Концепция национальной инновационной системы

Современная концепция национальной инновационной системы (НИС), которая однозначно трактовалась как «государственная», начала формироваться в начале 80–х годов прошлого века. Ее авторами были западные экономисты К. Фриман, Б. Лундвалл, Р. Нельсон.

Впервые понятие НИС было предложено в 1987 г. английским экономистом Кристофером Фриманом (1921–2010), как результат его исследований технологической политики правительства Японии. Фриман описал важнейшие элементы НИС Японии, которые обеспечили ее экономический успех в послевоенный период. По его мнению НИС представляет «сеть институтов в государственном и частном секторах, чья активность и взаимодействие создают, импортируют, модифицируют и распространяют новые технологии»[128] .

Первыми научными трудами, посвященными непосредственно инновационной системе, считаются книги «Национальная система инноваций»[129], вышедшая в 1992 г. под редакцией Бенгта–Оке Лундвалла (род. 1941) и «Национальная инновационная система: компаративный анализ»[130] американского экономиста Ричарда Нельсона (род. 1930), опубликованная в 1993 г.

В своей книге Нельсон основное внимание уделял процессам эволюционных экономических изменений, основанных на взаимосвязи технологического прогресса и развитии национальных инновационных систем. По его мнению, НИС представляет собой «систему национальных институтов, взаимодействие которых определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм».

Профессор Лундвалл рассматривал инновационную систему в узком смысле, как совокупность высокотехнологичных компаний и систему их взаимодействия с университетами и исследовательскими институтами, иначе, как «элементы и связи между ними, которые взаимодействуют при производстве, распространении и использовании экономически полезных знаний. Эти элементы расположены или имеют корни внутри национальных границ». В широком смысле, он рассматривал НИС как совокупность системы образования, источников и каналов финансирования, а также мер государственной поддержки, включая нормы правового регулирования, социальные гарантии и льготы[131]. В сответствии с концепцией Лундвалла, различия в технико–экономическом развитии стран определяются характеристиками институционального устройства инновационной среды в которой функционируют производственные предприятия. А структура инновационной среды зависит от того, что производится в системе и какой уровень знаний и компетенций ею достигнут.

Подход к исследованию динамики технико–экономического развития в различных странах, исходящий из понятия НИС, оказался достаточно популярным, поскольку создавал основу для разработки эффективной индустриальной политики. Это определялось тем, что данное понятие отражает наиболее современное понимание технологического развития, как непрерывного инновационного процесса.

В основе концепции лежали фундаментальные идеи Й. Шумпетера об экономическом и технологическом развитии на основе инноваций и научных разработок. Ее основными закономерностями являлись:

1. зависимость потребительских свойств и объемов производства продукции от приложения научных знаний и новых технологий;

2. зависимость инновационной динамики от успешного взаимодействия научных учреждений с предпринимательским сектором;

3. признание особой роли нового организационного знания в экономическом развитии и рост числа производителей знаний;

4. рассмотрение роли, сущности и содержания инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее структуру.

По мнению ряда западных экономистов, формирование НИС является первой стадией построения постиндустриального общества, основу экономики которого составляет создание и использование новых научных знаний.

До настоящего времени нет общепризнанного определения НИС, не разработана и единая методика ее формирования. Сформировалось три основных интерпретации понятия НИС.

Первая рассматривает НИС как множество институтов, деятельность которых направлена на разработку и диффузию инноваций. Такой подход отражает процессы коммерциализации и практической отдачи от исследований и разработок, т. к. внедрение нового продукта связано с совместной работой значительного числа хозяйствующих субъектов.

Вторая трактует НИС как комплекс взаимосвязанных экономических механизмов и видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы. Данное определение акцентирует внимание на процессах взаимодействия субъектов НИС.

Третья – истолковывает НИС как элемент национальной экономической системы связанный с экономическими отношениями, обеспечивающими встраивание инновационной деятельности в процессы экономического развития. Только создание формальных компонентов НИС является необходимым, но не достаточным условием и не гарантирует успеха инноваций, необходимо формирование экономической среды, благоприятной для инноваций.

Известный специалист по проблемам развития НИС Н. А. Иванова дает ей следующее определение: «НИС – это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности»[132].

Приведенное определение НИС охватывает ее основные признаки и подчеркивает ее связь с историко–экономическими особенностями страны.

Главный научный сотрудник Центрального экономико–математического института О. Г. Голиченко, отмечал, что «НИС возникает при объединении усилий государства, представителей предпринимательской, научной и творческой среды. Государство не только создает рамочные условия работы системы, но и во многом формирует мотивационную основу деятельности элементов системы, многие ресурсы и институты НИС, предоставляет доступ к ним, выступает катализатором процессов в НИС как партнер, снижающий инновационные риски»[133].

В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127–ФЗ «О науке и государственной научно–технической политике» под инновационной инфраструктурой понимается «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально–технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг»

Основная цель НИС состоит в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении качества жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест в сфере науки и в сферах производства инновационной продукции, а также в увеличении поступлений в бюджет за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения.

