История и предпосылки возникновения теоретической инноватики

Основы теории инноваций заложены российским ученым–экономистом Н.Д.Кондратьевым (1892 – 1938 гг.) еще в 1922 году (работа «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. – М.: Экономика, 2002.), который увязал волны изобретений и инноваций с переходом к новому циклу развития мира. Кондратьев Н.Д. впервые раскрыл роль изобретений и инноваций в смене больших циклов. Исследования в области движения «товарных цен, процента на капитал, заработной платы, объемов внешней торговли, производства чугуна в экономически развитых странах мира – Великобритании, Франции, Германии, США за длительный период (около 140 лет)» позволили сделать вывод о наличии больших циклов конъюнктуры – воспроизводства (48–55 лет) и малых циклах (8–10 лет). «Период продолжительности и причину возникновения циклов он связывал с революционным обновлением производственных средств» (Новый экономический словарь). Кондратьевым Н.Д. приводится гипотеза об определяющем влиянии волн научно–технического прогресса на динамику развития экономики. В качестве исходных априорных данных для анализа ученый использовал статистический материал.

Становлением и развитием теории инноваций с экономической точки зрения человечество обязано трудам Йозефа Алоиза Шумпетера (1883–1950 гг., австрийский и американский экономист, политолог, социолог), который утверждал, что «экономическое развитие продвигают инновации – в ходе динамического процесса, в котором новые технологии заменяют старые, назвав этот процесс «творческим разрушением»[22]. Основной труд Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1912 г., в г. Гратце) посвящен теории экономической динамики, основанной на создании «новых комбинаций», основными видами которых являются: производство новых благ, применение новых способов производства и коммерческого использования благ существующих, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников и сырья и изменение отраслевой структуры. Й. Шумпетер считал, что стимулом для внедрения новых комбинаций (инноваций) является предпринимательская прибыль, которую возможно получить в результате поставки на рынок нового изделия, производимого с меньшими затратами. Таким образом, Й. Шумпетер ввел классификацию инноваций по пяти признакам с точки зрения инновации как способа создания активов, «рыночного эксперимента»:

- введение в обращение новых продуктов;

- введение в обращение новых методов производств;

- открытие новых рынков;

- освоение новых источников снабжения сырьем или другими исходными ценностями;

- создание новых рыночных структур для различных отраслей промышленности.

«Innovatio» (лат. «обновление», «улучшение») является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык – инновация, нововведение, новшество, новаторство.

Существует множество трактовок термина «инновация». Так, например, под «инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления»[23].

В книге теоретика менеджмента 20 века Питера Фердинанда Друкера «Бизнес и инновации» под «инновацией» подразумевается «особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг». Автор считает, что инновация является прежде всего управленческой функцией.

Б. Твисс в книге «Управление научно–техническими нововведениями» под инновацией понимает «процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя». Продукт рассматривается как носитель технологии, форма продукта – результат взаимоувязки самой технологии и удовлетворяемой потребности.

Различные варианты определений предложили Райзбер Б.А., Тамбер В., Азгальдов Г.Г. и Костин А.В. (май 2011), Хаггардон Э. и многие другие[24], свое определение предложило Минэкономразвития России в проекте «Инновационная Россия–2020», ОЭСР в Руководстве[25].

Еще в СССР была поставлена проблема внедрения инноваций. Тогда этот процесс назывался процесс интенсификации развития предприятий и организаций и экономики в целом (Материалы июньского Пленума СССР 1988 г.).

Процесс внедрения инноваций можно рассмотреть, например, как последовательность исторических эпох от мезолита (10–8 тыс. до н.э.), неолита (7–4 тыс. до н.э.) до индустриальной цивилизации (посл. Треть 18, конец 20 веков) и постиндустриальной, интегральной цивилизации (21 в. – 22 век). Если в эпоху мезолита инновационными являлись такие продукты как лук, стрела, керамическая посуда, а инновационными процессами можно считать процессы одомашнивания животных, то в постиндустриальной эпохе инновационными процессами могут быть процессы становления ноосферы, процессы замены природного сырья, создания возобновляемых источников энергии.

