новые классы материалов, включая живые ткани.
5.Робототехника, в том числе: бионика – применение в технических устройствах принципов организации и свойств живой природы; технологии использования нейроинтерфейса и искусственных компонентов мозга; мехабиотроника – направление развития робототехники, формирующееся на стыке с аддитивными технологиями живых тканей и их близких искусственных заменителей;
6. Новые информационно–коммуникационные технологии: искусственный интеллект и системы управления; сенсорика, обеспечивающая «органы чувств» для цифровых систем; техника доступа ко всем видам информации вне зависимости от места и времени; квантовая криптография и квантовыe коммуникации, обеспечивающие безопасность передачи данных в будущем; технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем; технологии анализа больших объемов (Big data) неструктурированных данных; дальнейшей миниатюризации современной микроэлектроники, сверхпортативные компьютеры; цифровое проектирование и моделирование; технологии информационных, управляющих, навигационных систем, радиочастотные методы определения местонахождения любых перемещающихся объектов.
7. Технологии для жизни: мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидацииее загрязнения; недорогие жилища с автономным жизнеобеспечением; фильтры и катализаторы для очистки и обеззараживания воды; экологически чистые производственные процессы; системы использования солнечной энергии; транспортные средства с гибридными двигателями.
8. Энергетика и энергосбережение: технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом; новые и возобновляемые источники энергии, включая водородную энергетику; новые источники и накопители энергии; технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии; технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
Уже в ближайшие годы эти технологии станут критически важными и окажут значительное влияние на рынки научно–технических разработок.
9. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники, установил приоритетные направления развития науки, технологий и техники. К ним относятся:
10. безопасность и противодействие терроризму;
11. информационно–телекоммуникационные системы;
12. индустрия наносистем;
13. науки о жизни;
14. перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
15. рациональное природопользование;
16. высокоскоростные транспортные и космические системы;
17. энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Приоритетные направления развития науки и критические технологии охватывают области с высоким сосредоточением научно–технологического потенциала и обеспечивают возможность достижения научно–технологического прорыва и формирования новых перспективных рынков.
Критические технологии, выделенные в рамках каждого приоритетного направления, будут наиболее перспективными с точки зрения технологического и инновационного развития, а также определят ориентиры развития научно–технологического комплекса страны с учетом среднесрочных задач социально–экономического развития. Все они ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.
6.3. Структура государственного управления
инновационной деятельностью
Государственное управление инновационной деятельностью на федеральном уровне осуществляется Президентом Российской Федерации и его администрацией, комитетами и комиссиями Государственной думы и Совета Федерации Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и его аппаратом, органами исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), координационными и совещательными структурами, обеспечивающими согласованность работы законодательной и исполнительной власти в области формирования и реализации инновационной политики.
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления государственной политики в области развития национальной инновационной системы, основные направления научно–технической и инновационной политики путем издания указов и распоряжений. Заявленные главой государства позиции по вопросам инновационной политики учитываются Парламентом и Правительством при разработке соответствующих законов и постановлений.
Для содействия Президенту в выработке государственной научно–технической и инновационной политики в ноябре 2001 г. был образован Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. В 2004 году он был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, а в 2012 году – в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Он представляет собой совещательный орган, созданный для разработки предложений о стратегии научно–технической и инновационной политики и формировании приоритетных направлений ее развития, а также политики в области образования; информирования главы государства о процессах происходящих в сфере науки, технологий и образования в стране и за рубежом; проведения экспертизы законов и иных правовых актов в этой сфере; подготовки официальных документов и материалов по научно–техническим вопросам для Президента. Совет также рассматривает вопросы присуждения Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых.
В 2009 г. была создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России – консультативный орган, основными задачами которого являются анализ проблем государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России; определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в этой сфере; координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней в целях модернизации и технологического развития экономики России.
