Глава 4.2. новые подходы к управлению нис: конкурентоспособность национальных инновационных систем малых стран
Последние десятилетия в условиях становления информационного общества, основанного на знаниях, эффективном развитии НИС, повышении инновационной активности, рассматриваются как ключевые факторы обеспечения конкурентных позиций страны на мировых рынках. Однако анализ национальных инновационных систем, их конкурентоспособности проводится в основном для крупных стран, в первую очередь для США, России, Японии, Китая и др., обладающих мощным экономическим и научно-техническим потенциалом[2]. Означает ли это, что так называемые эффекты масштаба по-прежнему оказывают существенное влияние на конкурентоспособность инновационных систем?
Опыт развития национальных инновационных систем ряда малых стран доказывает, что управление ими может основываться на стратегиях, реализующих совершенно другое множество ключевых факторов успеха, чем в случае крупных стран.
Каковы ключевые факторы успеха развития НИС малых стран?
В этой главе мы рассмотрим пути построения конкурентоспособных инновационных систем для стран, которые не имеют ни широкой технологической базы, ни разветвленной научной и технологической инфраструктуры, ни многонациональных корпораций, базирующихся в этих странах. В условиях глобальной экономики, где доминируют крупные страны и многонациональные корпорации, попытаемся отобразить, спроецировать множество достоинств и недостатков малых и средних организаций на множество потенциальных достоинств и недостатков малой страны. Важно подчеркнуть, что аналогия инновационной политикималых стран с инновационными стратегиями малых и средних организацийпроводится с целью осмыслить новые подходы к эффективному управлению национальными инновационными системами.
Еще недавно традиционным ответом инновационной политики малых стран на влияние процессов глобализации было, образно говоря, «задраить люки», т.е. препятствовать вторжению многонациональных корпораций и использованию местных ресурсов. Однако опыт некоторых малых стран показывает, что эффективной стратегией для этих стран может быть развитие по другому пути, который характеризуется гибкостью и быстрыми коммуникациями, созданием сетей, развитием способности национальных организаций воспринимать и развивать технологии.
Уточним, что понимается под малыми странами. Хотя несколько критериев может использоваться для того, чтобы определить размер страны, наиболее общепринятым из них является численность населения. Так, в работе «Малые страны в условиях технологической революции» в качестве верхнего предела для численности населения малых стран рассматривается цифра 25 млн. человек [163].
Обсуждение специфики инновационно-технологического развития малых стран часто основывалось на положении о том, что малый размер является одной из таких характеристик национальной экономики, которые представляют собой определенные препятствия для успешных технологических инноваций [163]. Это не те препятствия, с которыми сталкиваются бедные или развивающиеся страны, хотя и в этом случае может ощущаться нехватка ресурсов. Это и не те проблемы, с которыми сталкивается регион или крупный город большой страны (это различие объясняется двумя важными факторами: во-первых, малая страна имеет определенную степень автономии в смысле макроэкономической политики; а во-вторых, она осуществляет контроль границ в смысле потоков факторов затрат из страны и в страну). Каковы же эти препятствия или недостатки?
Для ответа на этот вопрос часто проводится аналогия между малой страной и малой организацией. При этом важно отметить, что, как отмечают С. Давенпорт и Д. Бибби, аналогичными, т.е. общими, у них являются не только недостатки, но и преимущества, т.е. некоторые сильные стороны и возможности малых стран аналогичны сильным сторонам и возможностям малых организаций [148].
Достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны малых организаций в инновационной сфере кратко можно обобщить следующим образом. Если инновационные преимущества крупных организаций связаны главным образом со значительными финансовыми и технологическими ресурсами, т.е. имеют характер материальных преимуществ, то преимуществами малых организацийявляются предпринимательский динамизм, внутренняя гибкость и быстрая реакция на изменяющиеся условия, т.е. они имеют характер поведенческихпреимуществ.
Поэтому, если преимущества и недостатки малых и средних организаций действительно аналогичны преимуществам и недостаткам малых стран, то последние можно описать, приравнивая, например, особенности менеджмента в малых и средних организациях к специфике государственного управления в малых странах, рыночное поведение малых организаций - к месту и роли малых стран на глобальном рынке.