Отечественные ученые 20 века (Косыгин А.Н., Либерман Е.Г., Глушков В.М., Федоренко Н.П., Примаков Е.Н., Образцов И.В. и др.), которые занимались восстановлением народного хозяйства СССР после Великой отечественной войны, активно способствовали совершенствованию инновационной деятельности: создание отделов и бюро научно–технической информации, патентных отделов, поддержка рационализаторской и изобретательской деятельности, разработка Государственной автоматизированной системы научно–технической информации (ГАС НТИ), разработка реформы планирования и управления народным хозяйством СССР (1965–1970 гг.)[26].

Современная российская школа инноваций получила свое начало с 1988 года в многографиях Ю.В. Яковца «Закономерности научно–технического прогресса и их планомерное использование» (1984 г.) и «Ускорение научно–технического прогресса: теория и экономический механизм», в которых была предложена классификация инноваций по уровню новизны, введено понятие инновационного цикла, определена его структура, раскрыта связь с научными, изобретательскими и инновационными циклами.

Нобелевский лауреат российский ученый С. Кузнец дополнил классификацию инноваций понятиями эпохальные инновации и антиинновации. В трудах проф. Колосова В.Г. создан понятийный аппарат, связанный с инновационным процессом, введена идея Санкт–Петербургского кибернетического технополиса[27].

Инноватика – область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой, так и некоммерческой базе[28].

Теория менеджмента базируется на концепциях, сформулированных учеными, которые являлись исследователями предметных областей экономики, политологии, социологии, психологии, физики, механики и т.д. Представим некоторых из них.

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915 гг.) – американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента. В книге «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) показал, что достижение главной задачи управления предприятием – извлечение максимальной прибыли в соединении с максимальным благосостоянием работника – достижима в условиях административного стратегического управления, соединенного с усилиями самого работника. Причем труд работника рассматривается как с точки зрения своевременного поощрения увеличения производительности труда («инициатива–поощрение», по сути дела, «инновация–поощрение»), так и с точки зрения создания необходимых предпосылок увеличения производительности труда. Систематическая организация труда – путь к повышению производительности.

А. Файоль – ввел классификацию пяти циклов управления: планирование – организация – контроль – координация – мотивация для управленческого цикла.

Принцип Деминга–Шухарта (Деминг Уильям Эдвардс, американский ученый, статистик (1900–1993) сформулировал 14 принципов качества для выхода из кризиса предприятия, является специалистом в области менеджмента качества, ввел понятия «непрерывного усовершенствования»; Шухарт Уолтер Эндрю – американский ученый по теории управления качеством; обобщил результаты работ по статистическому методу контроля качества производственно–технологических процессов, ввел методики обеспечения качества изготавливаемой продукции с использованием контрольных карт Шухарта, по принципу «Шести сигм» (Шухарт «Экономическое управление качеством промышленной продукции») – ввели цикл управления PDCA: планируй, исполняй, проверяй, активно участвуй в исполнении.

Эмерсон Гаррингтон в своем труде «12 принципов производительности» в 1911 году – ввел в теорию менеджмента понятия «производительность» и «эффективность». Так, например, эффективность (производительность) Эмерсон рассматривал с точки зрения максимального соотношения между совокупными затратами и экономическими результатами. В своих 12 принципах он учитывал необходимость диспетчирования, нормирования операций, разработку письменных стандартных инструкций – по сути, этот подход используется при регламентировании бизнес–процессов как необходимого условия процессного управления.

Дуглас Мак–Грегор, (1906–1964) – американский социальный психолог, ввел модель теории X и теории Y для анализа факторов мотивации в книге «Человеческая сторона предприятия», так, теория Х состоит в необходимости заставлять человека работать жесткими методами и мягкими убеждениями, в то время как теория У предлагает естественным образом использовать желание человека трудиться. Разработка теории Z – посвящена вопросам взаимоувязки теорий Х и У.