В рамках комиссии было образовано несколько тематических рабочих групп, которые исследуют критически важные направления инновационного развития страны и разрабатывают соответствующие проекты в области ядерных и космических технологий, энергоэффективности и энергосбережения, стратегических компьютерных и информационных технологий, медицинской технике и фармацевтика. В составе Комиссии по каждому направлению определены ответственные министерства и ведомства.
Особенностью работы Комиссии является жесткая регламентация всех процедур и этапов по срокам исполнения, а также создание специальной системы мониторинга реализации мероприятий в рамках тех направлений, которые входят в сферу прямого президентского контроля. Источниками финансирования реализации проектов обычно является частно–государственное партнерство, в том числе бюджетные средства и средства государственных корпораций и институтов инновационного развития.
Для реализации научно–инновационной политики в системе законодательной власти также созданы соответствующие структуры. Так в Совете Федерации Федерального Собрания Российской созданы Комитет по образованию, науке и культуре, рассматривающий вопросы государственной политики в сфере научной, научно–технической и инновационной деятельности и в области охраны интеллектуальной собственности, а также Комитет по экономической политике, который организует обсуждение профильных законопроектов.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации имеет в своем составе несколько комитетов, в которых обсуждается инновационная политика: Комитет по науке и наукоемким технологиям, ведающий вопросами законодательства в сфере науки, научно–технической и инновационной деятельности, науко емких технологий и охраны интеллектуальной собственности; Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, в компетенции которого входят законопроекты об обеспечении основ государственного регулирования экономики, прогнозировании экономического развития страны, о стратегическом планировании; Комитет по промышленности, осуществляющий подготовку законопроектов и постановлений по вопросам национальной промышленной политики, государственных и межгосударственных программ развития промышленности; Комитет по энергетике, осуществляющий законодательное обеспечение устойчивого развития топливно–энергетического комплекса; Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи,ведающий вопросами законодательства в сфере применения передовых инфокоммуникационных решений, повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе, повышения качества жизни граждан и улучшения условий развития бизнеса в информационном пространстве.
При Правительстве Российской Федерации также существуют совещательные и координационные органы, которые обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области науки, технологий и инноваций.
Правительственная комиссия по научно–инновационной политике представляет собой постоянно действующий координационный орган, обеспечивающий проведение единой государственной политики в научно–технической, промышленной и инновационной сферах; осуществляющий взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и хозяйствующих субъектов в целях реализации единой государственной политики в научно–технической, промышленной и инновационной сферах. Непосредственным обеспечением деятельности Правительства РФ в области научно–инновационной политики занимаются профильные департаменты аппарата Правительства РФ: Департамент науки, высоких технологий и образования; Департамент информационных технологий и связи; Департамент промышленности и инфраструктуры; Департамент оборонной промышленности.
К системе управления национальной инновационной системой относится и ряд постоянно действующих комиссий при Правительстве РФ, в том числе Военно–промышленная комиссия при Правительстве РФ; Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям.
В систему государственных органов исполнительной власти, отвечающих за научно–инновационную политику, входит определенный круг министерств и ведомств:
1. Министерство образования и науки, занимающее центральное место в разработке и реализации государственной научно–инновационной политики;
2. Министерство обороны, контролирующее большую часть ассигнований на оборонные исследования и разработки;
3. Министерство промышленности и торговли, контролирующее значительные объемы бюджетных средств, связанных с исследованиями и разработками в критически важных отраслях промышленности, а также с разработками в области обороны;
4. Министерство экономического развития, финансирующее прикладные исследования в области национальной экономики, создающее свободные инновационные зоны, поддерживающее малые и средние инновационные предприятия, реализующее программы по их льготному налогообложению.
5.Министерство связи и массовых коммуникаций, контролирующее через Федеральное агентство по информационным технологиям бюджет, выделяемый на исследования и разработки в области информационных технологий.
6. Министерства и ведомства инициируют различные программы, так или иначе связанные с развертыванием инновационных процессов, в том числе касающиеся инновационной инфраструктуры.