НИС формируется, на основе государственной макроэкономической политики и правовой базы. На формирование НИС влияет множество объективных для данной страны факторов, в том числе ее размеры страны, развитость ее инфраструктуры, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, особенности исторического развития государственных институтов и форм предпринимательской деятельности. Каждая НИС характеризуется определенной структурой и соответствующей степенью упорядоченности, предполагающими необходимую стабильность взаимодействия ее элементов.

В теории инноватики анализируются различные модели национальной инновационной системы.

Наиболее простая модель НИС отражает роль частного сектора в разработке технологий на основе собственных исследований и предусматривает рыночное освоение инноваций. При этом роль государства заключается в содействии фундаментальным исследований в университетах и формированию комплекса критически важных технологий стратегического характера, а также в создании и инфраструктуры и благоприятной среды для инновационной деятельности частных предприятий. В рамках общей модели формируются национальные особенности НИС: доля государства и частного сектора в выполнении основных функций; роль крупных и мелких инновационных предприятий; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития НИС и отраслевая структура инновационной деятельности.

Евроатлантическая модель отображает полный инновационный цикл: от появления в системе фундаментальной и прикладной корпоративной науки инновационной идеи, ее воплощения в инновационные разработки, создание опытных, демонстрационных и промышленных образцов, их запуск в производство.

Особое внимание уделяется коммерциализации разработок и финансированию инновационных бизнес–проектов, в том числе за счет предоставления грантов, стимулирования создания малых совместных предприятий научно–исследовательского профиля при университетах и научно–исследовательских центрах. Концепция сосредоточения НИС вокруг крупнейших университетов реализована в наиболее развитых странах Западной Европы. Помимо этого, для интеграции взаимодополняющих направлений науки и техники могут создаваться инновационные центры, разрабатывающие и продвигающие уникальные технологии с учетом потребностей бизнеса, а также центры, фокусирующиеся на определенном рынке или секторе экономики.

Евроатлантическая модель предусматривает комплекс методов стимулирования инновационной деятельности: законодательные, финансовые, налоговые. Особое внимание уделено разнообразным инновационным структурам: государственным и частным фондам венчурного капитала, бизнес–инкубаторам, взаимным фондам поддержки инноваций, технопаркам и технополисам. В модели выделена роль региональных и субрегиональных проектов в области высоких технологий, созданных по аналогии с Кремниевой долиной в США, как например, центр энергосберегающих технологий – «энергетическая долина» в Нидерландах или «компьютерная долина» в Швеции.

Таким образом, фундаментом построения НИС развитых в экономическом отношении стран являются университетская наука с направлениями исследований, финансируемых государством; поддержка бизнесом прикладных исследований; региональная концентрация усилий в области науки и технологий.

НИС малых стран Европы: Швеции, Нидерландов, Дании, Швейцарии, Финляндии сосредотачивает усилия на развитии фундаментальной университетской науки, финансируемой преимущественно из госбюджета. Прикладные исследования в этих странах финансируются в основном за счет грантов и совместных проектов, инициируемых крупными корпорациями. Активное участие в финансировании инновационных разработок принимает малый и средний бизнес. Вместе с тем в каждой из этих стран есть свои особенности реализации НИС. Например, в Дании существует уникальная система GTS–институтов (дат. Godkendt teknologisk service – Официальная технологическая служба), представляющая независимые компании, которые разрабатывают и продают прикладные знания и технологические услуги частным и государственным структурам.

В странах Западной Европы идут процессы научной интеграции и создания единой инновационной системы в общих границах Европейского Союза, для чего разработаны специальные механизмы интеграции инновационной деятельности: сети открытых инноваций, программы открытого доступа к высокотехнологичной исследовательской инфраструктуре, технологические платформы, совместные технологические инициативы, дорожная карта Европейского стратегического Форума по исследовательским инфраструктурам (ESFRI) и др. В малых странах Европы особо пристальное внимание уделяется созданию научно–производственных кластеров.

Восточноазиатская модель – это модель инновационного развития, где сегмент фундаментальных научных исследований минимален, а в качестве центра инновационных разработок рассматриваются исследовательские лаборатории при корпорациях. Это обусловлено преимущественной ориентацией восточноазиатских государств на заимствование технологий и экспорт высокотехнологической продукции.

Классический пример модели – Япония, где НИС ориентирована, прежде всего, на новейшие технологии. При формировании НИС в 1950–1980 гг. ее основной составляющей было заимствование научно–технических разработок заграницей, преимущественно за счет покупки лицензий, создания совместных предприятий, участия в многонациональных исследовательских проектах. Дополняли это направление собственные исследования в крупнейших корпорациях.

В последующем НИС Японии сделала упор на национальные инновации, для чего был внедрен ряд исследовательских программ, в том числе: «Программа развития базовых технологий для новых отраслей» и программа «Гибкие исследовательские системы для развития созидательной науки и технологий», в соответствии с которой была создана уникальная система организация исследований – государственных венчуров, так называемых «проектных лидеров».