Абрахам Харольд Маслоу (1900–1970) – американский психолог, основатель «пирамиды потребностей Маслоу» при анализе мотиваций работника к труду в виде иерархической модели потребностей человека.

Джон Кеннет Гэлбрейт (1908 – 2006 гг.) в книге «Новое индустриальное общество» исследует тенденции мировой экономике в 20 веке, выдвинул концепцию «индустриального общества» (электронного общества), «техноструктуры», «зрелой корпорации», развил теорию рынка в современных условиях глобализации, показал, что обеспечить высокий темп производства можно только при обеспечении социального контроля микро и макроэкономических показателей, контроле государства, глобального планирования развития.

Питер Фердинанд Друкер (1909–2005) – американский ученый, особое внимание в своих работах уделял вопросам поиска и обучения интеллектуальному труду, креативности мышлении работников предприятия, о подготовке эффективных управляющих компаний, о необходимости разработки инноваций, о стратегическом разрыве в бизнес–процессах и инновации. Так, внимательный анализ несогласованности этапов бизнес–процесса может подсказать новые направления развития. По сути, в его трудах содержались основы для структурирования бизнес–процессов «как есть», выявлении «узких мест», проектировании бизнес–процессов «как надо». Одним из путей анализа – разбиение на подпроцессы. Так, в примере Друкера с погрузкой судов в портах, выявлены подпроцессы «погрузка», «обработка груза», управление которыми по отдельности позволило повысить эффективность работ. (в книге «Бизнес и инновации». – М.: Вильямс, 2007).

Портер Майкл Юджин (1947) – американский экономист, основные труды которого посвящены области изучения экономической конкуренции, ввел «5 сил Портера» для анализа угроз стратегическому развитию компании: угроза от появления продуктов–заменителей, угроза от появления новых игроков, анализ рыночной власти поставщиков, анализ рыночной власти потребителей, анализ уровня конкурентной борьбы.

Представим основные подходы к управлению социально – экономическими объектами:

1. Процессный, при котором внедрен принцип параллельного инжиниринга ресурсов, т.е. одновременное управление всеми ресурсами (процессами) предприятия;

2. Системный, при котором при обеспечении целей предприятия учитываются изменения внешней среды системным управлением взаимосвязанными элементами предприятия – социальными, организационными, технологическими и т.д.;

3. Ситуационный, при котором применение того или иного метода управления выбирается в зависимости от существующей ситуации.

Функционально–ориентированные методы управления:маркетинг, диагностика, контроллинг, конкурентная разведка, антикризисное управление.

Процессно–ориентированные методы управления предприятием(аутсорсинг, реинжиниринг, бенчмаркинг, СМК, логистика)– первоочередная мера модернизации. Эти методы управления позволяют масштабировать управленческие решения, регламентировать бизнес–процессы, обеспечивать документирование бизнес–процессов, тем самым повышая эффективность управления.

Предпосылками необходимости развития теоретической инноватики в новых условиях можно считать следующие[29]:

- Преобразование индустриальной экономики в экономику, базирующуюся на информации и знаниях.

Сетевая, новая, когнитивная экономика работает в условиях трансформации предприятий с точки зрения трансформации механизмов организации и управления предприятием. Если традиционное предприятие имело иерархическую управленческую структуру, то современные предприятия (корпорации, фирмы, киберкорпорации) менее централизованы, обладают «гибким» менеджментом, динамически настроенным на изменение внешнего рынка. Информационная система управления таким предприятием работает в условиях единого информационного пространства. Все необходимые этапы процедуры восприятия, структурирования, формализации, обработки, интерпретации информации реализуются в едином электронном интеллектуальном информационном пространстве, доступном для использования как в локальном, так и в многопользовательском режимах работы. Для анализа поведения сложных динамических изменений рынка товаров и услуг в информационных системах одновременно исследуются множества показателей бизнес–процессов, их значений и взаимосвязей между ними. Рынок, как и само предприятие, уже выступает как сложная динамическая система (СДС), а управленческие структуры предприятия в условиях сетевой экономики тесно связаны с электронным бизнесом и электронной коммерцией.