Министерства образования и науки Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью в научной, технологической и инновационной областях. При этом используются различные инструменты, в первую очередь такие, как федеральные целевые программы (ФЦП). В настоящее время реализуется боле 40 ФЦП, в том числе: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно–технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (постановление Правительства РФ от 21.05.13 № 426), «Научные и научно–педагогические кадры инновационной России на 2014–2020 годы» (постановление Правительства РФ от 21.05.13 № 424).
Министерство промышленности и торговли РФ также реализует такие ФЦП как, например, «Развитие космодромов на период 2016–2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» или «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет программу «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 гг. и на перспективу до 2020 года».
Регулирование в сфере исследований и разработок органы при Правительстве РФ также осуществляют Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная антимонопольная служба.
Органы власти субъектов Федерации также имеют собственные органы управления инновационной деятельностью. Так, например, в правительстве Санкт–Петербурга создан Комитет по промышленной политике и инновациям, который разрабатывает основы политики в этой сфере и осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере инвестиционной, единой инновационной и промышленной политики. Санкт–Петербург инновационному потенциалу входит в тройку крупнейших российских инновационных центров, а в рейтинге «Innovation cities global rating» Санкт–Петербург занимает 81 место среди 445 инновационных городов мира[162].
6.4. Развитие законодательства в области
интеллектуальной собственности
Законодательство об охране интеллектуальной собственности является составной частью гражданского законодательства Российской Федерации. Принцип охраны интеллектуальной собственности закреплен в статье 44 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Данная статья гарантирует каждому гражданину России «…свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом».
Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правила, регулирующие отношения в этой сфере, также закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации часть 4, введенный в действие Законом Российской Федерации 18. 12.2006 г. № 230–ФЗ.ГК РФ интегрировал в себе основные положения ранее действовавших законов «Об авторском праве и смежных правах», «Об информации, информатизации и защите информации», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и ряда других нормативных актов.
В Гражданском кодексе подробно изложены права авторов на результаты интеллектуальной деятельности; право юридических лиц на средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, место происхождения товара); сущность и структура понятия «авторские права и смежные права», в том числе право авторства и право автора на имя, право на неприкосновенность произведения; положения нетрадиционных особых объектах интеллектуальной собственности; основы патентного права в Российской Федерации.
Гражданский кодекс определяет интеллектуальной собственностью охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, которыми являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ и базы данных; изобретения, полезные модели, промышленные образцы и топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу–хау); средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также другие объекты интеллектуальной собственности.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы, непередаваемы и сохраняются бессрочно. А вот исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может быть передано автором другому лицу по договору или по иным основаниям, установленным законом.
Авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с их созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторскими правами считаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Автору произведения принадлежат: исключительное право на само произведение, право авторства и право на имя, право на неприкосновенность произведения и его обнародование.
Гражданский кодекс определяет объекты охраны авторского права, вводит понятие национального режима охраны, устанавливает минимальный срок действия авторского права. В нем определены основные понятия интеллектуальной деятельности, принципы, объекты и субъекты авторского права, сферы его деятельности, порядок возникновения и признания авторских прав, возникающие в этой связи личные неимущественные и имущественные права авторов, установлены сроки действия авторских прав.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения произведения и способа его выражения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Исключительное право на произведение переходит по наследству. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства переходит в общественное достояние.
Гражданский кодекс определяет сферу распространения авторского права. В соответствии с законом об авторском праве такое право в сфере науки распространяется на:
1. опубликованные, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой–либо объективной форме новые результаты научных исследований на территории России, независимо от гражданства авторов и их правопреемников, а также за пределами России гражданами РФ и их правопреемниками, гражданами других государств в соответствии с международными договорами РФ;
2. письменные рукописи, машинописные тексты, устные публичные выступления на симпозиумах, конференциях и семинарах;
3. изображения (рисунки, эскизы, планы, чертежи, фотографии), видео– и аудиозаписи;
4. объемно–пространственные формы (модели, макеты, сооружения, технические устройства, приборы и т. п.) и другие формы.
В то же время авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Объектами авторского права не являются также официальные документы (законы, административные документы, официальные переводы), сообщения о научных событиях и фактах, имеющих информационный характер, и т. п.