С начала XXI в. в основе НИС Японии лежит выделение ряда приоритетных направлений фундаментальных исследований: науки о жизни, информатика и телекоммуникационные системы, нанотехнологии и материалы, экология, а также прикладные исследования, включая энергетику, промышленные технологии, производственную и социальную инфраструктуру. Основная часть фундаментальных исследований в Японии ведется в университетах и государственных лабораториях, но значительная часть прикладных научно–технических разработок осуществляется в лабораториях крупных корпораций. Разработки, производство, сбыт и маркетинг инноваций в них соединены так, чтобы от начала разработки идеи до серийного производства инновации обеспечить их быстрые разработку, отбор, внедрение в производство и диффузию. Основным средством обеспечения эффективного инновационного процесса является формирование команды разработчиков и продвижения инновации из сотрудников различных подразделений компании.

В настоящее время Япония переходит к абсолютно новой модели НИС, призванной обеспечить научно–техническое лидерство за счет коммерческой реализации национальными компаниями научных достижений и разработок, не применявшихся ранее конкурентами. Важнейшим направлением новой НИС является обеспечение лидирующих позиций страны в создании природоохранных технологий, увеличение числа научных центров мирового уровня, обеспечение полной занятости молодых научных кадров, широкое внедрение инноваций в социальную сферу.

Модель «тройной спирали» (Triple Helix Model) разработана в середине 1990–х гг. на базе евроатлантической модели, как результат исследования опыта Кремниевой долины американскими социологами Г. Ицковицем и Л. Лейдесдорфом. В основе модели тройной спирали лежит взаимодействие трех ведущих секторов НИС: государства – науки – бизнеса. Университеты, занимаясь образовательной деятельностью и научными исследованиями, создают новые компании в университетских бизнес–инкубаторах, способствуя развитию экономики. Государство не только законодательно регулирует инновационную деятельность, но и выступает как предприниматель и венчурный инвестор. Бизнес оказывает образовательные услуги, ориентированные на востребованные инновационные исследования и разработки. В данной модели ведущее место принадлежит университетам, которые превращаются в предпринимательские или университеты промышленного типа.

Классическим примером принципа тройной спирали считается Кремниевая долина в США. В настоящее время основой НИС США является около 150 университетов, которым принадлежат права интеллектуальной собственности на разработки, профинансированные при поддержке государства. В университетах сосредоточены основные исследования в сфере фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований. Помимо университетов, в США фундаментальной наукой занимаются Институты высших исследований и Национальные лаборатории, развивающие отдельные направления прикладной науки. Помимо этого, фундаментальные и прикладные исследования на коммерческой основе осуществляют и частные исследовательские корпораций, как например Rand Corp. Трансфер технологий в США осуществляется либо из университетов в промышленность с помощью венчурных компаний, либо путем реализации концепции закрытых инноваций – создания в компаниях крупных исследовательских подразделений. Сравнительная характеристика моделей национальных инновационных представляет Таблица 5..

В настоящее время формируется усложненный вариант модели тройной спирали – модель четверной спирали (Quadruple–Helix Model), предложенная в 2009 г. Ю. Караяннисом и Д. Кэмпбэлл.

Таблица 5.1. Сравнительная характеристика моделей национальных
инновационных систем, по данным[134]

Критерии Евроатлантическая Восточноазиатская Модель «тройной спирали»  
Страны Великобритания, Германия, Франция, Италия Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань США, отдельные элементы есть в НИС европейских стран  
1. Ядро модели Университеты и исследовательские центры Исследовательские лаборатории при корпорациях Наука–государство–бизнес и их взаимодействие  
2. Этапы инновационного цикла Полный инновационный цикл Отсутствует сегмент фундаментальной науки Полный инновационный цикл  
3. Роль государства Помощь в коммерциализации, финансировании инновационных проектов; поощрение частно–государственного партнерства в инновационной сфере Ориентация на заимствование технологий и экспорт высокотехнологичной продукции Стимулирование технологического развития и коммерциализации результатов НИОКР  
4. Особенности финансирования НИОКР Активно используются государственные гранты Расходы частного сектора преобладают Частный сектор плюс государственные расходы. Активное использование венчурного капитала (США)  
5. Методы стимулирования инновационной активности Законодательные (в т. ч. по охране интеллектуальной собственности), финансовые, налоговые Создание организационных условий для инновационной активности Законодательные (в т. ч. по охране интеллектуальной собственности), финансовые

В настоящее время формируется усложненный вариант модели тройной спирали – модель четверной спирали (Quadruple–Helix Model), предложенная в 2009 г. Ю. Караяннисом и Д. Кэмпбэлл. Эта модификация означает сетевое взаимодействие на уровне всего общества, а не только между тремя ведущими институтами. В XXI в. гражданское общество является четвертым институциональным сектором и играет важную роль в создании и распространении новых знаний путем сетевого взаимодействия на уровне всего общества. Модель рассматривается как главный способ повышения эффективности инновационных процессов и возможность сделать инновации системными и более восприимчивыми к динамичным изменениям среды. Считается, что модель точнее соответствует постиндустриальной экономике.

Это лишь основные модели НИС, дающие представление о необходимости стратегически обоснованных и последовательно проводимых мер, ориентированных на формирование целостной НИС России, создание институциональных основ конкурентоспособной национальной экономики.

Наши рекомендации