Ведущие производители переносят производство товаров в менее развитые страны с более дешевой рабочей силой, оставляя за собой научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки (НИОКР), разработку новых товаров и инновационных технологий.

Во всех отраслях промышленности информация и технологии, обеспечивающие ее функционирование, стали критическим, стратегическим вложением для предприятий.

- Возникновение глобальной экономики.

Глобальная экономика характеризуется высокой степенью взаимосвязанных бизнес–процессов различных предприятий, банков, поставщиков, клиентов, покупателей, аутсорсинговых работ и т.п., выполняемых непрерывно. Управление процессами необходимо осуществлять непрерывно, обеспечивать необходимую информационную безопасность и принятие решений в режиме онлайн. Требуется соблюдать необходимые требования к электронному документообороту, международным требованиям отчетности. Технологии обработки данных (Big Data) – необходимое условие инновационной деятельности предприятий.

Сетевая революция приобретает лавинообразный характер: технология информационных систем должна обеспечивать одновременный инжиниринг и реинжиниринг всех ресурсов, позволяющих соединять отдельные компьютеры в сети, тем самым расширять область их действия далеко за пределами отдельного подразделения, включая клиентов, поставщиков, деловых партнеров, производителей в единое целое.

- Преобразование структуры и управления предприятиями.

Непрерывность управления в условиях рыночной конкуренции требуют зачастую проводить организационные изменения компаний. Под организационным развитием понимается «концепция планирования, инициирования и осуществления процессов изменения социальных систем»[30]. Изменяться организация должна и структурно, и кадрово. Кадровое обеспечение должно соответствовать поставленным задачам. Эффективное управление бизнесом в условиях рыночной конкуренции требует существенных преобразований в организации и управлении предприятием, а также использования новых технических и технологических возможностей (инноваций).

Традиционное управление базировалось на иерархически–упорядоченных структурах, формальном жестком планировании, распределении труда.

Преобразования предприятий коснулись:

- уменьшения количества уровней управления;

- децентрализации;

- необходимости работы в команде, сотрудничестве (гибкость);

- независимостью от размещения.

Появление на цифровых предприятиях цифрового управляющего контента требует привлечения уровня управления знаниями предприятия. Разработка корпоративных порталов управления знаниями, аналитических платформ поддержки и принятия решений, внедрение новых интеллектуальных информационных технологий управления, позволяет совершенствовать деятельность, обеспечивает прогнозирование результатов.

Философия эффективного управления качественным бизнесом в условиях рыночной конкуренции была разработана еще в 50 годах прошлого века американским статистиком Эдвардсом Дэмингом[31]. Она была успешно реализована в японской экономике, позволив ей не только преодолеть послевоенный кризис, но и быстро войти в число передовых промышленно развитых стран мира. В 80–х годах о ней вспомнили и в США, что позволило США успешно преодолеть возникший тогда экономический кризис и вернуть лидерство в мировой экономике.

- Появление полностью автоматизированных предприятий.

Признаками киберкорпорации являются[32] :

- компьютеризированные связи с заказчиком;

- основные бизнес–процессы организованы с помощью сетей;

- компьютеризованное управление корпоративными ресурсами;

- быстрое восприятие и реагирование на изменяющийся рынок.

Появился электронный рынок – информационная система, объединяющая множество покупателей и продавцов, служащая для обмена информацией, товарами и услугами и одновременно позволяющая производить платежи.

Электронная коммерция – процесс покупки и продажи товаров и услуг, осуществляемый с использованием компьютерных систем. В этом случае Интернет служит основной технологической платформой электронной коммерции, внутренние корпоративные сети (Интранет–сети) позволяют организовывать виртуальные корпоративные структуры. Также для координации своей деятельности с другими фирмами активно используются частные внутренние сети, доступные для авторизованных «внешних» пользователей (экстранеты).