В чем заключаются ключевые вопросы национальной инновационной политики малых стран?
По-видимому, эту аналогию можно использовать и при разработке эффективной инновационной политики малых стран, для которой можно проводить параллели с технологической стратегией малых и средних организаций. Конечно, необходимо отметить, что аналогия, сходство между малыми организациями и малыми странами имеет ограниченный характер. Например, можно провести определенную аналогию и между проблемами крупных компаний и проблемами малых стран. Но несмотря на это, может быть полезным рассматривать поведение малой страны в бизнес-контексте, использовать аналогию технологической стратегии малой организации с инновационной политикой малой страны.
Итак, в качестве ключевых вопросов технологических стратегий малых организациймногие специалисты выделяют:
• накопление технологических компетенций;
• внутреннюю стратегическую интеграцию;
• организационные особенности, в частности организационную культуру и гибкость;
• внешнюю ориентацию (см., например, [149]).
Их эквивалентами на национальном уровне, т.е. ключевыми вопросами национальной инновационной политики,в малых странах являются:
• накопление национальных технологических компетенций;
• целостность национальной стратегии;
• национальные особенности, в частности национальная культура, этос и моральное состояние нации;
• международная ориентация.
Другими словами, тщательно проработанная, обоснованная инновационная политика малых стран должна включать идентификацию тех ниш, которые страна стратегически стремится занять на международных рынках; планирование процесса создания национальных технологических преимуществ посредством интеграции национальных НИОКР, международного лицензирования, создания совместных предприятий или приобретений. Особое внимание должно уделяться обучению, поскольку малые страны постепенно развивают специфические для их технологической и инновационной сферы навыки и умения посредством четкой приверженности на национальном уровне процессам обучения, дополняемым интеграцией знаний на международном уровне. Одной из центральных черт инновационной политики малых стран должно быть воспитание в людях способности работать в новых изменяющихся условиях, реализация образовательной стратегии обучения в течение всей жизни человека.
Многие из малых (согласно описанным выше критериям) стран, такие, как Новая Зеландия и Австралия, традиционно полагались в конкурентной борьбе на такие факторы, как хороший климат, подходящий для производства сельскохозяйственного сырья, и выполняли роль «продовольственных ферм» для крупных держав, которые, в свою очередь, вносили свой вклад в форме финансовых и технологических ресурсов. Центральной проблемой таких малых стран является то, что их товарная продукция характеризуется преимущественно низкой степенью переработки и не позволяет создать основу для успешной международной конкуренции с более крупными странами и, в свою очередь, поддерживать тот высокий уровень жизни, который характерен для таких стран.
Однако по аналогии с преимуществами малых организаций в инновационной сфере специалисты отмечают целесообразность изменения акцентов в технологической политике многих малых стран с этих исторически используемых материальных преимуществ на поведенческие преимущества предпринимательского динамизма, внутренней гибкости и быстрого отклика на изменяющиеся обстоятельствас целью максимизировать объемы наукоемкого производства и завоевать определенные ниши рынков промышленной продукции и услуг.
Как могут основанные на знаниях поведенческие стратегии быть реализованы в инновационной политике малых стран? Рассмотрим последовательно каждый из выделенных стратегических элементов (заметим, что при этом признается и их взаимозависимость).
Накопление национальных технологических компетенций
Если раньше малые исредние организации полагались преимущественно на внешние источники ноу-хау, то в последнее время они стали стремиться к накоплению технологических компетенций. Фактически в настоящее время они конкурируют не столько на основе продукта, сколько на основе внутренне генерируемых знаний иопыта (см., например, [149]).
В качестве эквивалента для малых стран можно рассматривать то, что они в настоящее время конкурируют на основе опыта и компетенций, дифференцируя свою продукцию от продукции других стран, которые не имеют соответствующих технологических компетенций. Однако, поскольку другие страны могут приобретать соответствующие опыт и ноу-хау, постольку конкуренция на основе накопления технологических компетенций представляет собой непрерывную, постоянно продолжающуюся конкурентную игру. Страны не только должны сохранять свои собственные базы компетенций, но также должны понимать и учитывать, какие способности, навыки и умения потребуются в будущем для того, чтобы превзойти конкурентов. Хотя элементы технологических компетенций реализованы в продуктах, неявные знания в форме навыков и способностей воплощены в людях, в человеческом капитале.