В научных работах допускается воспроизведение источника или его фрагмента без согласия автора и без выплаты авторского гонорара, но с обязательной ссылкой на автора, а также названия заимствования. Это относится к цитированию, ссылкам на работы при проведении анализа состояния науки в области исследования и в ряде других случаев.
Смежными с авторскими правами являются интеллектуальные права на результаты исполнения, на фонограммы, на сообщение в радио– и телепередачах, на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
В Гражданском кодексе отдельно оговорены правила воспроизведения программ и баз данных, декомпилирования программ для ЭВМ. В частности, лицу, правомерно владеющему экземпляром программы для ЭВМ, дано разрешение без согласия автора вносить в нее изменения, осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы. Разрешается изготавливать копию программы или базы данных (но только для архивных целей и для замены приобретенного экземпляра, в случаях, когда экземпляр программы утерян, уничтожен либо по какой–то причине стал непригоден для исправления).
Установлено содержание, порядок и условия заключения авторского договора, а также ответственность сторон за его нарушение. Определены виды смежных прав, сфера и сроки их действия, порядок возникновения и охраны смежных прав. Раскрыт порядок и способы защиты авторских и смежных прав, ответственность за их нарушение.
Кодекс предусматривает исключительное авторское право, которое может быть заявлено авторомна каждый экземпляр научного произведения.
В нем определено понятие служебного произведения, неимущественные авторские права на которое принадлежат его автору, а исключительные права на его использование принадлежат работодателю.
За нарушение авторских прав законом предусмотрена гражданская, уголовная и административная ответственность. Лицо, не выполняющее требований закона, является нарушителем авторских прав.
Патентные права представляют собой интеллектуальные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. При этом автору, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности, принадлежат как исключительные права, так и право авторства.
Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно–технической сфере, отвечающие установленным требованиям к изобретениям и полезным моделям, а также результаты в сфере дизайна, отвечающие требованиям к промышленным образцам.
Изобретением признается техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу действий над материальным объектом с помощью материальных средств, в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению.
Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является:
1. новым, т. е. не известно из уровня техники;
2. имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники;
3. промышленно применимо, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.
При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются условия их более раннего приоритета перед всеми поданными в Российской Федерации другими лицами заявками на выдачу патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Ей предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой.
В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия. Ему предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным. К существенным признакам относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в том числе конфигурация, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия.
Патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца любым не противоречащим закону способом. Он может распоряжаться этим исключительным правом по своему усмотрению.
Нормативно–правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, а также действия по их государственной регистрации осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Порядок представления и оформления патентной информации регламентируется ГОСТ Р15.011–96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения».
К особым объектам интеллектуальной собственностиотносятся открытия, рационализаторские предложения, программы для ЭВМ, топология интегральных микросхем, профессиональные секреты «ноу–хау», служебная и коммерческая тайна, селекционные достижения и др. Правовая защита особых объектов интеллектуальной собственности осуществляется на основе системы международных соглашений в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности, а также Вашингтонского договора об интеллектуальной собственности в отношении топологии интегральных схем 1989 г. Их правовая охрана и защита в нашей стране базируется на Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 21.08.1973 г. № 584.
Открытием признается установление новых и важных фундаментальных научных фактов и положений, которые расширяют и углубляют познание материального мира, приводят к новым знаниям и представлениям об объективной действительности.
Основным признаком научного открытия является его абсолютная мировая новизна, определяемая по дате впервые сформулированного положения, либо по дате опубликования в печати, либо по дате доведения его другим способом до сведения третьих лиц. Другими признаками открытия, обеспечивающими его охраноспособность, являются фундаментальность и достоверность, которая должна быть доказана и научно обоснована теоретически или экспериментально.
Законодательство не закрепляет за авторами открытий исключительных прав на их использование. С момента его обнародования оно становится всеобщим достоянием и может быть свободно использовано любым физическим или юридическим лицом в любой стране при проведении прикладных научных исследований и разработке новых технических решений.