Таким образом, киберкорпорацию можно определить, как совокупность средств электронного бизнеса и электронной коммерции. Так, электронный бизнес использует ИКТ для управления предприятием, удаленными офисами и рабочими группами, деловыми партнерами. Электронная коммерция использует Интернет и ИКТ для работы с клиентами и поставщиками.

1.3. Информационная модель теоретической инноватики.
Системный подход к управлению инновациями.

На рис. 1.7 представлена информационная модель теории инноватики, включающая в себя сведения о предметных областях теории информатики, теории измерений, теории систем, теории управления сложными системами, системного анализа, интегрирующие когнитивные технологии с целью формирования управляющего контента систем поддержки и принятия решений (СППР).

Теория систем – наука о формировании, описании, анализе, проектировании структур и взаимосвязей компонентов, объединенных в единое целое на базе системного подхода.

Термин «теория систем» введен в 30–е годы 20 века Л. Фон Берталанфи, биолог по профессии, который на философском семинаре ввел понятие открытой системы (см.таблица 1.2). Вклад в теорию систем в разные годы внесли ученые: А.А. Богданов 1912 год «Тектология: всеобщая организационная наука»; Маккалок Уоррен в 1943 году публикует «A logical calculus of the ideas immanent in nervous activity»; Ноберт Винер в 1948 году опубликовал книгу «Кибернетика, или управление и связь…..»; Росс Эшби в 1955 г. Опубликовал «Введение в кибернетику»; в 1968 г. Людвиг фон Бертилинфи опубликовал «General System theory: Foundations, Development, Applications»; 2000 год –опубликована книга Александра Малиновского «Тектология. Теория систем. Теоретическая биология».

Рисунок 1.7. Информационная модель теоретической инноватики

Теория управления сложными системами – теория управления— наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. Теоретической базой теории управленияявляются кибернетика и теория информации[33].

Теория измерений – это теория о классификации переменных величин по природе информации, которая содержится в числах – значениях этих переменных величин. Происхождение переменной величины накладывает ограничения на множество действий, которые можно производить с этой величиной[34].

Теория управления техническими системами – раздел теории управления, в качестве объектов исследования рассматриваются технические устройства, входы и выходы которых представляются электрическими сигналами[35].

Теория информатики – раздел прикладной математики, аксиоматически определяющий понятие информации, ее свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных[36].

Теория организации— это социологическое изучение формальных общественных организаций, таких как бизнес и бюрократия, и их взаимосвязи с окружающей средой, в которой они работают. Она дополняет исследования организационного поведения и управления персоналом[37].

Теория менеджмента – наука управления социально–экономическими системами. Методологии управления, учитывающие фактор включения человека в субъект и объект управления, наличие у человека способностей к целеполаганию, к самостоятельному принятию решений. Необходимость мотивации и обучения человека на исполнение управленческих решений, называют специальным термином «менеджмент»[38] .

Информационный менеджмент – наука управления процессами на предприятии (фирме, организации, корпорации и т.д.) с использованием информационных систем и информационных технологий.

Системный анализ — одно из направлений системных исследований, научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Исследование операций, общая теория управления – основные источники для системного анализа.

Рассмотрим все необходимые инфраструктурные предпосылки создания инноваций (новшеств, новых технологий, новых продуктов и услуг). В этом случае необходимо рассматривать инфраструктуру инноваций с точки зрения системного описания деятельности организации, ее корпоративной архитектуры. Ряд ученых для описания инфраструктуры инноваций применяют так называемый «инжиниринговый подход», заключающийся в описании и управлении бизнес–процессами конкретных организационных структур. В конце 20 века процесс вертикального разделения и специализации управления привел к появлению корпоративной сферы управления. Объектом корпоративного управления является вся организация.