Инновационная политика должна поддерживать инвестиции в способности, навыки и умения, при этом особый акцент должен делаться на обучении работников с целью максимизации национальной способности ассимиляции знаний. Инновационная политика должна стимулировать взаимодействия между обучаемыми и обучающими, где бы необходимая компетенция ни находилась, для того чтобы овладеть неявным знанием. Поэтому, например, традиционный выезд молодых, недавно обученных специалистов из малых стран в другие страны может рассматриваться как возможность приобретения опыта и компетенций. При условии, что нация сможет привлечь обратно в страну существенную часть этого человеческого капитала в рамках разумного периода времени, внешний опыт обучения может рассматриваться как потенциальное увеличение национальной абсорбционной способности.
Влияет ли размер страны на национальную способность ассимиляции знаний?
Как и в случае малой организации, малый размер страны должен благоприятно влиять на внутреннюю диффузию знаний. Университеты и другие учебные заведения были и продолжают оставаться главными узлами знаний в малых странах. Но для увеличения национальной способности ассимиляции знаний (в противоположность абсорбционной способности отдельной организации) требуется, чтобы национальная инновационная политика поддерживала личные взаимодействия или, по крайней мере, соответствующие коммуникационные средства для передачи явно выраженного знания. Чем больше плотность коммуникационных сетей между организациями в данной стране, тем более вероятно, что знания распространятся от места их производства к месту их потенциального применения. Таким образом, увеличение национальной способности ассимиляции знаний должно включать не только инвестирование в индивидуальные навыки и умения, но и поддержку большого количества сетей даже между, казалось бы. несвязанными секторами, так как не всегда возможно предсказать, где определенный «байт» знаний будет необходим.
Национальная трансформационная способностьтакже является вопросом инновационной политики. Трансформационная способность на национальном уровне зависит от того, насколько хорошо выполняются три задачи: выбор технологий, их поддержание во времени и, когда необходимо, их восстановление и синтез (см., например, [167]).
В большей степени, чем крупные страны, малые страны должны быть способны сохранять в национальной «сокровищнице» аккумулированные за предыдущий период технологии и технологические компетенции. Регистрация патентов в данной стране является лишь одной из граней такой «сокровищницы». Политика, направленная на расширение трансформационной способности, должна включать сохранение национальной технологической памяти путем преобразования неявного знания в портфель явного знания посредством, например, поддержания детальных и полных баз данных по предыдущим исследованиям, разработкам и связанным с ними проектам, осуществляемым во всех организациях страны. Такое хранилище информации должно быть более динамичным, чем просто бюрократический каталог.
Если такая явно выраженная «задокументированная» память становится доступной всем национальным организациям, то это способствует воссозданию и синтезу технологий. Конечно, существуют проблемы относительно реализации такой политики, поскольку явно выраженное знание затем может стать доступным иностранным фирмам, которые связаны сданной страной. Однако нация и в этом случае может получить выгоды, если воссоздание и синтез осуществляются внутри страны или если получен определенный доход от, например, лицензирования интеллектуальной собственности.
Целостность национальной стратегии
Как и в случае организационного уровня, инновационная политика не может рассматриваться на национальном уровне в изоляции от других аспектов деятельности, в том числе валютной политики, политики управления государственными расходами и внутренними сбережениями, социальной политики и политики, направленной на развитие человеческих ресурсов и др.
Страны должны получать преимущества от разработки стратегий и политики на национальном уровне в силу потенциально эффективных информационных потоков и коммуникаций внутри страны. Масштаб национальной деятельности также позволяет тем, кто разрабатывает политику в малых странах, более полно и всесторонне учитывать особенности действия различных факторов и среды, что приводит к более аргументированной формулировке стратегий и политики.
Малые и средние организации, как правило, следуют адаптивной технологической стратегии, основанной на создании базы ключевых технологий, позволяющей реагировать на изменения среды. Они также разрабатывают стратегию развитая человеческих ресурсов, которая сопровождается активными усилиями по привлечению наиболее талантливых сотрудников. Проводя аналогию для инновационной политики малых стран, необходимо отметить, что она должна быть адаптивной и гибкой, но при этом основана на тщательно разрабатываемой стратегии инвестиций в технологии и человеческие ресурсы. Как и малые организации, малые страны постоянно сталкиваются с проблемой выделения финансовых средств на долгосрочные исследования; другими словами, финансовые аспекты политики являются решающими при осуществлении национального технологического выбора и стратегических инвестициях.