Признание открытия означает лишь признание заслуг ученого, творческими усилиями которого сделано данное открытие.
Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для организации, которой оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала. Критериями его охраноспособности являются технический характер, новизна и полезность рационализаторского предложения. Авторы рационализаторского предложения наделяются личными неимущественными и имущественными правами.
К компьютерным инновациям, как объекту охраны интеллектуальной собственности относятся программы, базы данных для ЭВМ и топологии интегральных микросхем.
Программа для ЭВМ – форма представления совокупности команд и данных, предназначенных для функционирования ЭВМ с целью получения определенного результата.
База данных для ЭВМ форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Топология интегральных микросхем – зафиксированное на материальном носителе пространственно–геометрическое расположение элементов микросхемы и связей между ними. Критериями охраны их правоспособности являются новизна и оригинальность.
В Законе Российской Федерации от 29.07.2004 г. № 98–ФЗ «О коммерческой тайне» определены основы правовой охрана служебной и коммерческой тайны, как информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Служебная и коммерческая тайна не требует официального признания ее охраноспособности и государственной регистрации. Являясь объектом интеллектуальной собственности, она обладает рядом специфических особенностей. В ее основе лежит монополия на некоторую совокупность знаний и сведений, и от самого правообладателя и принимаемых им мер зависит сохранность этой монополии и жизненность его права на эту тайну. Служебная и коммерческая тайна обладают наибольшей универсальностью среди других объектов охраны интеллектуальной собственности, поскольку под это понятие могут быть подведены самые разнообразные сведения. Право на служебную и коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия на информацию.
Особой формой коммерческих секретов является «ноу–хау» (от англ. «знаю, как») – совокупность конфиденциальных знаний и сведений научного, технического, производственного, технологического, финансово–коммерческого характера, полученных в результате профессиональной деятельности и не ставших общим достоянием, в результате чего дающие приоритет в конкурентной борьбе. К ним относятся также инновации, выполненные на уровне изобретения и по ряду причин (случайно или умышленно) не запатентованные.
Объекты «ноу–хау» считаются собственными и закрытыми объектами интеллектуальной собственности для их создателей и владельцев до того момента, когда они как бывшие секреты становятся раскрытыми и доступными для неограниченного круга лиц. Они имеют непатентноохранные формы защиты прав и интересов их владельцев, предусматривающие возможность заключения лицензионных договоров и соглашений на их передачу. Законодательство защищает права и интересы владельцев «ноу–хау» путем установления и реализации строгой (вплоть до уголовной) ответственности служащих за разглашение фирменных секретов.
6.5. Налоговое стимулирование научных исследований
и инновационной деятельности
Налоговые льготы являются одним из направлений государственной инновационной политики и формой государственной поддержки инновационной деятельности предприятий.
Налоговые льготы для инновационных предприятий – это стандартные налоговые льготы, принятые на уровне Федерации и прописанные в Налоговом кодексе Российской Федерации. К ним относятся:
1. Освобождение от НДС при реализации научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ. Согласно ст. 149 п. 3 подп. 16.1 Налогового кодекса РФ от уплаты НДС освобождаются услуги по выполнению НИОКР, относящихся к созданию новой или усовершенствованию существующей продукции и технологий при условии выполнения следующих видов деятельности: разработка конструкции инженерного объекта или технической системы, новых технологий; создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, их испытание, осуществляемые учреждениями образования и научными организациями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
2. Также освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
3. Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии со ст. 149 п. 2 подпункт 26 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу–хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.
4. Упрощенный учет расходов на НИОКР. По положению, закрепленному в ст. 262 Налогового кодекса РФ, инновационное предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, имеет право включать в состав расходов на НИОКР (в т. ч. не давшие положительного результата) расходы в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. При этом расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.
К расходам, связанным с НИОКР относятся:
5. амортизация по оборотным средствам и нематериальным активам (кроме зданий и сооружений) за время, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР;
6. оплата труда занятых в НИОКР работников (про