«Инжиниринг – представление на коммерческой основе услуг по созданию и эксплуатации объектов инфраструктуры современной экономики – промышленных и энергетических систем, транспортных систем, объектов гражданского строительства и т.д.»[39]. Применение методов инжиниринга для разработки и эксплуатации решений по организации деятельности компаний и некоммерческих институтов получило название «бизнес–инжиниринг»[40]. Ключевую роль в обеспечении эффективности деятельности организаций приобрел процессно–ориентированный подход управления, который позволяет в организации в условиях быстроменяющейся среды перестраивать свою деятельность.

В таблице 1.2. представлены основные определения для системного описания деятельности организации.

Таблица 1.2 Основные определения для системного описания
деятельности организации

Основные определения для системного описания деятельности организации Источники определений
Организация – свойство систем обнаруживать взаимосвязанное поведение ее частей в рамках целого. Термин «организация» используется как обобщающее наименование предприятий, учреждений, научно–исследова­тель­ских, проектных институтов, конструкторских бюро и т.д. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРФ–М, 2009.
Хозяйственные организации – создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней среде. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРФ–М, 2009.
Основные определения для системного описания деятельности организации Источники определений
Теория организации изучает не только все формы организации в природе и обществе, но и организационные процессы, их обуславливающие. Русский ученый Богданов А.А. в работе «Тектология: Всеобщая организационная наука» впервые ввел концепцию теории организации как универсальной науки.
«Система – целостное множество элементов; составляющие системы – компоненты, подсистемы, элементы». С точки зрения преобразования информации различают технические и социально–экономические системы. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006.
Техническая система – это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов, объединенных связями и вступающих в определенные отношения между собой и с внешней средой, чтобы осуществить процесс и выполнить функцию технической системы. Советов Б.Я. Моделирование систем Солодовников В.В., Плотников В.Н., Яковлев А.В. Теория автоматического управления техническими системами
Техническое устройство – совокупность машин и механизмов, выполняющих определенную функцию по преобразованию энергии и совершению полезной работы . Советов Б.Я. Моделирование систем Солодовников В.В., Плотников В.Н., Яковлев А.В. Теория автоматического управления техническими системами
  Продолжение табл. 1.2
Основные определения для системного описания деятельности организации Источники определений
Архитектура цифрового предприятия Подархитектурой цифрового предприятия понимается многомерная процессно–ориентированная модель, реализованная на базе Стандарта ISO/IEC/IEEE 42010 на базе согласования интересов стейкхолдерами, интегрированная в ИТ–инфраструктуру информационной системы предприятия с использованием когнитивных технологий по принципам CALS. Стандарта ISO/IEC/IEEE 42010
Социально–экономические системы, социальная организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием, создаваемая людьми, объединяющая людей, в функционировании которой люди играют активную роль, даются людьми для достижения определенных общественных и личных целей. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРФ–М, 2009.
Менеджмент – управление, учитывающее присутствие человека в контуре управления. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006.
Управление в организации – «функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, физических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности. Реализацию их программ и целей»». Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. – 2–е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРФ–М, 2009.
Структура – компоненты, элементы и связи. Типологии структурных описаний – частные структуры, архитектуры. Структурный срез – частная структура. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006.
  Продолжение табл. 1.2
Основные определения для системного описания деятельности организации Источники определений
Архитектура – представление состава относительно разнородных ключевых компонент системы, возможно обладающих описанием собственной структуры, а также взаимосвязей между ними. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006.
Корпоративная архитектура – системное представление ключевых структурных срезов компании, применяемое для решения прикладных задач организации деятельности. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006.  
Структура системы может быть детерминированной, т.е не изменяться в течение длительного периода исследования системы, и стохастической, случайной; различают адаптивную структуру системы, если систему наблюдают при изменениях в среде или внутренней нестабильности. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРФ–М, 2009.
Процесс – преобразование входа в выход. Словарь ISO от 1994 года определяет процесс как совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в исходящие. Ресурсы организации: производственные, логистические, социальные, информационные, финансовые, денежные, материальные и т.д. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006.
Теория систем изучает законы, принципы, относящиеся к системам в целом. Ориентирована на раскрытие целостности объекта как системы, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРФ–М, 2009.
Кибернетические системы являются одной из разновидностей организационного целого и поэтому используются для описания систем в общей теории организации, а законы их функционирования относятся к группе организационных законов. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРФ–М, 2009.
   