Национальные особенности
Нередко один из основных вопросов технологической стратегии в малых и средних организациях заключается в том, как наилучшим образом достичь состояния организационной гибкости. Основное внимание при этом смешается на структуру и системы, которые должны быть гибкими и креативными, но при этом управляемыми. На стимулирование внутрифирменных коммуникаций значительное влияние, но мнению многих специалистов, оказывают:
• архитектура и физическая среда;
• этический и моральный климат;
• методы консультирования и принятия решений.
Если эти три вопроса, имеющих важное значение для усиления коммуникаций, преломить в национальном контексте, то, вероятно, они будут эквивалентны проблемам инфраструктуры, национальной культуры и управления системами консультирования и принятия решений.
Как и в случае малых организаций, инновационная политика с большей готовностью разрабатывается и принимается, если инфраструктура и культура способствуют коммуникациям, благоприятны для их развития. Поддержание инновационной инфраструктуры является ключевым вопросом политики в малых странах с низкой плотностью населения, так как распространение физических активов является ресурсоемким, хотя современные коммуникационные технологии, позволяющие усовершенствовать этот процесс, способствуют доступу к этим активам.
Национальная культура, этос и моральное состояние нации являются существенными для привлечения и сохранения ключевых человеческих ресурсов. Аналогично тому, как определенные организации являются «хорошим местом работы», культура, стиль жизни и уровень жизни определяют национальные особенности и могут иметь ключевое значение для успешного аккумулирования технологических компетенций.
Конечно, национальный эквивалент организационных усилий по привлечению наиболее способных работников должен определяться не только научной и технологической политикой, но и государственными инициативами в области образования, развития экономической и социальной сферы, совместное действие которых позволяет поддерживать соответствующий национальный этос и моральное состояние. В таком свете национальная инновационная политика включает все эти моменты.
Международная ориентация
В качестве преимущества малых и средних организаций рассматривается их способность обучаться, поскольку они, как правило, интегрированы в различные внешние сети, которые являются благоприятной средой для обучения. Малые инновационные компании обычно имеют широкие связи с другими организациями, причем уровень внутренней компетенции является важным фактором, определяющим склонность и способность компании формировать технологические связи. Основные типы их технологических связей часто возникают в области субдоговорных и совместных НИОКР, маркетинговых и производственных отношений, связей в государственном секторе. Особое внимание уделяется сетям поставщиков информации.
Аналогией на уровне национальной политики является внимание к накопленным технологическим компетенциям путем поощрения специалистов данной страны в формировании международных сетей наличном и организационном уровнях.
Международное сотрудничество на уровне отдельных ученых уже стало предметом многих исследований. С развитием нового способа производства знаний требуемые знания могут распространяться в другие производственные места, поэтому политика должна также поощрять связи между различными обучающимися и обучающими. Эти производственные места, площадки будут, вероятно, включать, например, промышленные и высокотехнологичные фирмы. Поэтому инновационная политика должна поддерживать такие взаимодействия через альянсы, совместные предприятия, а потенциально - прямые иностранные инвестиции и иностранную собственность, так как эти инвестиции включают прямые взаимодействия с зарубежными источниками знаний.
Приведенная аналогия также предполагает, что альянсы выходят за границы традиционных технологических связей в области НИОКР, включают также маркетинговые и производственные взаимосвязи между фирмами в малых странах и организациями в крупных странах и многонациональными корпорациями с целью приобретения информации и ноу-хау. Поэтому «правительства и их агентства, сами или в сотрудничестве с другими, будут правильно поступать, если станут функционировать как честные брокеры» [170]. Эта аналогия также подчеркивает важность для диффузии нового знания того, чтобы имелся некоторый связанный с соответствующей областью предварительный опыт и знания в данной стране.
Таким образом, внешняя ориентация инновационной политики тесно связана с политикой накопления технологических компетенций, а центральное значение в инновационной политике в конечном счете имеет человеческий капитал и компетенции.