  Продолжение табл. 1.2
Основные определения для системного описания деятельности организации Источники определений
Киберкорпорация (цифровое предприятие) Корпорация (corporation) означает определенную организационно–правовую форму организации предприятия, уставной капитал которого разделен на акции. В российской экономике такие организации принято называть акционерными обществами. Термин cybernetic (кибернетический) связан с тем, что управление такими системами строится по многоуровневой схеме с несколькими вложенными циклами управления. В теории систем такую структуру управления называют кибернетической, а соответствующие системы – кибернетическими (или управляемыми). Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами.7–е Изд/ Пер. с англ. Под ред. Д.Л.Трутнева. – СП.: Питер, 2005. – 912 с.
Бизнес–процесс – последовательность событий, которые претерпевает конкретный ресурс конкретного предприятия за определенный промежуток времени (организации, корпорации, фирмы, компании и т.д.) Брусакова И.А. Имитационное моделирование экономических процессов. – СПб.: Изд–во СПбГИЭУ «ИНЖЭКОН», 2013. Брусакова И.А. и др. Исследование тенденций развития информационного менеджмента в современных условиях. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики. – 2014. – 138 с. http://www.spbume.ru
Автоматизированная информационная система (АИС) «представляет собой совокупность информации, экономико–математических методов и моделей, аппаратно–программных, организационных, технологических средств и специалистов» Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 240 с.
Проекты – совокупность процессов, обеспечивающих решение уникальной задачи. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. – М.: Эксмо, 2006.
  Окончание табл. 1.2
Основные определения для системного описания деятельности организации Источники определений
Сложная динамическая система –система с большим количеством входящих в систему элементов (малая, 10–103 элементов; сложная, 104 – 106 элементов; ультрасложная, 107–1030 элементов; суперсистемы, 1030 – 10200 элементов). Большая система та, которую невозможно исследовать иначе, как по подсистемам»; сложная система та, которая строится для решения многоцелевой, многоаспектной задачи. Системный анализ в экономике и организации производства: учеб. для вузов/ под ред. С.А. Валуева, В.Н.Волковой. – Л.: Политехника, 1991. – С.50,70,84. Черняк Ю.И. Анализ и синтез систем в экономике. – М.: Экономика, 1970.  

1.4. Цифровое предприятие как объект исследований
теоретической инноватики

«Новый контекст инноваций» заключается в возможности их генерирования и распространения посредством инфокоммуникаций, принципов организации цифрового производства, цифровой экономики. Третья промышленная революция характеризуется появлением высокоскоростной широкополосной сети, географическим расширением сетей широкополосного доступа, разработками в области бизнес–приложений на базе современных корпоративных информационных систем, появлением виртуальных корпоративных структур, виртуальных предприятий, сетевой экономики. Большое влияние на эффективность управления оказывает производство, распределение и использование знаний как нематериальных активов предприятий. Появление и внедрение новых цифровых инфокоммуникационных технологий предопределило переход «обычных» предприятий к цифровым. «Ядром организации, ее цифровым активом становится контент, возможность работать с ним и использовать во всех бизнес–процессах», — полагает Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи»[41].

Цифровое предприятие – предприятие, использующее для повышения эффективности своей деятельности новые цифровые инфокоммуникационные когнитивные технологии на всех уровнях управления – операционном, стратегическом, тактическом. В качестве инструмента принятия решений цифровое предприятие использует необходимую ИТ–инфраструктуру, интегрирующую цифровой «знаниевый» контент, сформированный по ключевым показателям эффективности бизнес–процессов. Для цифрового предприятия характерным является тот факт, что все важные бизнес–процессы и процессы управления всех уровней реализованы в электронной цифровой форме[42].

Системный подход как интегральна

Наши рекомендации